Смекни!
smekni.com

История Франции с XI по XV века (стр. 4 из 5)

Такова официальная версия жизни и деяний Жанны д'Арк, но и есть и другие, отличающиеся существенно иной концепцией. Суть их сводится к одному: Жанна не была крестьянкой. Историки, которые разрабатывают и доказывают эту версию, считают, что ее родители Жак д'Арк и его жена были мнимыми родителями и тоже не были крестьянами, а принадлежали к дворянскому роду. Сама Жанна, утверждают они, при жизни никогда не называла себя Жанной д'Арк. Она всегда называла себя Жанна-Девственница, Дева Жанна. И на допросах в Руане она также ни разу не назвала себя Жанна д'Арк, только Жанна или Дева.

Историки неофициальной версии скрупулезно проследили положение Жанны в Шиноне. Сторонники некрестьянского происхождения Жанны отмечают, что Дева Жанна поражала короля, его окружение, судей своей прекрасной речью, умными ответами, знанием и ориентацией в политике и дипломатии. Один из секретарей Карла VII заявил: "Создается впечатление, что эта девушка была воспитана не в полях, а в школах и в тесном общении с науками". Когда Жанна прибыла в Шинон, она изумила дофина мастерством верховой езды и безупречным знанием игр, которые были распространены среди знати (игра в кольца и т.п.), а также совершенным владением оружием. Сторонники неофициальной версии считают, что, в отличие от придворных, король был посвящен в тайну Жанны, он знал, кто перед ним. Придворных же поразило то, что в Шиноне она быстро узнала короля и была встречена как знатная дама, и не просто знатная дама, но как дама королевской крови: Жанну окружили почестями самого высокого порядка. Она несколько раз и подолгу беседовала с королем, а такой чести удостаивался не каждый.

Этой "крестьянской девушке" в Шиноне определили, назначили фрейлину из знатного рода (муж фрейлины был советником герцога Орлеанского). Жанне был также придан паж (отец этого пажа был камергером герцога Орлеанского). Жанна получила оруженосца, бывшего капитана гвардейцев Карла VI. В ее штат входил капеллан - монах-францисканец. Капеллан полагался только принцам крови. Она имела дворецкого и двух герольдов, при ней был создан секретариат. Она получила личный штандарт - белое полотнище, затканное золотыми лилиями (цветы французского королевского дома). Таким образом, считают историки, Жанна получила все, что полагалось принцессе крови. Карл подарил ей золотые шпоры и дорогие доспехи. Ей были вручены меч Орлеанского дома и священное кольцо Орлеанского дома. Окружающих поражала богатая одежда Жанны (военная мужская и светская женская). Капюшон Жанны был вышит золотыми лилиями. Вся эта атрибутика дала некоторым историкам основание полагать, что Жанна происходила из королевского Орлеанского дома.

Сторонники версии королевского происхождения Жанны тщательно проследили всю ее генеалогию и пришли к выводу, что Жанна была дочерью Изабеллы Баварской (королевы Франции, жены Карла VI) и брата Карла VI Луи Орлеанского, т.е. по отцу она была принцессой Орлеанского дома. Карл VII, которого она короновала в Реймсе, был ее сводным братом по матери. Поскольку Жанна являлась незаконнорожденной, ее в раннем детстве отправили в деревню Домре-ми, но не в крестьянскую, а в дворянскую семью.

Некоторые историки, придерживающиеся официальной версии о Жанне д'Арк, высказывают мнение, что Жанна Дева не была сожжена в Руане. Она шла на костер в низко надвинутом на лицо капюшоне. Историки этой версии утверждают, что, возможно, на костер взошла не Жанна, а другая женщина. Сторонники неофициальной версии также считают, что принцесса Жанна не была сожжена. У принцессы Жанны началась новая жизнь: она вышла замуж за знатного рыцаря Робера дез Армуаза и стала называться Дамой дез Армуаз. Историки утверждают, что папа Каллист III, реабилитировавший Жанну, а также папа Бенедикт XV, канонизировавший Жанну, были посвящены в ее тайну.


1.4 XV век - век завершения политического объединения Франции и ее государственной централизации

В 1453 г. заканчивается Столетняя война, и во второй половине XV в. во Франции оформляются новые положительные тенденции как во внутренней жизни страны, так и во внешнеполитической. Меняется характер экономики, внешнеполитическая ориентация. Столетняя война консолидировала силы Франции, несмотря на послевоенную разруху. Война пробудила патриотическое сознание народа и подняла его на возрождение страны. Во второй половине XV в. создаются серьезные предпосылки для завершения политического объединения Франции и ее государственной централизации.

Королевская власть становится все более независимой от феодальных магнатов. Особенно очевидно это стало при короле Людовике XI (1461-1483), прозванном "всемирным пауком". Это был ловкий и хитрый дипломат, умело набрасывавший свою дипломатическую сеть на страны, на королей и неизменно добивавшийся нужного ему исхода дела. Самый ловкий дипломат не может не нажить себе врагов. У Людовика XI враги были серьезные и могущественные.

Непримиримым врагом Людовика XI был Карл Смелый, герцог Бургундский, который владел также графствами Франш-Конте, Пикардией и Нидерландами. Все эти территории в общей сложности не уступали владениям французского короля, и власть, которую осуществлял на них Карл Смелый, также не уступала королевской. Прозвище его было неслучайным - герцог Бургундский был действительно чрезвычайно смелым человеком, порой до безрассудства. Им владела одна заветная мечта: он хотел возродить древнее Бургундское королевство.

Противником Людовика XI выступил оппозиционный союз французской знати - "Лига общественного блага", которая к тому же поддерживала Карла Смелого в его противостоянии королю. Отношения Людовика XI с этими двумя противниками - Карлом Смелым и "Лигой общественного блага" - были далеко не мирными, они часто переходили в жестокие военные столкновения. Военные столкновения с "Лигой" не принесли победы Людовику XI, и тогда он решил расколоть "Лигу" другим способом - дипломатическим. И в конце концов ему это удалось. Это определило исход борьбы с другим его противником - Карлом Смелым. Уничтожив "Лигу", королю уже не составляло большого труда ликвидировать Карла Смелого как политического соперника. В результате огромные владения Карла Бургундского отошли к французскому королю и стали составной частью Франции.

После этого существенных преград к дальнейшему политическому объединению страны и ее централизации уже не существовало. В XV в. к Франции был присоединен Прованс с важнейшим средиземноморским портом Марселем. Франция вышла на средиземноморскую торговлю. При Людовике XI была присоединена еще одна важная приморская область - Бретань. В XV в. еще нельзя говорить о присоединении всех французских земель, этот процесс растянулся во времени. Некоторые области (Эльзас и Лотарингия) будут присоединены к Франции только в XIX в.

При Людовике XI во французском королевстве были заложены основы абсолютизма, который в ходе дальнейшего государственного развития привел к расцвету абсолютной монархии при Людовике XIV, "Короле Солнце" (1643-1715) ("Государство - это я").

При Людовике XI Генеральные Штаты не отменены, но фактически они перестают функционировать, и их заменяет Собрание нотаблей - французской знати.

Это собрание не являлось общегосударственным представительным органом. Оно было совещательным органом при короле - нотабли подавали королю советы, а решения, как правило, он принимал сам.

В XV в. государство проводит меркантилистскую или протекционистскую политику в области промышленности и торговли, которые находились в упадке после изнурительной Столетней войны. В результате такой политики французская экономика в XV в. ожила.

В XV в., в основных контурах, оформляется французская нация. Более прочным становится и внешнеполитическое положение государства. С конца XV в. Франция уже претендует на одно из первых мест в системе сложившихся к тому времени в Западной Европы межгосударственных отношений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К началу XVI в. Франция почти завершила свое территориальное объединение и была сплоченным и сильным государством. Немногочисленные теперь крупные феодальные сеньоры принуждены были поступить на службу к могущественному королю и вошли в состав придворной знати. Вдали от Парижа, на юге Франции, вельможи, правда, пытались вести себя довольно самостоятельно. Их местные распри принимали подчас характер феодальных усобиц; они пробовали даже по старому феодальному обычаю “отъезжать” от своего государя и переходить на службу к другому, например к императору. Но французские короли были уже достаточно сильны для того, чтобы наказывать непокорных вассалов и “разъяснять” им непривычное для них понятие государственной измены.

О трудном и медленном пути объединения Франции напоминало также существование в ряде окраинных провинций местных сословных учреждении — провинциальных штатов, которые имели право договариваться с правительством о размерах налога, падавшего на данную провинцию, и распределять налоги между плательщиками (Лангедок, Прованс, Дофинэ, Бургундия, Бретань, Нормандия). Франция была самым большим по территории и по количеству населения (15 млн.) централизованным государством в Европе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзаканян М. Ц. История Франции / М.Ц. Арзаканян, А.В. Ревякин, П.Ю. Уваров. – М.: Дрофа, 2005. - 474 с.

2. Виллар Ж. Формирование французской нации (Х – начало ХIХ в) / Ж. Виллар, К. Виллар. – М.: Иностранная литература, 1957. – 335 с.

3. Ле Руа Ладюри Э. Королевская Франция: (1460-1610) от Людовика XI до Генриха IV / Эмманюэль Ле Руа Ладюри. - М.: Междунар. отношения, 2004. - 412 с.

4. Люблинская А. Д. Франция в начале VII века (1610 – 1620 гг) / А. Д. Люблинская. – СПБ.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1959. – 294 с.