Смекни!
smekni.com

Карибский кризис 1962 года (стр. 2 из 4)

20 мая 1962 года Никита Хрущёв провёл в Кремле беседу с министром иностранных дел Андреем Громыко, Анастасом Микояном и министром обороны Родионом Малиновским, в ходе которой изложил им свою идею: в ответ на постоянные запросы Фиделя Кастро об увеличении советского военного присутствия на Кубе разместить на острове ядерное оружие.

21 мая на заседании Совета обороны поддержал предложение Н.С. Хрущева. Министерствам обороны и иностранных дел было поручено организовать скрытное перемещение войск и военной техники по морю на Кубу.

28 мая из Москвы в Гавану вылетела советская делегация в составе посла СССР Алексеева, главнокомандующего РВСН маршала Сергея Бирюзова, генерал-полковника Семена Павловича Иванова, а также Шарафа Рашидова.29 мая они встретились с Раулем и Фиделем Кастро и изложили им предложение ЦК КПСС. Фидель попросил сутки на переговоры со своими ближайшими соратниками. В тот же день Кастро дал положительный ответ советским делегатам. Было решено, что Рауль Кастро в июле посетит Москву для уточнения всех деталей.

2.2 Состав контингента

10 июня на заседании Президиума ЦК обсуждались результаты поездки советской делегации на Кубу. После доклада Рашидова Малиновский представил предварительный проект операции по переброске ракет, подготовленный в Генеральном штабе. Предусматривалось развертывание на Кубе 43-ой ракетной дивизии, на вооружении которой имелись ядерные ракеты Р-12 и Р-14 с дальностью действия до 2,5 тыс. и 5 тыс. км соответственно, что позволяло поражать любые цели на континентальной части США вплоть до канадской границы. Кроме того, предполагалось размещение крылатых ракет, способных нести ядерный боеголовки, с дальностью до 60 км. Планировалось…также…развернуть в качестве вспомогательных сил военно-морскую (2 крейсера, 4 эсминца, 12 ракетных катеров "Комар", 11 подводных лодок) и авиационную группировки (1 вертолётный полк Ми-4, 4 мотострелковых полка, два танковых батальона, эскадрилья МиГ-21, 42 лёгких бомбардировщика Ил-28, 2 подразделения крылатых ракет с ядерными боеголовками 12 Кт с радиусом действия 160 км, несколько батарей зенитных орудий, а также 12 установок С-75). Всего на остров планировалось отправить 50 874 военнослужащих. Позже, 7 июля Хрущёв принял решение назначить командующим группировкой Иссу Плиева. Прослушав доклад Малиновского, Президиум ЦК проголосовал за проведение операции единогласно.

2.3 Анадырь

К июню 1962 Генеральный штаб уже разработал операцию прикрытия под кодовым названием "Анадырь". Планировал и руководил операцией маршал СССР Оване́с Хачату́рович Баграмян. По мнению составителей плана это должно было ввести американцев в заблуждение в отношении места назначения грузов. Всем советским военнослужащим, техническому персоналу и другим сопровождавшим "груз" также говорили, что они направляются на Чукотку. Но, несмотря на такое масштабное прикрытие, у операции был один существенный изъян: невозможно было скрыть ракеты от регулярно облетающих Кубу американских самолётов-разведчиков U-2. Таким образом, план заранее разрабатывался с учётом того, что американцы обнаружат советские ракеты до того, как все они будут смонтированы. Единственный выход, который сумели найти военные - разместить несколько зенитных батарей уже на Кубе в местах разгрузки.

Для переброски войск выделили 85 кораблей. Ни один капитан перед отплытием не знал о содержимом трюмов, а также о пункте назначения. Каждому капитану вручили запечатанный пакет, который следовало вскрыть в море в присутствии замполита. В конвертах было предписание следовать на Кубу и избегать контакта с кораблями НАТО.

В начале августа на Кубу пришли первые корабли. Ночью 8 сентября в Гаване была разгружена первая партия баллистических ракет средней дальности, вторая партия прибыла 16 сентября. Штаб Группировки советских войск на Кубе (ГСВК) расположился в Гаване. Основные войска были сконцентрированы вокруг ракет в западной части острова, однако несколько крылатых ракет и мотострелковый полк были переброшены на восток Кубы - в сотне километров от Гуантанамо и военно-морской базы США в заливе Гуантанамо. К 14 октября 1962 на Кубу доставили все 40 ракет и большую часть оборудования.

Стоит отметить, что хотя американцы практически с самого начала располагали информацией о предоставлении Советским Союзом военной помощи Кубе и вели интенсивную аэрофотосъемку остров, они не имели конкретных доказательств размещения здесь советских наступательных вооружений. Советская сторона объясняла оборудование площадок и подъездных путей на острове развертыванием систем ПВО оборонительного характера. В сентябре-октябре 1962 г. плотная облачность и следовавшие один за другим ураганы в бассейне Карибского моря воспрепятствовали ведению американцами регулярной фоторазведки с воздуха. Таким образом в непосредственной близости от территории США была сформирована военная группировка, от возможного удара которой в случае конфликта США крайне сложно было уклониться. [6]

Глава 3. Эскалация и разрешение конфликта

3.1 Операция “Мангуст”

США также осуществляли широкомасштабные мероприятия военного характера: Вашингтоном был разработан специальный план по ликвидации правительства Фиделя Кастро под кодовым названием “Мангуст”. Этот план предусматривал два этапа:

· август-сентябрь 1962 г. - подготовка и начало антикастровского "повстанческого" движения на Кубе

· октябрь - организация "народного восстания" при поддержке американских спецслужб и войск с возможной высадкой американского десанта на остров

В рамках подготовки к реализации этого плана в августе 1962 г. близ берегов Кубы были проведены крупномасштабные военно-морские маневры, в которых участвовало 45 военных и более 100 000 морских пехотинцев.

23 августа 1962 г. Джон Кеннеди приказал активизировать меры по "намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро"[7]. Этот поступок наглядно свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях.

3.2 Полеты U-2

Самолёт U-2 во время вылета в конце августа сфотографировал ряд строящихся позиций для зенитных ракет, но 4 сентября 1962 г. Кеннеди заявил перед Конгрессом, что на Кубе нет "наступательных" ракет. На самом же деле советские специалисты в это время уже строили девять позиций - шесть для Р-12 и три для Р-14 с дальностью 4 000 км. До сентября 1962 самолеты ВВС США облетали Кубу дважды в месяц. С 5 сентября по 14 октября полёты были прекращены. С одной стороны из-за плохой погоды, с другой - Кеннеди запретил их из опасения эскалации конфликта в случае, если американский самолет будет сбит советской зенитной ракетой.

Стоит отметить, что до 5 сентября полеты выполнялись с ведома ЦРУ. Теперь же такие полёты перешли под контроль ВВС. Первый полёт состоялся 14 октября 1962. Самолет-разведчик Lockheed U-2 4080-го стратегического…разведывательного…крыла,…пилотируемый. майором Ричардом Хейзером, взлетел около 3 часов ночи с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Полёт до Мексиканского залива занял у него 5 часов. Хейзер облетел Кубу с запада. и пересек береговую линию с юга в 7: 31 утра. Самолёт пересёк всю Кубу почти точно с юга на север, пролетая над городами Тако-Тако, Сан-Кристобаль, Бахиа-Хонда. Эти 52 километра Хейзер преодолел за 12 минут[8].

Приземлившись на авиабазе в южной Флориде, Хейзер вручил пленку ЦРУ.15 октября аналитики ЦРУ установили, что на фотографиях - советские баллистические ракеты средней дальности Р-12 ("SS-4" по классификации НАТО). Вечером. того же дня эта информация была доведена до сведения высшего. военного. руководства США. Утром.16. октября в 8: 45 фотографии показали президенту. После этого по приказу Кеннеди полёты над Кубой участились в 90 раз: с двух раз в месяц до шести раз в день.

3.3 Выработка ответных мер

"К 22 октября, когда президент США Джон Кеннеди выступил по американскому радио и телевидению с сообщением об обнаружении на кубе советских ракет, все 42 ракеты и боеголовки к ним, а так же воинский персонал были уже на месте. Некоторые ракеты были приведены в готовность. Часть наших кораблей еще находилась в пути, но на них было вспомогательное снаряжение и продовольствие для воинского контингента, без чего при случае можно было и обойтись"[9].

Получив фотографии, свидетельствующие о советских ракетных базах на Кубе, президент Кеннеди собрал особую группу советников на секретное совещание в Белом Доме. Эта группа, включившая 14 человек, позднее стала известна как “Исполнительный комитет”. Она состояла из членов Совета национальной безопасности США и нескольких специально приглашенных советников.

Вскоре комитет предложил президенту три возможных варианта разрешения ситуации:

уничтожение ракет точечными ударами

проведение полномасштабной военной операции на Кубе

введение морской блокады острова

Немедленный бомбовый удар был отвергнут сразу же. На прямой вопрос президента министр обороны Р. Макнамара ответил, что. он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО при воздушном ударе.

Дипломатические методы, едва затронутые в первый день работы, были тут же и отвергнуты - ещё до того, как началось основное обсуждение. В итоге выбор свели к военно-морской блокаде и ультиматуму, либо к полномасштабному вторжению.