Смекни!
smekni.com

Болгарские земли в Новое время (стр. 1 из 10)

Болгарские земли в Новое время

Содержание

1. Болгарский народ под властью Османской империи (ХV–ХVII вв.)

2. Болгарское национальное Возрождение (ХVIII в. – 70-е гг. ХIХ в.)

3. Болгария в 1878 – 1914 гг.

4. Македонские земли в 1878 – 1914 гг.

Список использованных источников

1. Болгарский народ под властью Османской империи (ХV–ХVII вв.)

Болгария в XV—XVI вв. В общем процессе исторического развития болгарского народа гибель Болгарии как самостоятельного государства явилась неизбежной. Завоевание ее османами было подготовлено всем предшествовавшим ходом событий. К этому времени Болгария не представляла собой сильного экономического и политически устойчивого государства. Столкнувшись в середине ХIV в. с более мощным по своей сплоченности, по своим завоевательным устремлениям и организованности своей военной силы противником, она потерпела поражение.

Завоевание турками Балканского полуострова внесло в жизнь болгарского народа целый ряд существенных перемен, коренным образом изменивших лицо болгарской земли и положивших начало новой социально-экономической ситуации в его истории. Прежде всего, он лишился естественного пути своего национального, культурного и политического развития.

Погибли сотни тысяч людей, пришли в запустение плодородные земли, до основания оказались разрушены богатейшие болгарские города. Большая часть болгарской знати была или физически уничтожена, или обращена в ислам. Вместе с тем с потерей своей политической самостоятельности болгарский народ вступил в новую эру существования, которая была далеко не бесполезной в его внутреннем развитии. Наступила эпоха полного внешнего спокойствия. Вместо беспрерывных войн, не позволявших крестьянину рассчитывать на завтрашний день и надеяться даже на сбор урожая, вместо хищнических набегов своих и вражеских войск, опустошавших и грабивших, появлялась уверенность в защите султанской армии, которой все боялись.

Турецкое завоевание, при всех его ужасных последствиях, стало фактором территориального объединения болгарского народа под единой, хотя и чуженациональной властью.

Общество, построенное на аристократических началах, подверглось быстрому и сильнейшему процессу демократизации. Немногочисленные болгарские источники этого времени говорят о скорой адаптации болгар к изменившимся условиям и признании ими власти османских султанов в качестве преемников местных государей.

Турки изначально ставили своей целью создание в Европейской Турции такого порядка, который обеспечивал бы господство мусульманского меньшинства, открытого для местной знати, — элиты болгарского общества. В то же время крестьяне фактически не подверглись отуречиванию. Христианство было религией побежденных. Османы чувствовали к ней презрение и не мешали ее исповедовать покоренным рабам. Это пренебрежение спасло христиан от отуречивания. Завоевывая страну, османы не помышляли о том, чтобы превратить ее население в турок, старались не сближаться с болгарами, селились в городах, избегая деревень, не допускали в военное время христиан в свои войска и т. д. При этом, особенно в ХV в., они нередко переселяли болгарское население в обезлюдевшую Анатолию, а в болгарские земли прибывали мусульмане.

Завоеванные болгарские земли входили в Румелийское бейлербейство. Румелия — под этим именем турки понимали все земли бывшей Византийской империи. В административном отношении Румелия делилась на 36 округов-санджаков разной величины, во главе которых стоял санджак-бей — губернатор. Несколько округов составляли область — пашалык. Его возглавлял паша — генерал-губернатор, которому принадлежала военная, административная и хозяйственная власть. Все христиане, кроме нескольких привилегированных групп, были в сущности, одинаково бесправны.

В этот период Турция представляла собой военно-феодальную державу в основе которой, лежала военно-ленная система. Все земли, завоеванные турками имели статус государственных и подчинялись казне. Основную юридическую единицу, облеченную всеми политическими правами, представлял собой владелец лена — спахия или сипах. Согласно османским законам, лен для феодала был одновременно наградой и обязательством за несение военной службы. Земли делились на мелкие, средние и крупные лены. Этими ленами в зависимости от административной или военной службы наделялись турецкие феодалы. Существовали владения религиозных и общественных организаций на правах частной собственности, они назывались вакуфы. В очень незначительном количестве имелись частные владения — мюльки, которые давались султаном в полную собственность заслуженным военачальникам.

Большая часть завоеванных земель делилась на участки-тимары, которые раздавались турецким воинам и чиновникам. Тимарная система — основа османского землевладения полностью сложилась к концу ХV в. Тимары подразделялись не по площади обрабатываемой земли, а по приблизительному годовому доходу от владения. Обладание тимаром не означало постоянное в нем проживание, и поэтому личный контакт крестьянина с держателем тимара часто носил условный характер. Особенностью этой системы являлось то, что государство, центральная власть активно вмешивались во внутренние дела турецких феодалов на их землях. В то же время крестьянин по османскому праву являлся наследственным держателем земельного участка. Он обязан был платить подушную подать (джизье), традиционные налоги.

Выполняло население и некоторые трудовые повинности: извоз, устройство и охрана дорог, строительство мостов и горных переходов. Различные категории населения обладали определенными привилегиями: например, войнуки и доганджии освобождались от обычных повинностей и налогов. Так, доганджий (начальник сокольничих), в обязанности которого входила дрессировка соколов, ястребов, орлов для военных целей, за свою службу пользовался правами свободных граждан. В целом же население Болгарии было обременено тяжелыми налогами, из которых самым унизительным и приносящим страшные бедствия была подать мальчиками, десятина с мужского поколения, набиравшаяся через каждые пять лет. Самых здоровых детей отвозили в серали и там в строгой дисциплине воспитывали из них янычар — главную военную опору султана в первые века турецкого могущества.

В болгарских городах ремесло и торговля строго регламентировались османским законодательством. Существовали ремесленные корпорации — эснафы, организованные по конфессиональному признаку. Члены эснафа составляли самоуправляющуюся общину с цеховой иерархией: мастер, подмастерье и работник. Они имели общее имущество, и власти строго регламентировали объем производства, качество товара и цены на него. Цеховые корпорации существовали отдельно для мусульман и для христиан, их права и налоги фиксировались специальными султанскими указами (фирманами). Города обычно делись на кварталы (махалы) также по конфессиональному признаку.

В ХV в. болгарские города переживали некоторый подъем в экономическом развитии. Постепенно восстанавливалась дунайская и черноморская торговля. Особенно быстрыми темпами развивалось горнорудное дело на юго-западе Болгарии.

Плодородные болгарские земли были надежным источником сельскохозяйственной продукции для огромной турецкой армии. Фактически болгарская экономика подпитывала материальные ресурсы османской экспансии в Центральную и Восточную Европу.

Османская власть не обладала разветвленным провинциальным аппаратом, и даже сбор налогов осуществлялся разными способами и с помощью разных должностных лиц и откупщиков. Главными фигурами османской администрации на местах были судьи-кади, резиденции которых располагались в городах. Кади рассматривали дела как христиан, так и мусульман, контролировали местных чиновников, издавали распоряжения и надзирали за их исполнением. В конце ХVII в. провинциальный аппарат был укреплен институтом аянов — представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и самостоятельно утверждали свою власть над окрестным болгарским населением.

Положение православной церкви также претерпело важные изменения. Болгарская патриархия с центром в городе Тырново была ликвидирована еще в конце ХIV в. Когда в 1453 г. султан Магомет II занял столицу Византии, которая вместе с тем была и центром восточно-римского церковного управления, греческому патриарху удалось получить от султана специальный фирман, которым не только подтверждались права патриарха по управлению собственно греческой национальной церковью, но и значительно расширялись его полномочия благодаря подчинению его церковному управлению всех народов восточно-христианского вероисповедания без различия национальности, т. е. греков, болгар, валахов, молдаван и албанцев (кроме сербов). Таким образом, греческий патриарх стал духовным главой всех угнетенных народов полуострова, сосредоточив в своих руках огромную власть по управлению церковными делами.

При Константинопольской патриархии было создано управление, куда входили остатки уцелевшей греческой аристократии. По имени одного из константинопольских кварталов — фанар, где помещалось управление, вся эта патриаршая армия получила у балканских славян нарицательное имя — фанариоты. Они имели право состоять на государственной службе и занимать высокие должности при дворе султана. Постепенно фанариоты, по профессии банкиры, торговцы, врачи, юристы, дипломаты, переводчики и другие, укрепили свои позиции в Константинополе, приобрели большой авторитет и стали полновластными хозяевами в центре и на местах. Греки-фанариоты являлись активными врагами болгарской церкви, они стремились эллинизировать местное население, искоренить славянскую литургию и уничтожить книги на болгарском языке. В городах Болгарии этого времени в широком обиходе были два языка — турецкий и греческий. Болгарский язык был слышен только в местечках, деревнях и на ярмарках. Фанариоты говорили: «Турок — это господин, ага, грек — это образованный человек, гражданин, болгарин — это пастух, невежа, варвар».