Смекни!
smekni.com

Деятельность партии эсеров в Новониколаевске (стр. 2 из 8)

В августе 1906 г. З.В. Коноплянников застрелил генерала Г.А. Мина, командира Семёновского полка, подавлявшего московское восстание. Всего за годы революции эсеры совершили около 200 террористических актов.

Эсеровские агитаторы, направленные в деревню, призывали к "аграрному террору" (к поджогам и разгромам помещичьих усадеб, к порубкам в барских лесах и т. п.) Эсеры создали целую сеть крестьянских братств (всего более полутора тысяч) и подтолкнули не одно крестьянское восстание. Однако организовать всеобщее восстание в деревне эсерам не удалось.

Расширилась деятельность эсеров среди рабочих. Особенно податливы их влиянию были рабочие, ещё не успевшие порвать с землёй, - прежде всего текстильщики. Московская Прохоровская мануфактура стала настоящей эсеровской цитаделью.

Эсеровские рабочие дружины и крестьянские братства нуждались в вооружении. Закупка его за рубежом и переправка в Россию требовали больших денег. Пытаясь решить эту проблему, некоторые эсеры проявили неразборчивость в средствах.

В конце августа 1905 г. близ побережья Финляндии натолкнулся на камни и разбился пароход "Джон Графтон" с оружием и боеприпасами, предназначавшимися для польских социалистов, финских боевиков, эсеров и большевиков. Подготовку операции осуществляли лидер финской партии "активного сопротивления" К. Зиллиакус, эсеры Н.В. Чайковский и Ф.В. Волховский. Эсеровское руководство вполне могло догадаться, откуда у этих троих появились деньги на закупку оружия и снаряжение судна, но предпочитало ни о чем не знать, ибо деньги были получены от японского военного агента в Стокгольме полковника М. Акаши.

С другой, однако, стороны, Волховский и Чайковский действовали явно на свой страх и риск. В эсеровской партии по-прежнему была слаба дисциплина. Центральный комитет состоял из 30-40 человек, никто не помнил полностью его состав и с ним не считался. В "дни свободы" переехав в Россию, эсеровский ЦК разделился на Петербургское и Московское отделения, которые нередко издавали противоречивые распоряжения. [3]

1.2 Раскол в партии эсеров: отделение максималистов и эсеров

I съезд партии эсеров проходил на рубеже 1905-1906 гг. На нём были официально одобрены программа партии, написанная В.М. Черновым, и партийный устав, в соответствии с которым избран ЦК из пяти человек. Между съездами мог созываться совет партии, состоявший из членов ЦК и представителей областных и столичных комитетов. Совет партии мог отменить решение ЦК. В период революции численность партии достигла 50-60 тысяч человек.

Новый ЦК попробовал подтянуть дисциплину, но натолкнулся на мощное сопротивление. Перешла в оппозицию и вышла из повиновения почти вся московская организация. Расколы происходили и в других организациях. Эсеровские "диссиденты" называли себя максималистами. Политика ЦК казалась им оппортунистической, вялой и непоследовательной. Они считали, что социалистический строй можно ввести немедленно, если решительно бороться против самодержавия и Эксплуататорских классов. Поэтому максималисты почти не занимались агитацией, не входили в легальные организации (профсоюзы, кооперативы и пр.), а сосредоточились на индивидуальном терроре и экспроприациях. Признанным лидером максималистов был М.И. Соколов, один из руководителей декабрьского вооружённого восстания 1905 г. в Москве.

Игнорируя буржуазно-демократический этап революции, максималисты настаивали на немедленном осуществлении эсеровской программы максимум (отсюда и название группы): проведении одновременной социализации как земли, так и заводов и фабрик. Решающую роль в социалистической революции отводили "инициативному меньшинству" - организации, опирающейся на "трудовое крестьянство". Основным методом для уничтожения капитализма максималисты признавали индивидуальный террор и экспроприацию.

В октябре 1906 г. в Або (Финляндия) состоялась первая учредительная конференция "Союза Максималистов". Но ещё до конференции они заявили о себе рядом громких дел. В марте 1906 г. группа боевиков во главе с В.В. Мазуриным совершила налет на Московское общество взаимного кредита и захватила 875 тысяч рублей. 12 августа была взорвана дача министра внутренних дел на Аптекарском острове в Петербурге. Покушение было произведено в приемные часы, поэтому число жертв оказалось большим (27 человек убитых, в том числе три террориста). Столыпин же не пострадал, но среди раненых были его дети. "Я вполне удовлетворен, - заявил Соколов, присутствовавший при покушении. - Эти "человеческие жертвы"? Свара охранников, их стоило перестрелять каждого в отдельности... Дело не в устранении (Столыпина), а в устрашении, они должны знать, что на них идет сила".

Полиция развернула настоящую охоту на максималистов. Начались аресты и казни. 1 сентября 1906 г. был повешен Мазурин, 2 декабря Соколов. К концу революции от "Союза максималистов" остались разрозненные, рассеянные по стране маленькие группы.

В отличие от максималистов, эсеровское руководство старалось сочетать легальные и нелегальные методы борьбы. Правда, выборам в Первую думу был объявлен бойкот. Позднее, убедившись в ошибочности этого решения, эсеры попытались установить контакты с думской Трудовой группой. Эти попытки были не очень успешны.

После роспуска Первой думы в июле 1906 г. эсеры, имевшие сильные организации в армии и на флоте, подтолкнули военные мятежи в Свеаборге, Кронштадте и Ревеле. Замысел состоял в том, чтобы окружить Петербург кольцом восстаний и принудить правительство к капитуляции. Но власти быстро справились с положением. Восстания были подавлены, после чего последовали многочисленные казни.

Эсеры вели активную пропаганду в войсках, среди интеллигенции. Они активно участвовали во всех революционных выступлениях 1905-1906 гг. (в восстаниях на флоте, Всероссийской октябрьской политической стачке, Декабрьском вооруженном восстании и т. д.).

Во Вторую думу эсеры провели 37 своих представителей -гораздо меньше, чем социал-демократы и трудовики. Эсеровская группа внесла на рассмотрение Думы проект социализации земли и пыталась его отстаивать, но большого успеха не имела. В целом же во Второй думе эсеры ничем себя не проявили. Тактика парламентской борьбы и техника законодательной работы требовали совсем других навыков.

В истории Первой думы не очень заметную, но существенную роль сыграла небольшая группа учеников Н.К. Михайловского, сплотившихся вокруг петербургского журнала "Русское богатство" (Н.Ф. Анненский, В.А. Мякотин, А.В. Пешехонов и др.). Поняв, что крестьяне настроены на мирную реформу, с передачей в их руки основной части помещичьей земли, но без всеобщего "поравнения" и всеобщей земельной перетряски, они помогли крестьянским депутатам объединиться в "Трудовую группу" и составить проект аграрной реформы, который стал известен как "проект 104-х".

В период подготовки к выборам во Вторую думу группа "Русского богатства" создала нелегальную крестьянскую партию.

На эсеровском съезде в 1908 г. с тревогой отмечалось: "Всякий успех правительства в аграрной реформе наносит серьезный ущерб делу революции". [2]

В период реакции эсеры встали на путь "отзовизма", признавая преимущественно "внепарламентские" средства борьбы. На практике это означало развитие всё той же террористической деятельности.

Ставка на террор породила в партии узко консервативные организационные формы: деятельность отдельных групп и определенных лиц была строго засекречена и осуществлялась бесконтрольно. В такой обстановке царской охранке удавалось внедрить в партию эсеров своих провокаторов. Однако внутрипартийный кризис разрушил эти планы. В 1908 г. было вскрыто так называемое "дело Азефа". Выяснилось, что членом ЦК и руководителем "Боевой организации" эсеров долгие годы был агент царской охранки Евно Азеф. Под его руководством были организованы убийства Плеве и великого князя Сергея Александровича. Он пользовался безграничным доверием и полной бесконтрольностью со стороны партии. Предательство Азефа дорого обошлось партии эсеров: многие десятки революционеров были арестованы и повешены. Среди рядовых эсеров "дело Азефа" вызвало подлинное замешательство. Непосредственным результатом "дела" явились роспуск "Боевой организации" и отставка ЦК. В последующие годы непрерывно сокращалось число эсеровских организаций, тиражей и наименований печатных изданий. В партии, как и в РСДРП, появились свои ликвидаторы, предлагавшие перестроить ПСР для легальной деятельности.

Многочисленные террористические акты не помешали наступлению реакции, не предотвратили жестких репрессий против демократических сил. Ультрареволюционные и ультратеррористические взгляды вызвали всеобщее разочарование. Престижу партии эсеров был нанесен сильнейший удар.

Возникшие разногласия привели к новому расколу партии эсеров. Правое крыло ещё в ходе революции организовалось в партию "народных социалистов" (эсеров), которая склонялась к легальным формам деятельности. Данная позиция сближала эсеров с трудовиками-депутатами Первой государственной думы.

Первая попытка создания партии путем объединения этой группы с трудовиками была предпринята ещё в мае - июне 1906 г. 14 июня участники учредительного собрания избрали Организационный комитет Трудовой (народно-социалистической) партии из 28 человек, в том числе трудовой группы не подержало эту идею. Партия энесов была создана А.В. Пешехоновым, В.А. Мякотиным, Н.Ф. Анненским, С.Я. Елпатьевским и др.