Смекни!
smekni.com

История Башкортостана (стр. 1 из 8)

1. Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура

В исторической литературе IX - X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Например, в книге широко известного автора этого времени Ибн-Хордалбека "Худуд ал-алам" сообщается о переселении с Иртыша в район Уральских гор племен кыпчаков Подобные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-Бойли, под которыми многие подразумевают Уральские горы. Сообщения примерно такого же рода дают авторы ал-Истахри, Ибн-Хаукаль и другие. Эти источники указывают, что Южный Урал в IX - X вв. был заселен племенами, входившими в состав кыпчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. в составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир про-зжал Ибн-Фадлан. Как известно, целью этого посольства было распространение в Волжской Булгарии (Среднее Поволжье) мусульманской религии. Ибн-Фадлан вел дневник, куда записывал все увиденное и услышанное. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузокыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнею г. Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в "страну башкир из числа тюрок" В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горнолесных районах, следовательно, на Южном Урале. Эти сведения подтверждают многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным считается труд крупного арабского историка Идриси. Хотя он жил в XII в., но при описании истории народов Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии пользовался не дошедшими до нас в оригинале трудами авторов IX-X вв. и восстанавливал, таким образом, действительность этого времени. Судя по его сообщению, современники башкир X - X вв. знали внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкир и протяженность различных маршрутов пути до них от г. Булгар - столицы Волжской Булгарии. В стране башкир источники Идриси знают такие го-рода как Karukia, Masra и Kasra, которые состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар oставил подробное описание языка башкир выдающийся ученый-лингвист XI в. Махмуд Кашгари: он отнес его к числу крупных тюркских языков.

Вопросы о происхождении древних башкир, территорий их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX-XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с, данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV-XV вв.

Следует отметить, что понятие "страна народа" в жизни складывается не мгновенно, а в течение нескольких столетий. В данном случае четко зафиксированное в источниках IX - X вв. понятие страна башкир ("Историческая Башкирия") возникло не сразу и ранние этапы его форми-рования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V - VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX - X вв. и среди них могли быть группы населения - носители имени (этнонима) "башкорт".

Культура башкир IX -X вв. полно представлена богатыми материалами курганов. Известны и городища-крепости. Многие из них, несомненно, существовали в ранге средневековых городов и какие-то из них были известны Мдриси и его предшественникам. Будущие исследования позволяют уточнить этот пока неясный вопрос. Территориально все эти памятники покрывают весь Южный Урал (Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области).

Судя по материалам памятников, башкиры IX - X вв. носили роскошные пояса, сплошь украшенные серебряными и позолоченными пластинами. Пояса имели длинные подвески, спускавшиеся спереди и сзади. Интересно отметить, Точно такие же пояса носили в IX-X вв. кочевые племена Центральной Азии, Сибири и Казахстана.

Самобытность культуры башкирских племен этого времени ярко прослеживается в богатом украшении седельных и уздечных ремней и самого седла различными пластинами, широком распространении сабель в роскошных ножнах и многочисленных женских украшений, в том числе шейных и нагрудных подвесок.

В местах расселения башкир IX-X вв. найдены каменные скульптурные фигуры человека, сохранившиеся в памяти современных башкир как "hынташ" т. е. камень-фигура. Тысячи подобных памятников были широко распространены в Центральной Азии (Монголия), на Алтае, в Казахстане и Сибири, и появление их на Южном Урале бесспорно указывает о приходе на рубеже VIII - IX вв. новых групп кочевых племен из восточных и южных степей.

Ученые-языковеды считают, что современный башкирский язык самобытен по многим признакам. В нем, например, широко употребляют буквенные выражения с, з, h, редко встречающиеся в других тюркских языках. Его отличает также изобилие таких звуков, как с вместо ч, ш и других. В башкирском языке много диалектных различий. К числу характерных особенностей, например, разговорной речи жителей Центральной и Южной Башкирии, Оренбургской, Самарской и Саратовской областей, относится употребление звукосочетаний лт, мт, нт, мк, мтс, нк, отсутствующих теперь почти во всех других тюркских языках, но ярко представленных в древних письменных памятниках тюрков VII - IX вв.

Учитывая все эти факты, видные тюркологи (С. Е. Малов, Дж. Г Киекбаев, Н. А. Баскаков) единодушно считают, что башкирские племена, т. е. носители башкирского языка, уже в V-VIII вв. оторвались от основной массы тюрков и жили на территории современного Башкортостана. Горнолесные условия края способствовали длительному сохранению у отдельных племенных групп диалектных различий и сохранению многих рудиментных явлений, исчезнувших в других тюркских языках.

Открыты и изучены многочисленные памятники башкир XI- начала XIII вв. Собранные в них материалы указывают, что развитие истории и культуры башкирских племен в период после X в. шло относительно спокойно. В степной зоне края по-прежнему происходили перемещения кочевых племен, но по своим масштабам они были очень незначительными и почти не затронули территорию Исторической Башкирии

7. ПРИСОЕДИНЕНИЕ БАШКИРИИ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ,

принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). В историографии нет единого мнения о характере П.Б. к Р.г. Историки В.Н.Витевский, П.Ф.Ищериков, А.П. Чулошников и др. писали о завоевании Башкирии Рус. гос-вом, а В.А.Новиков, П.И. Рычков, В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, А.З.Асфандияров и др. - о добровольном вхождении. В заруб. историографии широко распространено мнение А. Доннелли о завоевании Башкортостана Россией.

До сер. 16 в. терр. Башкортостана была расчленена между Казанским (сев.-зап. р-ны), Сибирским (сев.-вост.) ханствами и Ногайской Ордой(центр. и южн.) и была ареной междуусобных феод. войн и набегов. С завоеванием в 1552 Рус. гос-вом Казанского ханства подвластная последнему ч. башкир стала свободной. Ногайские и сибирские ханы не собирались отказываться от власти над башкирами, к-рые не смогли в этих условиях объединиться и создать самостоят. гос-во. После падения Казани Иван IV обратился к баш. народу с призывом добровольно войти в состав Рус. гос-ва. В 1554 первыми в Казань к царскому наместнику ездили послы зап. и сев.-зап. баш. племен во главе с биями и предварительно договорились об условиях вхождения. В 1554-55 в Казань ездили предст. центр., южн. и юго-вост. башкир (племена юрматы, бурзян, кыпсак, усерган, тамьян). В 1556-57 баш. послы ездили в Москву, где получили царские жалованные грамоты с изложением условий их вхождения в состав Рус. гос-ва. В 80-90-е гг. 16 в. - нач. 20-х гг. 17 в., в процессе борьбы и разгрома Сибирского ханства, рус. подданство приняли зауральские башкиры. Рус. пр-во гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внеш. врагов; сохранило за баш. народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права (см. Вотчинное право башкир); обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в др. веру; обязалось не вмешиваться во внутр. жизнь баш. об-ва, оставив власть на местах в руках баш. биев и князей. Башкиры, признав себя подданными рус. царя, обязались за свой счет нести воен. службу (см. Военная служба башкир) и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной.

В результате вхождения Башкортостана в состав Рус. гос-ва в крае прекратилась феод. междоусобица, что положительно сказалось на развитии х-ва и росте числ. населения. В Башкирию стали переселяться рус. крестьяне и ремесленники (см. Переселенческое движение). Между ними и башкирами устанавливаются хоз. и культ. связи. В свою очередь, Рус. гос-во расширило свою терр., отодвинув гос. границы от Волги до ср. течения Тобола на В. и Яика (Урала) на Ю.-В. Однако усилился феод. и нац. гнет нас. края. С 17 в. пр-во стало нарушать условия присоединения: начались захват баш. земель (см. Земельная политика царизма), рост налогов и повинностей (см. Налоги и повинности), насильств. христианизация мусульман. Недовольные башкиры поднимали многочисл. восст. (см. Башкирские восстания 17-18 вв.).

8. БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ 17-18 вв.

кр. социально-политич. явление, феномен в истории народов Евразии 17-18 вв. Причины Б.в. - нарушение царским пр-вом условий присоединения Башкирии к Русскому государству, захват баш. земель, рост налогов и повинностей, насильств. христианизация и произвол царских чиновников, ущемление прав местного самоуправления башкир. Инициаторами и движущей силой Б.в. выступала осн. масса рядовых башкир-вотчинников и большинство баш. феодалов. В Б.в. 17 - нач. 18 вв. как вспомогательная сила участвовали мари, мишари, чуваши, татары, мордва. Б.в. носили национально-освободит. характер. Идеологич. основой Б.в. 17-18 вв. явились жалованные грамоты Ивана IV. Участники Б.в. выступали против нарушений царизмом условий договора между башкирами и Рус. гос-вом, в рамках к-рого они отстаивали свои права. Когда в 30-х гг. 18 в. пр-во взяло курс на офиц. отказ от осн. условий присоединения Башкирии к Рус. гос-ву, восставшие, решив отказаться от рус. подданства, повели борьбу за создание своего нац. гос-ва. В ходе Б.в. башкиры понесли большие потери, лишились большей ч. своих земель, что отрицательно сказалось на демографии народа. К кон. 18 в. башкир стало меньше, чем в нач. века. Многовековая борьба за свободу и общие интересы усилила центростремит. тенденции в развитии баш. этноса, способствовала ослаблению родоплеменных различий, содействовала консолидации башкир. Пр-во вынуждено было отказаться от планов полной раздачи баш. земель дворянам, офицерам, чиновникам и др. переселенцам, лишения вотчинного права башкир на землю и превращения их в крепостных крестьян, христианизации мусульман края.