Смекни!
smekni.com

Хозяйственный и общественный строй древних славян (стр. 2 из 4)

В славянской религии особенно ярко отразились два момента, характерные для первобытных земледельческих народов: обожествление сил природы − славяне обоготворяли небо, солнце, гром, молнию (бог неба − Сварог, бог грома и молнии − Перун, богиня Жива, олицетворявшая плодородие), горы, деревья, воды (водяной, русалки) − и поклонение предкам (домовой, шур, или чур). Выделившегося в особый класс жречества у славян еще не было.[4]

1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян

География расселения восточно-славянских племен во второй половине I тыс. н.э. нашла отражение в «Повести временных лет». В VI−VIII вв. восточные славяне для защиты от внешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен: поляне (средний и верхний Днепр); кривичи (бассейн Западной Двины); словене (Ильмень, Волхов); дреговичи (Полесье между Припятью и Березиной); вятичи (верховья Оки); северяне (Десна, Сейм, Сулла); радимичи (между Сожем и Ипутыо); древляне (Тетерев, Уж); дулебы (Волынь); хорваты (Карпаты); уличи и тиверцы (Буг, устье Дуная).[5]

Политической основой союзов восточно-славянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Княжеская власть («вождество») еще носила потестарный (догосу-дарственный) характер. Она была не столько привилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью и авторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль в управлении играли вече (народное собрание) и совет старейшин.

Восточные славяне жили по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ, полуземлянок с глиняной или каменной печью без дымохода. Поселки составляли соседскую общину, основойкоторой были социально-экономические связи. Поселки-общины располагались «гнездами» и были удалены друг от друга на десятки километров.

Основным занятием восточных славян было земледелие: в лесной части − подсечно-огневое, в лесостепной − переложное. В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовались деревянная соха и рало с железным наконечником. Важной отраслью хозяйственной деятельности восточных славян являлось скотоводство, о чем свидетельствует, в частности, такой факт: долгое время слово «скот» в древнерусском языке означало также «деньги». Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество.

К этому времени у восточных славян уже в качестве профессиональных занятий выделились ремесло и торговля. Их центрами стали города, укрепленные поселения, возникшие в племенных центрах или вдоль важнейших водных торговых путей, например, «из варяг в греки».

Интеграция территориально-племенных союзов восточных славян во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство с центром в Киеве.[6]

В IX − начале XII в. во главе Древнерусского государства стоял великийкнязь, в облике которого постепенно утрачивались черты военного вождя. Князь становился светским правителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда, организации торговли.

Князь правил вместе с дружиной, в которой большую роль играла дружинная гвардия из наемников, вначале варягов, а затем, в киевский период, − племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников (печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось).

Отношения между князем и дружинниками носили вассальный (лично зависимый) характер, однако в отличие от Западной Европы на Руси они не оформлялись юридическими актами. Эти отношения во многом еще были патриархальными: князь был «первым среди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов.

Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.[7]

В период расцвета Древней Руси (конец X − первая половина XI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии, то есть на Руси существовал родовой сюзеренитет (верховное право княжеского рода). В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю русских землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины XI века для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей.

В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое опирались князья в практике управления и судопроизводства.

В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон, каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах − поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» − штраф за убийство, «продажу» − штраф за другие виды преступлений).[8]

В Древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные и административные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы, церковные иерархи. Руководство вечевыми сходами осуществлялось городской знатью, однако это не означало, что остальные находились под полным контролем со стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носили демократический характер, и это свидетельствовало о наличии в Древней Руси элементов народного самоуправления. Довольно часто вече избирало князей. Так, из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены народными собраниями.

По мере укрепления княжеской власти и роста административно-управленческого аппарата роль вече в политической жизни Древней Руси заметно снижается. С середины XII в. исчезает практика приглашения вечевыми собраниями князей. За вече сохраняется лишь функция комплектования народного ополчения и выбора его предводителей − тысяцкого, сотских, десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, стал назначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялись в Вятке, Пскове и Новгороде.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство. Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная при киевском князе Ярославе Мудром. В источниках имеются ссылки на более древний «закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», которая потом дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина XI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (1113−1125 гг.). «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусском государстве.[9]

Частное землевладение в Древней Руси появилось только во второй половине XI в. С одной стороны, представители княжеского рода обзаводились собственным хозяйством, с другой − местная племенная знать превращала часть общинных земель в собственность. На Руси такое частное землевладение получило название «вотчин» (от «отчина» − отцовское владение, передаваемое от отца к сыну по наследству). Феодальным собственником становилась и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные и монастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась и отработочная рента, или барщина.

Возникновение частной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи дружинникам права сбора дани вводится практика «кормлений», то есть передача земли без заключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание за службу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). К началу XII в. земельными владениями обзаводятся и младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазах общества все большую ценность, становится символом процветания, богатства и мощи.