Смекни!
smekni.com

Вещное право (стр. 1 из 5)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «История государства и права зарубежных стран»

по теме: «Вещное право»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Институт вещного права в Древнем Мире. 4

2. Право феодальной собственности. 11

3. Вещное право в правовых системах Нового Времени. 14

4. Эволюция вещного права в XX веке. 19

5. Вещное право в отечественной юриспруденции. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

ВВЕДЕНИЕ

Под вещным правом принято понимать право, обеспечивающее удовлетворение интересов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства.

В числе признаков вещного права чаще всего фигурируют указания на то, что вещное право носит бессрочный характер; объектом этого права является вещь; требования, вытекающие из вещных прав, подлежат преимущественному удовлетворению по сравнению с требованиями, вытекающими из обязательственных прав; вещному праву присуще право наследования и что, наконец, вещные права пользуются абсолютной защитой. В ст. 216 ГК РФ к вещным правам отнесены:

· право собственности;

· право пожизненного наследуемого владения землей;

· право постоянного (бессрочного) пользования землей;

· право хозяйственного ведения;

· право оперативного управления;

· сервитуты.

Вещное право существует с древнейших времен, что и определяет актуальность работы. Цель данной работы – изучить вопросы возникновения и развития института вещного права в российской и зарубежной правовой истории.

Работа состоит из пяти глав, которые следуют друг за другом в хронологическом порядке. В первой главе описывается вещное право Древнего мира, во второй – феодальное вещное право, в третьей – вещное право в гражданском праве Нового времени. Четвертая глава посвящена рассмотрению вещного права двадцатого столетия, пятая – отечественной истории вещного права.

1. Институт вещного права в Древнем Мире

Человеческая цивилизация зародилась на Древнем Востоке. Древневосточное право всячески ограничивало развитие института частной собственности, в нем отсутствовали правовые гарантии, которые могли бы способствовать ее процветанию. Процесс развития собственнических отношений сдерживался сохранявшимися общинными, сословными, патриархальными, семейными связями. В их консервации было заинтересовано государство. Во-первых, это облегчало государственный контроль, во-вторых, в частном собственнике видели главного противника сильной центральной власти. Поэтому собственность на Древнем Востоке оказалась под патронажем государства.

Главным достоянием в древних цивилизациях считалась земля. Она могла становиться объектом купли продажи, дарения, сдаваться в аренду, но это было лишь право владения, не переходящее в полную частную собственность. Особо нормы древневосточного права охраняли общинное землевладение, состоявшее из земель общего пользования (пастбища, ирригационные сооружения, дороги) и семейных наделов. Община имела почти неограниченное право распоряжения землей. Частный землевладелец обладал широкими правами на свой участок, но они лишь приближались к правам собственника. Так, по древнеиндийским Законам Ману преимущественным правом покупки земли обладали родственники и соседи. В Древнем Китае любые поземельные сделки совершались только в присутствии представителя общины. Собственник не мог забросить участок, т.к. каждый имел право занимать бесхозные или покинутые земли, и через определенное время они записывались в кадастр как частные за обрабатывающим их человеком. В Древнем Вавилоне для отчуждения земли не требовалось согласия общины или правителя, но с потерей участка общинник утрачивал иные права, превращался в неполноправного (Законы Хаммурапи). Земли, находившиеся в служебном владении, изымались из торгового оборота и не переходили по наследству (например, наделы воинов на правах «илку» по Законам Хаммурапи).

Тем не менее, в древневосточном праве понятие собственности, отличное от пользования, уже сложилось. Так, Законы Ману устанавливали сроки давности пользования, влекущие превращение владения в собственность (для движимого имущества – 10 лет, для недвижимого – 20 лет). Строго каралось нарушение границ землевладения. Устанавливалась ответственность арендатора перед владельцем за необработанный участок (Законы Хаммурапи).

Права собственника в отношении движимого имущества были гораздо шире, о чем свидетельствует развитие договорного и обязательственного права. Памятники древнего права дают представление о существовании договоров купли-продажи, мены, дарения, займа, аренды, хранения (вклада), перевозки, товарищества, найма. Для договоров, влекущих отчуждение вещи, требовалось выполнение строгих условий: письменная форма или клятва, присутствие свидетелей. Договоры, навязанные силой или обманом, заключенные тайно, без соблюдения формальностей, считались недействительными (Законы Мaнy). Субъектом сделок выступали только полноправные. Сделки с лицами, находившимися в рабской или патриархальной зависимости, считались неправомерными и недействительными (Законы Хаммурапи, Законы Мaнy).

В афинском праве можно проследить становление новых правовых институтов. В частности, происходит дальнейшее оформление права собственности как владения с правом распоряжения. Однако понятие права собственности как абсолютного права лица не сложилось, сохранялось представление о вторичности частной собственности по отношению к государственной, общественной. Косвенно, это подтверждалось процедурой ежегодного вступления в должность архонтов, когда они объявляли о сохранении за гражданами их имущества. Выделялась собственность государственная, или совместная, общественная (рудники, храмовые хозяйства, общественные земли) и частная. Частное имущество в свою очередь подразделялось на «видимое» (земля, дом, рабы) и «невидимое» (деньги, драгоценности). Частная собственность была обременена рядом обязанностей: устраивать литургии (празднества) для сограждан, во время войны снаряжать за свой счет военный корабль.

В афинском праве выделялись обязательства из договоров («вольные» обязательства) и обязательства из деликтов («невольные» обязательства). Для заключения договоров не требовалось особых формальностей, но предпочтение отдавалось письменной форме. Известны договоры купли-продажи, имущественного и личного найма, подряда, ссуды, займа, поклажи, товарищества.

Особое место занимало вещное право в римском праве. В римском частном праве центральное место отведено регулированию имущественных отношений. У римских юристов термин «вещное право» еще не упоминается, но разграничиваются вещные иски, предоставляющие право на вещь, и личные иски, связанные с обязательственными отношениями. К вещным правам относились право собственности, право владения, право на чужие вещи (например, сервитуты или залог).

В римском праве отсутствовало определение права собственности. Тем не менее, именно римские юристы впервые разработали юридическое содержание данного института: выявили основные правомочия собственника. К составляющим права собственности были отнесены право владения, право пользования, право извлечения доходов, право распоряжения, право истребовать свою вещь у фактического обладателя[1]. Иными словами, право собственности рассматривалось, как неограниченная возможность собственника делать со своей вещью все, что не запрещено.

Институт собственности складывался постепенно и на протяжении веков претерпел значительные изменения. В древнейшем праве еще не сформировалось представление о частной собственности как об абсолютном праве лица распоряжаться вещью. Законы ХII таблиц сохраняли прежние представления об общности имущества, частная собственность во многом обусловливалась собственностью общественной, от которой вела свое происхождение. Особую категорию составляли вещи божественного права (храмы, священные рощи, места погребения, городские стены и ворота), которые не могли находиться в частном владении, изымались из коммерческого оборота. Остальные вещи относились к категории вещей человеческого права и подлежали имущественному (торговому) обороту.

В квиритском праве вещи, являвшиеся объектом права собственности, подразделялись на манципируемые и не манципируемые. К манципируемым вещам относились земли в Италии, строения, рабы, рабочий скот. Они находились в семейной собственности, которой распоряжался глава семьи. Особое значение имела земля, которая могла находиться в государственной (общественной), общинной или частной собственности. Однако право на италийские земли принадлежало только римским гражданам, а рабы и скот составляли главное богатство в аграрном обществе. Поэтому для отчуждения этой собственности требовалась особая правовая процедура манципации – воображаемая продажа, происходившая в присутствии 5 свидетелей и весовщика. Все присутствовавшие при манципации должны быть совершеннолетними римскими гражданами. Покупатель произносил предусмотренную формулу, ударял куском меди о весы и передавал его, как покупную сумму, продавцу вещи. Манципация предоставляла право квиритской собственности, которое было недоступно для перегринов. Малейшее нарушение установленного обряда влекло за собой признание сделки недействительной. Все остальные вещи – неманципируемые – находились в индивидуальной собственности и отчуждались без формальностей.

Со временем возникла необходимость приспосабливать римское право к изменяющимся экономическим и социальным условиям. Квиритская собственность, требовавшая для ее приобретения строгого соблюдения формальностей, являлась наследием замкнутой римской общины и игнорировала новые правовые ситуации. Поэтому в классический период был разработан новый вид собственности, получившей название преторской, или бонитарной. Претор выступил защитником интересов добросовестного приобретателя собственности. В тех случаях, когда имущество приобреталось по доброй воле, но без соблюдения формальностей квиритского права, претор закреплял такую собственность за приобретателем. Защита претора не позволяла недобросовестному продавцу (квиритскому собственнику) потребовать возврата имущества под предлогом нарушения формальностей. Однако бонитарная собственность была неполной, т.к. она не могла отчуждаться в. законных формах квиритского права. Для защиты бонитарной собственности стал использоваться институт давностного владения, который позволял по истечении срока приобретательной давности признавать бонитарную собственность квиритской. По мере взаимопроникновения цивильного права и права народов деление вещей на манципируемые и неманципируемые утратило прежнее значение, постепенно стирались различия между квиритской и бонитарной собственностью, т.е. стало складываться единое право собственности.