Смекни!
smekni.com

Диктатура Цезаря в Древнем Риме (стр. 2 из 7)

Отец Цицерона располагал достаточными средствами и связями, чтобы дать ему возможность получить хорошее образование в Риме, что было необходимо для успешной государственной и общественной деятельности5. Мировоззрение Цицерона с юности склонялось в сторону консерватизма, и учителя его не могли внушить ему симпатий к демократии. Например, учение Академии сохраняло в общих чертах аристократические установки6.

Занявшись политикой в конце 80-х годов, при диктатуре Суллы, Цицерон прославился своими смелыми выступлениями, задевающими суллланский режим. Впрочем, не следует преувеличивать храбрость начинающего оратора и адвоката и уж тем более усматривать здесь какие-то демократические тенденции – диктатурой Суллы были недовольны многие аристократические роды, в том числе и Метеллы, под покровительством которых некоторое время находился

Цицерон1. Почувствовав себя в опасности вследствие своих выступлений, Цицерон предпочел покинуть Италию и отправиться в провинцию, а именно – в Элладу, где он завершил свое образование, обучаясь, кстати сказать, у того же ритора Апилона Молона, у которого учился и сам Цезарь2. Вернувшись в Рим, Цицерон стал успешно продвигаться на государственном поприще, занимая в минимальный срок все положенные должности3.

Теперь необходимо оговорить одно существенное в политической деятельности Цицерона обстоятельство, которое прослеживается у него вплоть до Фарсальского сражения. Этим обстоятельством является ориентирование Цицерона на Помпея, которое многие исследователи признают самой крупной его политической ошибкой4. Будучи ровесниками, они впервые тесно сошлись во время союзнической войны, когда оба служили в войске Помпея Страбона5. Впоследствии их судьбы оказались тесно переплетены. Именно в поддержку кандидатуры Помпея Цицерон выступил по поводу Манилиева законопроекта о назначении главнокомандующего в войне с Митридатом6. На защиту Помпея надеялся Цицерон, когда перед ним встала угроза изгнания7. И за ним Цицерон, после мучительных колебаний, последовал, когда разразилась гражданская война8.

Цицерону импонировало, что Помпей, как и он сам принадлежащий к сословию всадников, добился таких выдающихся успехов на государственном поприще, и при этом, по возможности, пытаясь не вступать в противоречия с существующей государственной системой9. Апогеем такого законопослушания Помпея оказался момент, когда он, по возвращении с Востока во главе огромной и преданной ему армии в конце 62 г., вместо того, чтобы оказать давление на правительство и добиться длясебя исключительных полномочий, в соответствии с римской конституцией, распустил свои войска и частным человеком вернулся в Рим, чтобы там домогаться для себя триумфа1.

Таков был характер взаимоотношений Цицерона с Помпеем, о чем более подробно речь пойдет ниже.

Что касается отношений Цицерона с Помпеем, то, разумеется, они начинались задолго до перехода последним реки Рубикон, Самый известный момент, когда можно, в переносном смысле, говорить о первом политическом знакомстве Цицерона с Цезарем, связан с так называемым заговором Катилины, после подавления которого в течении 20-ти лет, вплоть до самой своей смерти, Цицерон с гордостью и, как казалось ему, вполне заслуженно именовал себя спасителем Отечества. Здесь нет места сколько-нибудь подробно освещать историю этого заговора, суть состоит в другом – Цицерон, действительно, сыграл важнейшую роль в его подавлении, будучи консулом, и 63-й год стал его звездным часом. Консул считал всех заговорщиков мятежниками, замышлявшими ниспровергнуть существующий государственный строй. Цицерон, видевший недостатки современного ему внутреннего положения государства, с одной стороны, идеализировал патриархальную старину, а с другой, считал, что всякий, кто посягает на существующее положение вещей, хоть оно и несовершенно, является преступником2. Поэтому Цицерон и признал достойными смерти пятерых главных участников заговора, попавших к нему в руки3. Цезарь же, будучи избран претором на 62-й год, выступил против смертной казни заговорщиков, чем чуть было не перечеркнул весь успех Цицерона4.

Уже только по одному этому факту видно, что отношения между Цицероном и Цезарем были противоречивые. Однако, эти отношения многие исследователи считают одним из важнейших моментов в истории поздней Римской республики. Высказываются даже такие мнения, что если бы Цезарь объединился с Цицероном после победы в гражданской войне, то окончательное падение республики не состоялось1. Хотя, как известно, история не терпит сослагательного наклонения.

Что касается степени испытываемых ими друг к другу положительных чувств, то она была неодинаковая. Цезаря ни на каком этапе взаимоотношений с Цицероном нельзя признать его врагом. Но и в особой дружбе они не состояли. Образно выражаясь, Цезарь был расположен более дружественно по отношению к Цицерону, чем наоборот. Это выражено, например, в речи Цицерона «О консульских провинциях», где он утверждает, что не может быть врагом тому, кто покоряет власти Рима неизвестные племена и народы, имена которых никто прежде не слышал2. Но Цицерон довольно рано рассмотрел в Цезаре мятежный дух ниспровергателя существующих государственных устоев.

Таким образом, выше были даны краткие сведения, которые могут как-то дополнить и прояснить ту информацию соответствующих писем и речей Цицерона, что будет подвергнуто анализу в дальнейшем.

Следующий автор, сведения которого, правда, не могут быть сопоставимы с Цицероновыми ни по богатству информации, ни по разнообразию содержания, но которые, однако, ничуть не теряют своей важности и даже уникальности, это – Соллюстий.

Как и Цицерон, Саллюстий происходил из всаднического сословия и не был уроженцем Рима – он родился в Амитерне в 86 г.3 Таким образом, Саллюстий был младшим современником Цезаря, в то время как Цицерон – старшим. Саллюстий также получил образование в Риме4. Интересно отметить, что Саллюстий дважды обращался к литературной деятельности: в начале и в конце своего жизненного пути; в первом случае он был членом

кружка Нигидия Фигула (кстати сказать, в будущем ревностного помпеянца)1. Между этими периодами лежит большой промежуток времени, который Саллюстий посвятил занятию государственной деятельности. Саллюстий с молодых лет стремился к политической карьере и начал ее в рядах «Народной партии» как противник нобилитета2. В 55 г. Саллюстий был квестором и, вместо того, чтобы занять следующую ступень в иерархии магистратур – должность эдила, предпочел сделаться плебейским трибуном, обязанности которого он исполнял в 52 г. Саллюстий, будучи трибуном, возбуждал на сходках народ против Милона, убийцы «народного вождя» Клодия. В своей политической деятельности Саллюстий ориентировался на Цезаря. Странно, однако, что цезарианец Саллюстий, в следующем году подвизался в качестве легала (в провинции Сирия) явного недоброжелателя Цезаря, М. Бибула, немедленно вступившего в ряды помпейской партии два года спустя3. Очевидно, это можно объяснить тем, что Саллюстий, в первую очередь, все-таки руководствовался соображениями личной выгоды. В 50 г. Саллюстию пришлось испытать очень неприятные переживания, так как он был исключен из сената за якобы безнравственное поведение, но на самом деле как цезарианец4. По мнению некоторых исследователей, именно это событие сильно озлобило Саллюстия против нобилитета5 и окончательно толкнуло его в ряды цезарианской партии, тем более, что сам Цезарь восстановил его в составе сената с началом гражданской войны6. Во время военных действий Саллюстий отличился и после разгрома Цезарем армии Сципиона в Африке: наш автор был назначен наместником образованной из бывшего царства Юбы провинции Новая Африка7. После мартовских ид 44 г. Саллюстий счел для себя за благо отказаться от продолжения государственной деятельности и возобновить литературное творчество, удалившись в свою усадьбу1.

Саллюстий является автором ряда произведений, в которых очень четко прослеживается его политическое мировоззрение. В 43-42 гг. вышла в свет его монография «О заговоре Катилины», где давалось подробное изложение событий, которые потрясли римское государство. В этом сочинении центральный герой – Катилина, подан на фоне разложения римского общества, как продукт этого разложения2. Саллюстий рисует картину вырождения идеального староримского общественного порядка, которое началось с разрушения Карфагена, после чего непомерно возросли корыстолюбие и честолюбие3. Саллюстий утверждает, что корень зла содержит в себе плутократическая олигархия, из среды которой вышел и Каталина4. Следующая монография, «Югуртинская война», выпущенная в свет в 42-41 гг., содержала изображение ужасной коррумпированности и продажности римского нобилитета, что использовал в своих целях Югурта, в связи с чем военные действия на первых порах протекали чрезвычайно вяло и нерешительно. Римскому нобилитету противопоставил Саллюстий в своем сочинении такого же «нового человека», как и он сам – Гая Мария, который является для автора «Югуртинской войны» подлинным героем, гордостью римского народа5. Последним произведением Саллюстия, к сожалению лишь частично сохранившемся, является «История» – последовательное изложение событий за период с 78 по 67 гг. Однако, и по уцелевшим фрагментам имеется возможность судить, что Саллюстий хотел показать накал напряженной борьбы между народом и нобилитетом, лишь изредка затухавший, когда угрожала внешняя опасность6.