Смекни!
smekni.com

Этнокультурные особенности Армении (стр. 4 из 13)

Больших успехов достигло армянское театральное искусство. Широко известно исполнительское мастерство маститых артистов Ваграма Папазяна, Грачия Нерсисяна, Вагарша Вагаршяна, Гургена Джанибекяна, Ольги Гулазян. Позднее в театр пришли такие замечательные актеры, как Хорен Абрамян, Метаксия Симонян, Вардуи Вардересян, Мгер Мкртчян и другие. Мировую славу завоевали прекрасные певицы Айкануш Даниелян, Гоар Гаспарян, Зара Долуханова.

Армянская культура бережно относится к своим богатым традициям, сохраняет своеобразную глубинную связь с ними, одновременно органично впитывая и осваивая лучшие достижения мировой культуры. Неоценим вклад в культуру армянского народа, который вносится теми, кто волею судеб живет далеко от родины, но остается преданным сыном Армении.

1.3 Армянская диаспора в России

Этот раздел написан на основе данных специальной исторической и историко-этнографической литературы, этнографических экспедиций, текущей статистики, периодических изданий и посвящен истории формирования наиболее крупных армянских общин в различных районах России. Особое внимание я уделяю современным этнокультурным характеристикам отдельных групп армянского этноса, проживающих как дисперсно (преимущественно в городах), так и компактно (преимущественно в селах), исследуя степень прочности и сохранности тех или иных элементов национальной специфики и их взаимодействие с общероссийскими, что позволяет судить о глубине адаптации армян к иноэтнической среде.

Первые сведения. На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений', большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Напомню, что в 1801-1828 гг. Восточная Армения вошла в состав Российской империи.

До первой мировой войны подавляющая часть армян (около 4 млн. человек) жила компактно на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек в России, остальные - в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1915-1916 гг. и длившегося вплоть до 1922 г. османскими властями, когда свыше 1 млн. западных армян было истреблено и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство их погибло, свыше 300 тыс. из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении.

Первые сведения об армянах, обосновавшихся в Древней Руси, относятся к X-XI вв., когда начали устанавливаться торговые и культурные связи между Русью и Закавказьем. Немалую роль в этом сыграли армянские общины, самая древняя из которых была в Киеве. Об этом имеются сведения как в армянских источниках, так и в древнерусских летописях. Более прочными связи армян с Киевом становятся после принятия Русью христианства в 988 г. Расцвету армянской общины здесь способствовала и женитьба великого князя Владимира Святославича на Анне - сестре византийского императора Василия II, армянина по происхождению. По данным переписи 1989 г., численность армян в Москве составляла 44 тыс., а в Московской области - 9,2 тыс. человек, но, судя по оценочным данным последних лет, фактически она стала значительно выше. Исследования московских этносоциологов, проведенные в 1987-1989 гг. в рамках общесоюзной программы <Оптимизация социальных условий развития наций> под руководством Ю.В.Арутюняна, показали, что из общего числа вошедших в представительную выборку взрослых армян, постоянно проживающих в Москве, около четверти были местными уроженцами, а остальные - мигранты, приехавшие в столицу преимущественно в молодом возрасте из городов Армении (44%), Грузии и Азербайджана (31%), России и других мест (25%). Для успешной адаптации к иноэтнической и новой социально продвинутой столичной среде, чтобы выдержать определенную социальную конкуренцию, мигранты должны были соответствовать жестким социально-этническим характеристикам. Прежде всего это касалось знания русского языка. Армянские мигранты в подавляющем большинстве - выпускники русских школ у себя на родине и поэтому свободно владели русским языком. Что касается армян-москвичей, то, согласно переписи 1989 г., более половины из них (56,7%) считают русский язык родным.

Для социального продвижения мигрантов важен соответствующий уровень образования. Обследование показало, что среди армян, прибывших в столицу за последние 9 лет, к моменту опроса высшее образование имели 50%, среди старожилов - 69%, а среди уроженцев Москвы - 72%. В целом в Москве среди взрослых армян 65% были с высшим образованием (среди основного населения Москвы - русских высшее образование имели 46%). При этом наибольший удельный вес армян с высшим образованием был отмечен среди лиц 60 лет и старше (76%), уже полностью реализовавших свой потенциал в иноэтнической среде, а наименьший - среди молодежи 18-29 лет (57%), которой еще только предстояло это сделать. У русских, в большинстве своем местных уроженцев, как и в целом у всего населения бывшего Советского Союза, наблюдалась иная закономерность: чем моложе были люди, тем они были образованнее (в данном случае соответственно 26 и 53%).

Армяне выделялись среди москвичей знанием иностранных языков: среди русских 10% свободно или прилично знали какой-нибудь иностранный язык, среди армян таких лиц было 19%, при этом среди уроженцев Москвы это отмечалось в два раза чаще (38%).

Об интенсивной социальной динамике армян свидетельствует и то, что у более половины опрошенных положение на работе за последние 10 лет к моменту исследования стало выше. Среди новоприбывших 40% были заняты в промышленности, на транспорте, в строительстве, 18% - в сфере обслуживания и только 13% работали в научных и творческих организациях. Среди старожилов это соотношение было равно 13, 10 и 38%, т.е. по мере адаптации и с ростом образования удельный вес рабочих среди армян резко сокращался и росло число лиц, занятых умственным трудом. Среди армян - уроженцев Москвы разрыв между физическим и умственным трудом был еще больше: только 15% были заняты в промышленности, на транспорте и в строительстве, 9% - в сфере обслуживания и 43% работали в научных и творческих организациях.

Условия мегаполиса, каким является Москва, делают затруднительным вступление в предпочтительные (как правило, для большинства армян) однонациональные браки. В результате 70% семей московских армян - национально смешанные, преимущественно армяно-русские (60%). Естественно, что национальная специфика, сохраняющаяся в той или иной мере, как правило, лишь в пище, особенно в праздничной, а также в семейно-бытовой сфере, сильнее проявляется в однонациональных семьях, причем чаще среди новоприбывших мигрантов, в первую очередь из Армении. Сравнительный анализ структуры семей у армян и русских показал, что у армян семьи более многочисленны, чем у русских (свыше половины из них состояли из четырех и более человек), чаще двухдетные (58%) и преимущественно полные (80%), включающие обоих супругов. Своеобразным индикатором устойчивости национальной специфики в семейном быту могут служить и ответы на некоторые вопросы анкеты, касающиеся взаимоотношений супругов, родителей и детей. Например, на вопрос: <Надо ли спрашивать согласия родителей на брак? > - положительно ответили в однонациональных армянских семьях 69%, в армяно-русских семьях - 46%, а среди русских - 38%. Армяне реже (25%), чем русские (35%), предпочитают, чтобы домашние обязанности в их семьях распределялись между супругами поровну.

Заметнее национальные вкусы проявлялись в сфере духовной культуры, хотя в целом, как показало обследование, художественные вкусы армян-москвичей, особенно интеллигенции, вовсе не ограничивались <национальным> набором, а их культурные интересы были достаточно широки. Например, более половины из опрошенных армян (53%) ответили, что любят классическую музыку, тогда как среди русских такой выбор сделали 38%. В то же время свою народную музыку армяне и русские предпочитали практически в равной степени: 46 и 48%. Следует отметить, что по мере адаптации вкусы армян существенно менялись: если среди новоприбывших любители классической и народной музыки составляли 35 и 60%, то среди армян - уроженцев Москвы - соответственно 67 и 24%.