Смекни!
smekni.com

Экономическое развитие России во второй половине XIX века (стр. 5 из 7)

И все же в 1880-1890-е годы рыночные отношения проникали в аграрный сектор. Это было заметно по нескольким признакам: происходила социальная дифференциация крестьянского населения, менялась суть помещичьего хозяйства, усиливалась ориентация специализированных хозяйств и регионов на рынок.

Земская статистика уже в 1880-е годы показывала значительное имущественное расслоение крестьян. Прежде всего складывался слой зажиточных крестьян, чьи хозяйства состояли из собственных наделов и наделов обедневших общинников. Из этого слоя выделялись кулаки, которые вели предпринимательское хозяйство, используя наемных батраков, отправляли большой объем продукции на рынок и тем самым повышали степень товарности своего производства. Но эта группа крестьян была все еще невелика.

Бедная часть крестьянства, имея свое хозяйство, зачастую соединяла земледелие с различными промыслами. Из этого слоя выделялась группа «раскрестьянившихся» дворов, которые постепенно теряли свою хозяйственную самостоятельность, уходя в город или нанимаясь в батраки. Кстати, именно эта группа создавала рынок труда как для кулаков, так и для промышленников. Вместе с тем эта часть крестьян, получая за свой труд оплату, стала также предъявлять определенный спрос на потребительские товары.

Формирование слоя зажиточных. крестьян обусловливало создание устойчивого спроса на сельскохозяйственные машины, удобрения, семена и породистый скот, что также влияло на рыночное хозяйство страны, поскольку увеличение спроса вело к развитию различных отраслей.

Заметные изменения происходили и в помещичьих хозяйствах, которые постепенно осуществляли переход от патриархальных форм крыночным отношениям. В 1870-1880-х годах еще сохранялись отработки бывших крепостных крестьян в счет выкупа собственных наделов. Эти крестьяне обрабатывали помещичьи земли своими орудиями за право арендовать пахотные и иные угодья, однако они уже выступали как юридически свободные люди, с которыми надо было вступать в отношения, основанные на законах рынка.

Помещики уже не могли как раньше заставить крестьян работать на своих полях. Зажиточные крестьяне стремились быстрее выкупить собственные наделы, чтобы не отрабатывать отрезки, возникшие после 1861 года. «Раскрестьянившиеся» и вовсе не хотели отрабатывать выкуп, поскольку их не держали в деревне ничтожные земельные участки и им было выгоднее уйти в город или наняться в крепкие кулацкие хозяйства за более высокую плату, без всякой кабалы.

Для того чтобы превратить имения в прибыльные хозяйства, помещикам нужны были новые машины, семена, удобрения, новые агротехнические приемы, а это все требовало значительных капиталов, квалифицированных управляющих. Но не все помещики смогли перестроиться на новые методы хозяйствования, поэтому многие из них вынуждены были закладывать и перезакладывать свои имения в кредитных учреждениях, а то и просто их продавать. Все чаще их покупателями становились бывшие крепостные, а теперь разбогатевшие крестьяне.

В пореформенном сельском хозяйстве все более явно проступал его товарный характер. При этом в рыночный оборот включалась не только сельскохозяйственная продукция, но и земельные угодья, свободная рабочая сила. Более четко оформилась ранее только намечавшаяся региональная специализация по производству товарного зерна, льна, сахарной свеклы, масличных культур, продукции животноводства, что также способствовало рыночному обмену между регионами.

Помимо традиционных организационных форм, в южных русских степях и на Украине стали возникать крупные имения экономии, которые насчитывали по несколько тысяч десятин земли и которые уже были ориентированы на рынок, прежде всего зарубежный. Хозяйства экономии были основаны на хорошей технической базе и наемном труде. Благодаря таким изменениям уровень сельскохозяйственного производства в России заметно повысился. В 1860-1890-х годах сборы зерна увеличились в 1,7 раза, картофеля - в 2,5 раза, производство свекловичного сахара - в 20 раз.

Но несмотря на такие достижения, к концу XIX века аграрный вопрос в России оставался очень острым, поскольку реформа 1861 года не была доведена до логичного завершения. Резко возросло крестьянское малоземелье, так как численность сельского населения за 1861- 1899 годы увеличилась с 24 млн до 44 млн душ мужского гола, а размеры надельного землепользования на душу мужского пола сократились в среднем с 5 до 2,7 десятины. Приходилось арендовать земли на кабальных условиях или покупать за высокую цену.

Наряду с хроническим малоземельем крестьяне испытывали огромный налоговый гнет. В поре форменную эпоху крестьяне выплачивали в виде налогов и выкупных платежей примерно 89 млн. золотых руб. ежегодно. Из общей суммы налогов, поступавших в казну от сельского населения, 94% взималось с крестьянских хозяйств, и лишь 6% - с помещичьих.

Сельское хозяйство было отсталым и в техническом, и в агрономическом отношении, что влияло как на общее экономическое положение страны, так и на социальную напряженность, поскольку сельское население достигало 85% от его общей численности. Низкая урожайность порождала периодическую нехватку продовольствия в стране. Крайне тяжелое положение крестьян усугубилось несколькими неурожайными годами подряд, что привело к катаст­рофическому голоду 1891 года, охватившему более 40 млн человек.

В 1880-е годы XIX века в основном завершился промышленный переворот.

В ведущих отраслях народного хозяйства стали преобладать паровые машины и разнообразная техника - механические станки, оборудование, механизмы, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Так, с 1875 по 1892 годы количество паровых двигателей в России увеличил ось вдвое, а их мощность ­в три раза. За последние десятилетия XIX века появились и начали быстро развиваться новые отрасли: угольная, нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство и др.

К традиционным промышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые: угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупные промышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. Производство чугуна переместилось с Урала на юг России. Появились крупные машиностроительные заводы по производству паровозов (Коломна), пароходов (Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск).

В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в два раза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от их ввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как ме~анический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми и т.д.

На юге страны были построены передовые по техническому оснащению металлургические заводы. В 1872 году вступила в строй первая доменная печь в Юзовке (на заводе английского промышленника Дж. Юза), через два года - на Сулинском металлургическом заводе. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинский заводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъему черной металлургии в этом регионе.

Вскоре к ним присоединился металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не на крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. К началу 1890-х годов здесь производилось более 20% всего российского чугуна, а к концу века -. 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывал ось в Донбассе. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промышленности и транспорта.

Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка, прежде всего в районе Баку. Первоначально там существовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872 года нефтяные районы стали сдаваться в долгосрочную аренду с торгов. В это же время стала внедряться новая техника - бурение скважин и выкачивание нефти при помощи паровых двигателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за 1870-1890-е годы с 1,7 млн до 243 млн пудов, т.е. в 140 раз. К концу XIX века нефтедобыча возросла до 633 млн пудов, что позволило России выйти на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов большим спросом стал пользоваться керосин для бытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспорте использовался пока в незначительном количестве.

Особенностью этого периода было бурное развитие рассеянной мануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «переселялась» в деревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне, еще прикрепленные к общинным наделам, широко участвовали в различных промыслах, из которых позже создавались крупные промышленные предприятия. Таким образом в Центральной России возникли многочисленные фабрично-заводские поселки - Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь Хрустальный и др., в которых в конце XIX века проживало до 50% промышленных рабочих. Наряду с круп­ными промышленными центрами в глубине России развивались новые виды мелкой промышленности, которые были связаны с большими фабриками разделением труда.