Смекни!
smekni.com

Характеристика юридической техники (стр. 6 из 19)

«1. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектом Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии».

Исчерпывающее перечисление без строгого соподчинения составных частей (пункт 5.2. статьи 56 вышеназванного Федерального закона):

«5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов списков кандидатов;

б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;

в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;

г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов».

Примерный перечень (пункт 3 статьи 48 вышеназванного Федерального закона):

«3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами».

Правильное использование перечислений делает изложение правового материала боле ясным, четким. Отрицательной же стороной перечислений можно признать увеличение объема законодательного акта.

Тема 9. Нормативная структуризация

1. Понятие нормативной структуризации

Нормативная структуризация закона является важным элементом законодательной техники, поскольку формирует внутреннее устройство закона. Вообще структура закона в юридической литературе понимается как организация его содержания, целесообразного расположения нормативно-правовых предписаний и иных правовых атрибутов. Четкая структура закона обеспечивает наиболее рациональное и целесообразное расположение нормативного правового материала.

Нормативная структуризация — это прием законодательной техники, выражающийся в последовательной системе действий по рациональному и целесообразному расположению нормативных правовых предписаний и официальных реквизитов в тексте закона.

2. Элементы нормативной структуризации

Элементы нормативной структуризации (на примере Федерального закона):

1. Система официальных реквизитов:

наименование формы акта;

название закона;

дата принятия закона Государственной Думой РФ и дата одобрения Советом Федерации РФ;

подпись Президента РФ;

место и дата подписания закона;

регистрационный номер.

Особый интерес представляют правила изложения наименования закона. Наименование должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным. В зарубежной практике встречается использование как полного, так и краткого наименования закона. В Российской Федерации это не принято.

Региональное законодательство зачастую страдает таким недостатком, как чрезвычайно объемные наименования законов. В качестве примера можно назвать закон Владимирской области от 01.12.2004 г. № 209-03 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, а также ветеранов военной службы и ветеранов государственной службы, получивших удостоверения до 31 декабря 2004 года». В данном случае, безусловно, краткость наименования была принесена в жертву его точности. Еще в большей степени это относится к подзаконным нормативным правовым актам.

Правильно сформулированное наименование нормативного правового акта позволяет не только точно определить его предмет, но и облегчить поиск необходимой нормы права.

Преамбула закона. Преамбула является факультативным элементом структуризации и встречается далеко не во всех законах. Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи, цели, и, как правило, положения ненормативного характера.

Как правило, преамбулу содержат значительные по объему законодательные акты. Например, согласно практике работы Законодательного собрания Владимирской области преамбула обычно включается в текст законов, содержащих более десяти статей.

Распространенной ошибкой при изложении преамбулы является ее несоответствие содержанию закона. Например, зачастую преамбула декларирует более широкий или более узкий предмет регулирования закона, нежели на самом деле. В практике законотворческой деятельности встречаются случаи, когда преамбула содержит нормативные предписания, дефиниции встречающихся в законе терминов, что является грубым нарушением правил юридической техники.

Таким образом, к основным правилам изложения преамбулы можно отнести следующие:

не должна содержать самостоятельных нормативных предписаний;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не нумеруется;

предваряет текст закона.

Г.Т. Чернобель в качестве примерных структурных элементов преамбулы закона называет следующие:

перечень регулируемых вопросов;

целевое направление закона;

общая мотивация закона, его нормативного содержания.

Рубрикация закона, т.е. разделение его текста на составные части в соответствии с логической структурой закона:

части;

разделы;

главы;

статьи;

части статей;

пункты.

Разделение закона на составные элементы происходит в зависимости от его объема и логики содержания. На части, напри мер, подразделяются лишь самые объемные кодифицированные законодательные акты (Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации).

Приложение к закону. Приложение, как и преамбула, является факультативным элементом структуризации. Материалы, содержащиеся в приложениях, выполняют, как правило, вспомогательную роль по отношению к основному содержанию закона. В приложениях обычно помещаются таблицы, образцы документов, различные перечни (лиц, органов, работ и г.п.), списки отмененных актов и т.д.

Интересно, что в практике законотворчества ФРГ и ряда других государств используется такой прием законодательной техники, как снабжение закона оглавлением, которое, формулируя все его рубрики (главы, разделы, параграфы и т.д.), является его официальным атрибутом.

Определенные особенности структуризации имеют законы о внесении изменений и дополнений, законы о введении в действие других законов. Так, законы о внесении изменений и дополнений имеют следующие особенности:

название закона начинается со словосочетания «О внесении изменений в статью...» или «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон...». Другие официальные реквизиты традиционны;

такие законы не содержат преамбулы. Вместе с тем они могут вносить в текст изменяемых и дополняемых законов преамбулу;

такие законы, как правило, незначительны по объему и не содержат разделения на части, разделы, главы.

В последнее время на федеральном уровне наметилась интересная тенденция: стали приниматься, как это ни покажется странным, законы о внесении изменений в законы о внесении изменений. Например, в Федеральный закон от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» изменения вносились семь раз. Такие случаи не единичны. Безусловно, данную практику нельзя признать удачной. Изменения должны вноситься в первичный законодательный акт, а не в изменяющие его законы.

Тема 10. Способы языкового изложения

1. Способы языкового изложения как элемент юридической техники

Способы языкового изложения закона являются одним из важнейших элементов законодательной техники, поскольку именно правильное языковое изложение предопределяет ясность, простоту, четкость и доступность для понимания закона. Профессор Д.А. Керимов отмечал, что трудно переоценить значение стиля и языка закона, т.к. «вряд ли можно назвать какую-нибудь иную область общественной практики, где алогично построенная фраза, разрыв между мыслью и ее текстуальным выражением, неверно или неуместно использованное слово способны повлечь за собой тяжелые, иногда даже трагические последствия, как в области законотворчества».

Н.А. Власенко, занимавшийся исследованием языкового изложения законов, отмечает, что языковую основу законодательного текста составляют такие лексические единицы, как нормативные предложения, устойчивые словосочетания (юридические фразеологизмы), слова, в т.ч. аббревиатуры.

Текст законодательного акта — это словесно выраженное и закрепленное в документе содержание данного законодательного акта.

При изложении текста закона следует подчиняться правилам грамматики русского языка (орфографическим, пунктуационным, синтаксическим). Правила орфографии содержат сведения о правописании слов. Правила пунктуации устанавливают систему знаков препинания и помогают членить текст на предложения, устанавливать связи между словами в предложении. Синтаксические же правила помогают правильно строить предложения, выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые более подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. При этом следует учитывать, что грамматические правила изложения текста закона не являются элементом законодательной техники, поскольку в данной ситуации они не имеют специфики. В качестве элемента законодательной техники следует рассматривать лишь требования, предъявляемые к употреблению лексических средств в тексте закона.