Смекни!
smekni.com

Эффективность суда присяжных в РФ (стр. 2 из 2)

По делу судьи арбитражного суда Татьяны Фроловой, застреленной неизвестным молодым человеком по дороге на работу, следствие продолжалось четыре года. В итоге в следственном изоляторе оказались муж погибшей, обвинявшийся в заказе убийства жены, предполагаемый киллер и посредник. По мнению обвинения, доказательств, чтобы упрятать всех троих за решётку, было достаточно. Присяжные, однако, признали всех троих невиновными.

Естественно, суд присяжных сразу попал в лучи «софитов» общественного мнения: мотив «нужен он – не нужен» на какое-то время стал почти хитом в правоохранительной и просто «сочувствующей» среде.

Впрочем, на твёрдую «пятёрку» существующая ныне в России форма присяжного судопроизводства всё-таки пока не тянет. Ее главное слабое место – качественный состав коллегий. Например, людям, обвинявшимся в убийстве судьи Фроловой, вердикт выносили четыре пенсионерки, одна безработная, одна домохозяйка, рабочая, уборщица, инвалид, экспедитор, частный предприниматель, автослесарь и техник-технолог. Большинство составляли женщины пожилого возраста и невысокого социального статуса. А значит, не последнюю роль на процессе сыграло все же эмоциональное восприятие происходящего[9].

По мнению некоторых судей, при рассмотрении каждого конкретного дела надо гораздо более взвешенно подходить к отбору присяжных. Хотя все кандидаты в присяжные юридически абсолютно равны по отношению к участвующим в процессе сторонам, защита и обвинение интуитивно всё равно делят их на «своих» и «чужих». Женщины, особенно пожилые, у которых и слезы ближе, и души мягче, дороже сердцу адвоката. Зрелые мужчины с высшим образованием ценнее для прокурора. Естественно, каждая сторона в процессе отбора присяжных пытается выбить самых сильных, на ее взгляд, «игроков» противоположной команды, стараясь оставить больше «своих»[10].

За рубежом к отбору присяжных заседателей привлекаются специалисты-психологи, которые дают рекомендации по каждому конкретному делу: кого не желательно включать в данную коллегию присяжных, банкира, например, не должны судить безработные – какие бы ни были доказательства, вердикт в таком случае скорее всего окажется обвинительным. Рекомендации психологов, в таком деле просто необходимы. Суд присяжных пришёл к нам надолго, его надо не ругать – надо учиться с ним работать[11].

В истории, правда, бывали случаи, когда качественный состав коллегии присяжных никакой особой роли не играл. Знаменитый процесс полуторавековой давности против террористки Веры Засулич, стрелявшей в питерского градоначальника, закончился, как известно, полнейшим оправданием подсудимой. Так вот в ту коллегию присяжных входили девять чиновников, дворянин, купец и один свободный художник. То есть далеко не кухарки. Просто прокурор тогда выступил вяло, а адвокат блистательно. И это решило всё[12].

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, было выявлено, что лишь чуть больше трети участников опроса (31 процент) считают, что введение суда присяжных положительно сказалось на отечественном судопроизводстве; 32 процента полагают, что «никак не отразилось»; 9 процентов считают, что участие в судебных заседаниях присяжных только ухудшило ситуацию; затруднились с оценкой 27 процентов опрошенных. При этом относительное большинство опрошенных (44 процента) все же посоветовали бы своим родным и близким «в случае необходимости» воспользоваться правом на суд присяжных. И только 26 процентов не дали бы такого совета[13].

Неоднозначно отношение россиян и к высказыванию «Суд присяжных не подходит для России»: 32 процента участников опроса согласны с таким утверждением; 39 процентов с этим не согласны и 29 процентов затрудняются с ответом. Интересно, что самый высокий процент тех, кто считает этот институт подходящим для нашей страны, – среди молодёжи: 47 процентов аудитории молодых от 18 до 24 лет[14].

Россияне полагают, что в современных условиях присяжным «трудно быть объективными» (с этим согласны 51 процент, не согласны 26 процентов), что «присяжных легко подкупить или запугать» (согласны 51 процент, не согласны 24 процента). Значительная доля опрошенных (43 процента) признались, что постарались бы уклониться от исполнения обязанностей присяжных заседателей; 38 процентов, напротив, выразили готовность исполнить обязанности присяжного (из них 20 процентов «с радостью» и 18 процентов «равнодушно»). Примечательно, что в старших возрастных группах процент «уклонистов» выше. Самая же большая доля тех, кто выражает готовность исполнять обязанности присяжного заседателя, – среди молодёжи 18-24 лет – 45 процентов[15].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что суд присяжных не самое лучшее решения для нашей страны. Наш народ не готов для того, что бы вершить судьбы других людей. Но не всё так печально и «серо». Ведь в России живут не только пенсионеры, домохозяйки и кухарки – в России много людей образованных и умных. Если придерживаться политической идеи нашего президента, суд присяжных в России будет, более того, он будет развиваться и совершенствоваться. На мой взгляд, для России будет оптимальным вариант тандема судей профессионалов и «судей из народа», чтобы профессиональные юристы – судьи могли решать вопрос о виновности и невиновности наряду с присяжными, а не быть немыми свидетелями процесса. Остро стоит проблема состава суда присяжных и их охрана. Для того, что суд присяжных был эффективным нужно, чтобы при составлении коллегии присяжных участвовал психолог, мнение которого было бы окончательным при определении состава суда присяжных. Самый главный минус неэффективности присяжных – это их слабость перед каким-либо воздействием. Охранять членов суда присяжных нужно не хуже судьи профессионального, а иногда и лучше. Ругать всегда проще, а вот увидеть ошибки и устранить их уже сложнее. И раз уж президент за суд присяжных, значит, ошибки нужно искать и исправлять.


[1] Севен Ф. Законодательство Наполеона I. СПб, 1870. С. 17

[2] Зыков Владимир. Суд присяжных: напрасные ожидания…//Российская газета

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8]См. Российская газета от 26 октября 2005 года.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Там же.

[13]Галина Брынцева. Лед тронулся, господа присяжные заседатели //Российская газета от 18 мая 2006 года

[14] Там же.

[15] Там же.