Смекни!
smekni.com

История становления служебного собаководства в России (стр. 2 из 4)

Более двухсот лет существовал в Москве "охотницкий" рынок, где собирались любители животных и природы. На Лубянку, а позднее на "Трубу" приводили собак "на показ", "на похвальбу". Это была своеобразная выставка, где любитель-собаковод учился различать породы, сравнивал собак, подбирал производителей, приобретал щенков.

Охотничье собаководство насчитывает не одно сотню лет, оно оказало своё влияние на служебное собаководство, которое возникло в 90-е годы XIX века.

3.3 Собаководство в ХХ веке

В начале XX века начинается активное развитие служебного собаководства России. Зарождается одно из наиболее широко применяющихся в наше время направлений служебного собаководства — криминальное собаководство. У истоков этой службы стоял талантливый кинолог, страстный любитель собак и человек, ратующий за безопасность своей отчизны, — начальник сыскного отделения столичной полиции В. И. Лебедев. По своей службе он заинтересовался опытами по применению собак в розыске преступников и похищенного имущества. Во время деловых поездок в Германию он изучил наработки немецких полицейских-кинологов, ознакомился с системой подготовки дрессировщиков и работой четвероногих сыщиков. Увиденное настолько поразило Лебедева, что навсегда определило его судьбу. Вернувшись из поездки, он начал широкую кампанию по формированию общественного мнения в пользу создания в России полицейского собаководства. Вскоре во всех губернских и уездных управлениях полиции появились служебные собаки. 19 октября 1908 г. в присутствии Великого князя, военного министра и высших сановников государства состоялись Первые всероссийские испытания полицейских собак — событие уникальное и решающее для российского собаководства. С этого момента началась серьезная работа над разработкой социальных методик по дрессировке служебных собак всех направлений, то есть стала закладываться теоретическая основа дрессировки. 21 июня 1909 г. труды Лебедева увенчались успехом — состоялось торжественное открытие школы полицейских кинологов и образцового питомника. Только за первые три года работы школа подготовила 300 учителей дрессировки и более 400 розыскных собак. К 1915 г. розыскные собаки стали обязательной принадлежностью сыскной полиции. Значительно расширяется и сфера деятельности четвероногих полицейских: ночное патрулирование, силовые задержания, караул дворцовых покоев, охрана заключенных, поиск взрывных устройств и многое другое. Посмотреть на выучку полицейских собак съезжались виднейшие кинологи Запада. Россия заняла далеко не последнее место в мировой кинологии.

В 1904 году появились немецкие овчарки, использовавшиеся в качестве санитарных собак. Их приобретали непосредственно через Ж. Бунгарца (Германия) - основателя этой службы.

В 1908 году создаётся Российское общество поощрения применения собак к полицейской и сторожевой службам. Участие в нём полиции не помогло сделать это общество массовым и популярным. В период своего расцвета оно насчитывало всего около 300 членов по всей России, главным образом крупных чиновников и полицейских. Это общество открыло в пригороде Петербурга школу и питомник собак. Там обучались на 3-х месячных курсах полицейские и жандармы, а позднее и солдаты.

Для военных целей в старой России собаки почти не применялись. Отдельные офицеры держали собак в частях, у себя, в основном для караульной службы. В 1904 году международный Красный Крест подарил русской армии санитарных собак породы эрдельтерьер. В 1911 году при одном из полков построен питомник, где собак обучали службе связи. В отчёте того времени сообщалось, что лучшей породой, наиболее выносливой и приспособленной для военных целей, является эрдельтерьер. Но к началу первой мировой войны военные собаки в русской армии всё ещё не использовались. Однако, учитывая их успешный опыт работы в германской армии, союзники, в том числе и Россия, начали водить в сои армии собак для санитарной, сторожевой служб и службы связи. Советское служебное собаководство, по существо, создавалось заново.

3.3.1 Гражданская война

По российскому собаководству был нанесен нокаутирующий удар. Большинство охотничьих хозяйств было разграблено и разрушено, военные и полицейские собаки изгонялись из питомников, большинство офицеров-кинологов примкнули к белому движению, а титулованные собаководы нашли свое пристанище на чужих землях.

Потребовалось почти 10 лет для того, чтобы восстановить и продолжать развитие служебного собаководства. В советское время становление кинологической службы связано, прежде всего, с именем ученого-кинолога Всеволода Языкова. Его научные методы легли в основу теории и практики служебного собаководства в пограничных и внутренних войсках. Еще в 1919 г. Языков обратился в Штаб Красной Армии с предложением о принципах организации служебного собаководства в РККА. Но только спустя пять лет, 23 августа 1924 г. вышел приказ Реввоенсовета СССР № 1089, согласно которому в Москве при Высшей стрелково-тактической школе организуется Центральный учебно-опытный питомник-школа военных и спортивных собак. В том же году открылась центральная школа-питомник собак-ищеек отдела уголовного розыска административного управления НКВД.

В первые годы существования окружных школ служебного собаководства жизнь четвероногих курсантов была вполне сносной, поскольку НЭП наполнил рынок недорогим мясом и крупой и, как правило, собаки получали полагавшиеся им 400 граммов мяса и мясопродуктов в день. Беременные и щенные суки получали усиленный паек и свежее мясо. Дисциплина среди курсантов красноармейцев этих школ была достаточно жесткой. По крайней мере ни в одной из них не было зарегистрировано попыток переложить часть собачьего пайка (мясо, гречневая и пшенная каши) в собственный котел. Правда, повара и вольнонаемные рабочие по уходу за собаками были не без греха: «при осмотре собак обнаружено большое количество худых собак и щенят, несмотря на то, что крупа и мясо отпускаются вполне кондиционные и в достаточном количестве. Но недостаточно чувство ответственности поваров и рабочих собачьей кухни». Другим приказом курсантам предписывалось «следить, чтобы после кормежки морды у собак протирались чистыми тряпками и глаза промывались не менее 2 раз в день». Школы испытывали большие трудности. Отсутствие в стране поголовья служебных собак затрудняло комплектование школ, а закупаемые в Германии собаки были мало приспособлены к нашему климату, часто болели чумой, а в то время особенно опасной из-за отсутствия лечебных средств. Собак закупали не специалисты, поэтому среди хороших экземпляров часто попадались посредственные и даже просто непригодные. О собаках отечественных пород не имелось почти никаких данных.

Не было у нас в достаточном количестве и специалистов служебного собаководства.

Из старых специалистов в работе участвовали немногие. Среди них следует назвать известного собаковода К. Бондарюка. Его последним детищем был ныне существующий племенной питомник завода имени Ухтомского (Москва). К. Бондарюк долгое время был общественным инструктором в Московских и областных клубах. А. Щуплов явился одним из организаторов Воронежского клуба служебного собаководства. До последних лет активно участвовал со своими собаками на выставках А. Лаврентьев - тоже старейший собаковод.

В 1924 году приказом Реввоенсовета в подмосковном посёлке Вишняки основан "Опытный питомник военных и спортивных собак РККА" для применения их на сторожевой и службе связи. Вскоре были созданы окружные школы в Смоленске, Тбилиси, Ульяновске, Ташкенте.

В армии в качестве дрессировщиков работали в то время старейший цирковой артист Кемпе и В. Языков, очень способный специалист, служивший до этого в Ленинградском питомнике уголовного розыска. Позднее Языков более 10 лет руководил учебной работой в значительно выросшей к тому времени Центральной школе пограничных войск. Труды его по теории и методике дрессировке собак легли в основу всей отечественной системы дрессировки.

В Центральной школе собаководства РККА (так вскоре был назван опытный питомник военных собак) работали дрессировщики Б. Ланцов, С. Синельщиков, К. Голиков, И. Цветковский, В. Голубев, П. Новиков и др.

3 апреля 1925 года состоялось первое общее собрание любителей-собаководов. При Всеохотсоюзе 11 апреля 1925 года учреждается секция любителей доберман-пинчеров и немецких овчарок.

Одним из первых начинаний секции (1925), способствовавшим её популярности, было создание своего печатного органа - журнала "Собаководство и дрессировка", который издавался до 1923 года.