Смекни!
smekni.com

Цивилизация Древнего Востока. Древняя Вавилония (стр. 4 из 5)

Основные центры древневосточных цивилизаций сложились в долинах великих рек – Нила, Евфрата и Тигра, Инда и Ганга, Хуанхэ. Необходимость регулирования сложного режима этих рек определила некоторые общие черты в организации производства, известное единство древневосточного мира. Вместе с тем конкретное изучение истории различных его регионов показало глубокую индивидуальность каждой из древневосточных цивилизаций, их неповторимое историческое своеобразие.

Централизованная экономика, широкий спектр отношений зависимости, низведение юридически свободных и полусвободных лиц до положения невольников деспотической власти фараона, постоянное вмешательство государства во все сферы жизни и хозяйства – все это можно видеть в Древнем Египте.

Государственное и частное землевладение, частный сектор в экономике, сильные в хозяйственном и политическом отношении города, с которыми приходилось считаться вавилонским царям, наличие границ, открытых для вторжения в долину Двуречья воинственным соседям, характерны для общества Месопотамии.

Ярко выраженный военный характер ассирийского общества и государства, государственное объединение всего Ближнего и частично Среднего Востока под властью персов – неповторимые явления древневосточной и мировой истории.

Кастовая система, раздробленность, приведшая к сосуществованию различных форм политической организации – от монархии до республиканских образований при наличии культурного единства страны, – отличают цивилизацию Древней Индии от соседнего Китая с его оригинальной системой социальных рангов и деспотическим централизованным государством.

В истории Древнего Востока могут быть выделены три большие эпохи.

В первую эпоху (конец IV–III тысячелетие до н.э.) на Древнем Востоке существуют три основных цивилизованных центра – египетский, шумерский и древнеиндийский. Это первые в мире цивилизации, основные достижения которых во многом определили все последующее развитие региона. В Шумере, Египте и долине Инда были созданы древнейшие системы письменности, получили развитие монументальная архитектура и искусство. Египетские пирамиды, ступенчатые храмы-зиккураты древнего Шумера, городские комплексы Хараппы принадлежат к числу выдающихся достижений человеческой культуры.

Одновременно в течение III тысячелетия до н.э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование социально-расчлененного общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока, – в Северной Месопотамии, в Иране, на юге Средней Азии, в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются ремесла, формируются местные городские центры. Этому в немалой степени способствуют торговые и культурные связи с Египтом, Месопотамией и Северо-Западной Индией. Так к концу первого периода постепенно складывается система классовых обществ разного уровня развития, охватывающая обширную территорию от Восточного Средиземноморья до Индостанского полуострова.

Очаги первых цивилизаций с их городами, монументальной архитектурой и письменностью образовывали зону интенсивного развития. Их соседями были племена, развивающиеся замедленными темпами, но находящиеся в тесном взаимодействии с этими центрами. На периферии древневосточного мира, протянувшейся от степей Аравийского полуострова до Северного Кавказа и степного пояса Центральной Азии, все большее значение приобретают подвижные и воинственные скотоводческие племена.

Во вторую эпоху (II – первая половина I тысячелетия до н.э.) картина исторического развития намного усложняется, теперь уже группа различных государств образует политическую карту Древнего Востока. Во II тысячелетии до н.э. в долине Хуанхэ формируется новый очаг древнекитайской цивилизации, пока еще оторванный от других древневосточных центров, но уже, видимо, воспринимающий ряд культурных достижений соседних племен и народов. Города-государства складываются в Восточном Средиземноморье (Угарит, Эбла, Библ, Алалах), в Малой Азии и Северной Месопотамии, где формируются Хеттская и Ассирийская державы;

В III тысячелетии до н.э. некоторое развитие отмечается в поливном земледелии за счет усовершенствования орудий труда и агротехники. Но особенно характерен прогресс для разного рода ремесленных производств, число и масштабы которых увеличиваются. Широкое внедрение различных металлических сплавов, и в первую очередь бронзы, вело к необходимости расширения обмена и торговли. Оформляются международные торговые пути, растет количество торговых факторий, создаются своего рода международные объединения торговцев. Все это отразилось и на международных отношениях – начинается борьба за преобладание на торговых путях.

Также усложняется картина социального развития, формы эксплуатации становятся более разнообразными, иногда замаскированными. В связи с развитием частной собственности появляются ростовщичество и долговое рабство. Делаются попытки повысить рентабельность труда подневольных работников, заинтересовать их в его результатах. Наиболее дальновидные представители правящих классов стараются смягчить социальные противоречия, ограничить их крайние проявления, что, например, нашло отражение в законодательстве вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Однако эти временные реформы в итоге приводят лишь к обострению социальных конфликтов и внутренней борьбы. Так, в Египте мощное восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н.э. серьезно потрясло все государство. Идет борьба и между отдельными группировками правящего класса за увеличение своей доли власти и богатства.

Пополнение ресурсов стран за счет получения дани и прямого грабежа соседей, необходимость постоянного увеличения контингента рабов-военнопленных, попытки в какой-то мере погасить внутренние противоречия проведением активной внешней политики приводят, особенно начиная с середины II тысячелетия до н.э., к увеличению военных столкновений. Большое значение придается развитию армии и военного дела, создаются специализированные воинские подразделения, особую роль в сражениях начинают играть отряды колесниц. В XV–XIV вв. до н.э. разворачивается напряженная борьба между Египтом, Митанни и хеттами за господство в Восточном Средиземноморье. Египет эпохи Нового царства, по существу, представлял собой мощную военную державу, процветающую за счет ограбления соседних стран. Именно в это время создаются наиболее величественные памятники египетской архитектуры. В ходе беспрерывных войн, взимания с побежденных колоссальной дани, а иногда и прямого ограбления покоренных стран происходит как бы насильственное перераспределение прибавочного продукта в масштабах всего переднеазиатского региона. То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа соседей. В этом отношении весьма характерно формирование в IX–VII вв. до н.э. великой Ассирийской державы. Опираясь на лучшие для своего времени вооруженные силы, ассирийские цари последовательно проводили по отношению к покоренным странам и народам политику «тяжелой дани», уничтожения селений, массовых убийств, что неизбежно вело к обнищанию, вызывало волнения и восстания. Недаром у народов Древнего Востока Ассирия именовалась «логовищем львов», а ее столица Ниневия – «городом крови». Создаваемые таким образом военно-административные объединения не представляли собой прочных государств. Вставшее во главе объединения государство более стремилось к грабежу, чем к развитию своего хозяйства.

Такая политика противоречила прогрессивным тенденциям в развитии стран Древнего Востока, где в эту эпоху отмечается неуклонный рост ремесла и торговли, развитие товарных отношений. Носителями этих тенденций становятся городские центры, особенно в Вавилонии и Финикии. Развитию экономики способствовало и повсеместное внедрение железных орудий труда.

Наконец, третья эпоха (середина I тысячелетия до н.э. – середина I тысячелетия н.э.) – это заключительные этапы существования древневосточных обществ. В Передней Азии военная Ассирийская монархия уступает место гегемона Новому Вавилону и Мидии. В VI–IV вв. до н.э. наиболее значительным военно-административным объединением древнего мира становится Персидская империя Ахеменидов. Включение в ее состав областей от Малой Азии и Египта до Средней Азии и Северо-Западной Индии привело к усилению международных связей. Начиная со II в. до н.э. устанавливаются регулярные отношения с китайской цивилизацией, до этого развивающейся в относительной изоляции. Торговые караваны пересекают центральные азиатские пустыни, идет интенсивный обмен культурными достижениями, в Индии и Китае получает распространение одна из древнейших мировых религий – буддизм. Многие государства Ближнего Востока вступают в тесное взаимодействие с классовыми обществами Европы, представленными сначала государствами Греции, а затем Римской державой. В результате формируется обширный пояс древних цивилизаций, протянувшихся широкой полосой от Атлантического до Тихого океанов.

Для социально-экономической характеристики эпохи показательно дальнейшее развитие торговли и ремесленных производств, рост городов и своего рода разделение труда между торгово-ремесленными центрами и аграрной периферией. Повышается и товарность хозяйства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений. Деньги в монетной форме получают широкое распространение и в Ахеменидской державе, и в циньском Китае, и в индийской империи Маурьев. Развитие товарно-денежных отношений в ряде случаев встречает полную поддержку правительства, проводящего политику активного градостроительства, заботящегося о развитии и охране дорог и торговых путей. Рабский труд еще сохраняет свое значение, и древние источники дают достаточно детальную классификацию рабов: военнопленные, рабы по рождению, кабальные рабы, рабы по наказанию и многие другие категории. Одновременно в производстве используются и наемные работники из числа обедневших общинников, практикуется сдача земельных участков в аренду. Исподволь идет наступление крупных землевладельцев на свободных общинников, постепенное превращение их в феодально-зависимых крестьян. Сопротивляясь закабалению, общинники поднимают восстания. Иногда предпринимаются реформы для поддержания общины, но в классовом обществе они имели утопический характер.