Смекни!
smekni.com

Эволюция формы правления в России в XX веке (стр. 5 из 6)

Существующая практика дает все основания для изучения обеих тенденций политико-правового развития, трансформируемой к демократической, российской государственности. Тот факт, что исполнительная власть, персонифицированная в лице Президента и Правительства, сопротивляется развитию идеи парламентского контроля, в формах отвечающих тенденциям мирового парламентского развития, говорит лишь о том, что ее сущность сохраняется при любой форме правления, безотносительно к региональной или институциональной специфике. Действительная проблема лежит в другой плоскости: «в неразвитости или отсутствии институтов местного самоуправления и гражданского общества, политико-правовым и институциональным проявлением которых и является структурированный парламент»[24], а также конституционный и гражданский контроль за деятельностью самого государства.

Форма правления, появившееся в Конституции РФ 1993 г. - это модель эклектичной, "супер-президентской" республики. По ней, президент - глава государства и высшее должностное лицо. Он испрашивает согласие только одной из палат Парламента на назначение высших должностных лиц. Министры назначаются непосредственно. С принятием новой Конституции государственное строительство в России не завершено. Конституционные законы полезны лишь постольку, поскольку они соответствуют реальной готовности общества воспринять их. Эффективно не то решение, которое выглядит демократично, а то, которое будет работать в конкретных исторических условиях современной России.


Заключение

Российская политическая система несказанно далека еще от нормальных демократических стандартов: разделение властей, многопартийности, приоритета прав и свобод личности, господства права во всех областях жизни общества. Принцип разделения властей только провозглашен. На деле же государственные структуры борются за полноту и единство власти, разумеется своей собственной.

Будущее обнаруживает себя в реальной политической практике. Является ли она движением к новому конституционно-демократическому и социо-культурному порядку или завершением эпохи политического романтизма и возвращением к исторически привычным формам административно-бюрократического сосуществования власти и населения - это проблема, решение которой зависит не только от намерений политиков, но и от действий граждан.

Таким образом, в мировом развитии обнаруживается тенденция сначала к созданию смешанной по своему характеру и формам государственности, за которой следует новое качество. Человечество берет позитивные стороны из разных государственных институтов, стремясь преодолеть их негативные элементы, а затем создает новые уникальные государственные структуры. Идея общечеловеческих ценностей, хотя и в искаженном виде, нередко пробивается даже через оболочку тоталитарных форм и капиталистической, и социалистической государственности.

Судьба монархической формы правления различна в различных государствах. Многое зависит от особенностей народа, его менталитета, традиций, воззрений, от положения страны среди других стран, ее величины и т.д. Во всех странах существуют монархисты – убежденные сторонники монархии как наилучшей формы правления. Они всеми средствами пропагандируют эту форму государства, но, в конце концов, от всего народа зависит, при какой форме правления он захочет жить.

Развитие государственности в странах мира идет сложными путями. Общая тенденция заключается в том, что медленно, с поворотами и зигзагами, воспринимаются формы, институты государственности, выработанные общим опытом человечества, соответствующие общедемократическим ценностям, но учитывающие при этом конкретные условия каждой страны. Прошло никогда не исчезает бесследно. В государствах тоталитарного социализма были и позитивные элементы, привлекательные для человека труда.

Все большее число государств в мире, создавая новые государственные формы, идет по пути формирования полупрезидентской, полупарламентарной республики, пытаясь соединить необходимую стабильность правительства в президентской республике с выгодами парламентаризма или включая те или иные элементы другой формы в классические модели.

В заключение хотелось бы привести слова известного правоведа И.А.Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание не только нелепо, опасно, но и может стать гибельным»[25].


Список использованной литературы

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с франц. –М.: Текст, 1993

2. Ахиезер А.С., Ильин В.В. Российская государственность: истоки, традиции и перспективы. –М.: МГУ, 1997

3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России/ Под ред. В.О. Лучина. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003

4. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. –СПб.: «Норма», 1997

5. Государство Российское: власть и общество. Сборник документов/ Под общей ред. Ю.С. Кукушкина. –М.: МГУ, 1996

6. Громыко А.А. Победы и поражения современной социал-демократии// Политические исследования, №3, 2000

7. Гулиев В.Е., Колесников А. Отчужденное государство. -М., 1998

8. Зотова З.М. Власть и общество: проблемы взаимодействия/ Под общ. ред. С.А. Попова. –М.: ИКФ «Омега-Л», 2001

9. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) //Правоведение, 1992, №3

10. Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе// Политические исследования, №№2-3, 2000

11. Салмин А.М. Современная демократия: очерки становления. Издание 2-е, дополненное. –М.: Изд-во «AdMarginem», 2002

12. Хабибулин А.Г. Методологические проблемы типологии государства. –СПб., 1997


[1] Путин В. В. Власть должна быть работающей! //Российская газета, 2000.19 мая, с. 3.

[2] Яковлев А.М. Российская государственность (историко-социологический аспект)// Общественные науки и современность, 2002, №5, С. 78.

[3] Характерны, в этом смысле, следующие работы: Ферро М. Николай II. М., 1991; Ирошников М.П., Процай Л.А., Шелаев Ю.Б. Николай II. Последний российский император. СПб., 1992; Боханов А.Н. 1) Николай II. // Российские самодержцы. 1801 – 1917. М., 1993; 2) Император Николай II. М., 1998; Леве Х.-Д. Николай II. // Русские цари. 1547 – 1917. Ростов-на-Дону – М., 1997; Хереш Э. Николай II. Ростов-на-Дону, 1998.

[4] Усложнению представлений о личности последнего царя способствовали работы Р. Уортмена, Б.В. Ананьича и Р.Ш. Ганелина. См.: Уортмен Р. Николай II и образ самодержавия. // Реформы или революция? Россия 1861 – 1917. Мат. межд. кол. историков. СПб., 1992; Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. 1) Николай II. // Вопросы истории. № 2. М., 1993; 2) От составителей. // Николай II: Воспоминания. Дневники. Сост. Б.В. Ананьич и Р.Ш. Ганелин. СПб., 1994; Frankland N. Imperial Tragedy. Nicholas II, Last of the Tsars. N.-Y., 1961; Lieven D. Nicholas II. Emperor of all Russias. London, 1993. См., также: Куликов С.В. Император Николай II в годы Первой мировой войны. // Английская набережная, 4. Ежегодник С.-Петербургского научного общества историков и архивистов. СПб., 2000.

[5] Савельев А.А. Два восшествия на престол русских царей (Из воспоминаний земского деятеля). // Николай II. Материалы для характеристики личности и царствования. М., 1917. С. 98.

[6] Николай «благоговел» перед памятью Александра III (Александр Михайлович Книга воспоминаний. М., 1991. С. 146). Об Александре III см.: Чернуха В.Г. Александр III. // Александр III. Воспоминания. Дневники. Письма. СПб., 2001.

[7] Буксгевден С.К. Император Николай II, каким я его знала. Отрывки воспоминаний. // Возрождение. Тетр. 67. Париж, 1957. С. 35. Об Александре II см.: Чернуха В.Г. Великий реформатор и великомученик. // Александр II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1995.

[8] См., например: Теория государства и права. М. 1974. С. 307–314.

[9] Начиная с 1905 г., В.И.Ленин сознательно принижал оригинальность его выводов, потому что в то время обвинение в "ревизионизме" марксизма нанесло бы большой ущерб линии большевиков. Революция 1905-1907 гг. была особым, не объяснимым в рамках классического марксизма явлением. Видный исследователь русского крестьянства английский историк Т.Шанин считает, что глубоко поняли смысл этой революции лишь В.И.Ленин и П.А.Столыпин.

[10] Выборы в Учредительное собрание состоялись в ноябре 1917 г. по старым спискам. В октябре И.А.Бунин записал в дневнике: "Вот-вот выборы в Учредительное собрание. У нас ни единая душа не интересуется этим". Открыто Учредительное собрание было 5 января 1918 г.

[11] См.: Бюлетень заграничнай групы Беларускай парты! сацыял1сгау-рэвалюцыянерау. Прага. 1926. № 3–4. С. 23–26.

[12] Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М. 1990. с. 315–321.

[13] Подробный анализ идеологии анархизма см.: Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. Ал маты. 1994.

[14] См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 231.