Смекни!
smekni.com

Военная политика Древнего Египта (стр. 3 из 7)

В конце Нового царства, когда в армии стали преобладать наемники, для египтянина профессия воина стала невыгодной. Египтяне предпочитают вернуться к земледелию и мирному труду. Анастаси, например, утверждает, что профессия писца намного лучше, чем воина. В своем папирусе он описывает жалкую участь воина и колесничего. Возможно, он преувеличивает в своих рассуждениях, но в его высказываниях, несомненно, есть доля истины. Однако, не смотря на все это, сила фараона все же продолжает основываться на силе войска, поэтому армия является значительной силой и в обществе занимает не последнее место.

В конце периода свободные и полузависимые слои населения все больше эксплуатируются верхушкой знати. Военная карьера для рядового солдата становится еще более недоступной. Если после изгнания гиксосов и образования новой, XVIII, выдвинувшийся фиванский дом нуждался в новых преданных приближенных и жаловал дары, почести и звания всем тем, кто действительно отличился в битве, то теперь должности и звания стали наследственными и обогатившиеся за счет этих привилегий семьи передавали свои титулы по наследству.

Можно сделать вывод, что в целом, армия занимала значительное место в древнеегипетском обществе. В эпоху империи армия и военное дело получают наибольшее развитие. Военные становятся крупной социальной группой наряду со жречеством и чиновниками. Армия становиться главной опорой деспотической власти фараона.

1. 4 Влияние постоянной армии на социально-экономическое развитие Древнего Египта

При появлении постоянной армии значительно изменилась социально-экономическая обстановка в Египте. Прежде всего, резко изменилась социальная структура общества.

Военные походы, международная торговля, прием на службу в армию иноземцев обусловили приток в страну огромного количества, как свободных, так и зависимых иностранцев. Завоевательные походы давали большое количество рабов со всего Востока, преимущественно семитов и нубийцев.

Военнопленных эксплуатировали по-разному. Их труд использовался в царских, храмовых хозяйствах, а также в хозяйствах отдельных общин. Шердены и ливийцы могли служить в армии. Вообще иностранцы могли легко сделать военную карьеру при дворе. "В армии для малоазиатов была открыта блестящая карьера, хотя низшие ряды войск фараона пополнялись преимущественно рекрутами из числа западных и южных народов". [11] Кроме того, при появлении регулярной армии в древнеегипетском обществе образовался новый класс - класс военных. Роль армии в экономическом развитии страны заключалась в том, что теперь воевали не египтяне, а иностранные наемники, не земледельцы, а профессиональные воины. На полях и в хозяйствах трудились в основном рабы. Сами египтяне получили возможность спокойно трудиться в своих владениях, используя плоды завоеваний. "Воинственный дух, сделавший Египет первой мировой империей, держался всего несколько столетий, и по существу не воинственный народ вернулся к своей обычной мирной жизни. . . "[12] Постоянная армия позволяла не только покорять новые территории, богатства, рабов, но и удерживать новые земли за империей. Армия контролировала эти территории и охраняла границы государства.

Следовательно, влияние постоянной армии на социально-экономическое развитие Египта заключается в том, что:

1. Египет становится многонациональной державой из-за большого притока в страну иностранцев - наемников, рабов, торговцев.

2. Иностранцы стали преобладать в постоянной армии, что повлекло за собой отвлечение египтян от военного дела. Им незачем было воевать самим - за них это делали профессиональные солдаты. Иными словами, они стали, зависимы от иностранцев-наемников.

3. Страна получила возможность развиваться экономически благодаря постоянной армии, которая надежно защищала границы империи.

4. Страна развивалась экономически за счет захваченных земель, рабов и другой военной добычи. Египетская армия прошла долгий путь развития. Появившись изначально целью защиты фараона и охраны границ, она, постоянно совершенствуясь, стала опорой деспотической власти царей. Вооружение египетского воина отличалось простотой и удобством, что свидетельствует о невоинственном настроении египтян. Оно совершенствуется с приходом гиксосов. После изгнания кочевников, армия продолжает развиваться. Теперь она занимает важное место в древнеегипетском обществе, а профессия воина становится востребованной. Армия поставляла в Египет завоеванные богатства, что делало его все более могущественным и позволило стране развиваться экономически.


ГЛАВА 2 ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ВОЙНЫ ПРАВИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

2. 1 Период Древнего царства

Первым выдающимся лицом Древнего царства был Джосер - основатель III династии. Основная деятельность его была направлена на разработку медных рудников на Синайском полуострове и расширение границ юга.

По примеру Джосера, Снофру (конец III династии) продолжал деятельность на юге. Предпринимал он походы против Нубии.

Продолжил эксплуатацию рудников Синайского полуострова. Нанеся поражение местным племенам, он смог утвердится на этих территориях.

Сахура (V династия) развивал Египет как морскую державу. Отправлял флот против финикийцев, в Пунт (полуостров Сомали), поддерживая с ним торговые отношения. Также осуществлял походы в Нубию.

В последующие 4 царствования правители по-прежнему посылают экспедиции в отдаленные страны, за продуктами, которые сам Египет не производил. Во 2 пол XXVI в. до н. э. Асеса разрабатывал каменоломни Вади-Хммамата в Восточной пустыне.

VI династию прославил Пиопи I. "В Нубии он настолько подчинил себе местные племена, что они были вынуждены в случае войны доставлять вспомогательные отряды для его армии, и когда война происходила на севере, нубийскими рекрутами пользовались там, где это казалось безопасным. "[13] К его заслугам можно отнести и усмирение северных племен - бедуинов, часто нападавших на рудники Синайского полуострова. Военачальник фараона, Уна, прогнав бедуинов до палестинских холмов на севере, составил отчет об этих войнах.

Дела отца продолжил его малолетний сын Мернера. Пиопи I настолько утвердил свою власть, что, не смотря на юный возраст нового правителя, знать, беспрекословно подчинилась и, таким образом, был сохранен порядок в стране. Это, в свою очередь, позволило продолжить завоевания. Север для Египта был недосягаем. Все, что египтяне могли предпринять - охрана рудников на Синайском полуострове. Зато дорога на юг открылась, благодаря тому, что Мернера сделал пороги судоходными в период высокой воды. Появилась возможность полностью подчинить Нубию. Страна была крайне необходима Египту. "Сама по себе страна не могла быть утилизирована египтянами, бывшими преимущественно земледельцами. Полоса годной для обработки почвы между Нилом и пустыней, с той и другой стороны, была в Нубии настолько узкой,. . . что земледельческая ценность ее была невелика, но высокие хребты и равнины в пустыне с восточной стороны заключали в себе богатые жилы золотоносного кварца, а также находилась там, в изобилии железная руда, хотя и не делалось попыток разрабатывать ее. Далее, эта область была единственным путем в южные страны, с которыми теперь поддерживались постоянные торговые сношения. "[14].

После смерти Мернера, трон занял его сводный брат, известный под именем Пиопи II. Он продолжил завоевание юга. Создались предпосылки для полного завоевания южных племен. Египет, как и раньше, продолжал торговлю с Пунтом. После его смерти, ". . . мрак окутывает последние дни VI династии. ". [15]. Номы становятся независимыми, укрепляется номовая знать, что приводит к падению Древнего царства.

Итак, правители Древнего царства расширяют границы государства. Они направляют экспедиции за пределы страны, как с торговыми, так и с грабительскими целями. Эти походы нельзя еще назвать завоевательными войнами, скорее хищническими, грабительскими набегами. Египтяне "покоряют" чаще южные территории, защищают северные и поддерживают торговлю с Пунтом. Они не захватывают территории с целью присоединения к Египту, но уже пытаются контролировать их, грабят и берут дань с диких племен. Основная цель контроля южных территорий - это не только грабеж богатой золотом Нубии, но и обеспечение свободного и безопасного передвижения по берегам Красного моря к стране Пунт. Та же ситуация на севере - египтяне не стремятся захватывать территории Палестины, они лишь защищают Синайские рудники от набегов бедуинов.

2. 2 Среднее царство

Экспедиции за пределы страны возобновляются лишь в правление XI династии. Прежде всего, возобновляется контроль над Хаммаматскими каменоломнями.

Нибхепетра-Ментухотеп IVпытался осуществить планы правителей VI династии относительно завоевания Нубии. Он посылает многочисленные экспедиции на юг. Ментухотеп V известен благополучными экспедициями в Пунт. Основоположник XIIдинастии Аменемхет, став жертвой заговора, не смог продолжить завоевания, но он сумел укрепить государство изнутри, что помогло его сыну Сенусерту Iначать проводить успешные захватнические походы. Возможно, первыми походами Сенусерт руководил лично. Он проводил агрессивную политику и на юге, и на севере. Известно, что были усмирены даже ливийцы на западной границе. Лучше всего известны предприятия в Нубии, Хаммамате, Синайском полуострове. Также Сенусерт Iизвестен тем, что поддерживал связь с городами оазисов. Фараон еще не мог захватить их, но уже пытался контролировать их отношения с Египтом. Последующие цари также поддерживали связь с Пунтом, Хаммаматом и Синайскими копями. Большого внимания также заслуживает деятельность Сенусерта III. Чтобы полностью контролировать Нубию, он установил непрерывное водное сообщение со страной выше первых порогов. Закрепил границы установлением пограничных крепостей с постоянными гарнизонами. Но беспокойные нубийские племена постоянно требовали пристального внимания со стороны Египта. Фараон был вынужден усмирять их, чтобы обезопасить торговые пути с Пунтом и Суданом. Известно несколько походов против Кушитских племен, восточнее Нильской долины. "При воинственном Сенусерте IIIмы слышим и о первом вторжении фараонов в Сирию. "[16]. Начала развиваться и торговля с Южной Европой. Несмотря на то, что поход Сенусерта III в Сирию представлял собой всего лишь хищнический набег, направленный отнюдь не на покорение страны, все же он способствовал повышению репутации правителей XII династии.