Смекни!
smekni.com

Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя (стр. 1 из 5)

Содержание

Жизненный и творческий путь, становление стиля

Основные жанры

Особенности стиля оперного жанра

Особенности стиля ораториального жанра

Заключение

Основные произведения

Жизненный и творческий путь, становление стиля

Георг Фридрих Гендель - выходец из низов немецкого общества. Его родители были люди крепкой бюргерской закваски и передали сыну физической здоровье, душевную уравновешенность, практический ум и уникальную работоспособность. Тяга к музыке проявилась у Фридриха с раннего детства, но не была поддержана его отцом. И только удивительное выступление мальчика в качестве органиста в семилетнем возрасте перед герцогом саксонским положило начало систематическим занятиям музыкой с Ф.В. Цахау. Под руководством учителя Гендель изучает органную полифонию и импровизационный стиль немецких композиторов, одновременно происходило серьезное ознакомление с итальянской музыкой. Влияние старых немецких мастеров Фробергера и Пахельбеля можно обнаружить на страницах самых зрелых произведений Генделя, жанры итальянской музыки скажется на ораториях и операх.

Занятия с Цахау принесли Генделю широкое музыкальное образование, блестящее владение игрой на клавесине и органе, отличное ориентирование в различных музыкальных явлениях. Эти качества в будущем способствовали формированию универсального стиля музыки Генделя. Поездка 12-летнего мальчика ко двору курфиста Брандербургского принесли блестящие плоды - его хотели оставить при дворе в качестве придворного музыканта, но такому решению воспротивился отец, который хотел видеть сына юристом. Смерть отца в 1697 году сняла запрет на профессию музыканта, но, выполняя волю покойного, Гендель поступил в университет в Гале, где были сосредоточены значительные научные силы. Одновременно с этим он поступил на службу в качестве церковного органиста, одной из обязанностей которого было сочинение кантат, хоралов, псалмов. Многое из сочинений того времени композитор использовал потом в более поздних композициях. Окончательно посвятив себя искусству, Гендель оставляет университет и едет на родину немецкой оперы, в Гамбург.

Много художественного ценного и национально - своеобразного воспринял Гендель от талантливого оперного композитора Рейнхарда Кайзера, что и укрепило Генделя стать оперным композитором. На формирование оперного стиля композитора оказала дружба с талантливым музыкантом Маттезоном, который ввел Генделя в артистическую среду Гамбурга. В этом городе появились первые оперы композитора - "Альмира" и "Нерон", которые укрепили положение Генделя. Однако гамбургская опера заметно клонилась к упадку, и чтобы овладеть универсальным итальянским оперным стилем, Гендель в 1706 направляется в Италию. Четыре года он провел в этой стране, но первый год лишь приглядывался к окружающей обстановке, и пробовал себя в работе над кантатами и латинскими псалмами. Только осенью 1707 года Гендель удачно дебютировал во Флоренции итальянской оперой "Родриго", и немедленно приступил к сочинению оперы "Агреппина".

Первое пребывание в Венеции принесло Генделю знакомство и связи, имевшие практическое значение для его творчества. Перед композитором открылись двери самых знатных домов Рима: он становиться желанным гостем маркиза Русполи и кардинала Оттобони. В Риме он познакомился с Аллесандро и Доменико Скарлатти, крупнейшими музыкантами того времени. Он приблизился к самым истокам итальянского классического искусства, изучал его во всех областях, жанрах и формах. Не только опера, но и скрипичное и клавирное искусство, духовная музыка, народное творчество - все вызывало у Генделя живейший отклик. Как итог пребывания в Италии немецкого музыканта охотно присоединяют к сонму итальянских мастеров, а его оперу относят к числу образцовых произведений итальянской оперной школы.

Оперный театр в Ганновере был выстроен итальянскими зодчими, а к своему двору ганноверские герцоги приглашали лучших итальянских и французских музыкантов, одним из которых оказался Гендель. В 1710 году он прибыл в Ганновер на должность придворного капельмейстера. Между 1711-1716 годами композитор живет попеременно то в Ганновере, то в Лондоне, явно предпочитая пребывание в английской столице с ее богатой театральной жизнью замкнутому мирку немецкого двора.

Первый же дебют в Лондоне в 1711 году сделал Генделя знаменитым. Ни одна опера не в силах была выдержать конкуренцию с геделевским "Ринальдо". Тем не менее, композитор предпринимает шаги для того, чтобы укрепить свое положение в Англии. Одним из них было сочинение хвалебного гимна по случаю заключения Утрехского мира, вторым - сочинение оды на день рождения королевы Анны. Восхищение двора обеспечило исполнение гимна на торжественной церемонии в присутствии парламента, что не позволялось ни одному иностранному композитору. Таким образом, вопреки национальным английским традициям, Гендель сделался официальным композитором английских королей.

С момента приезда в Англию Гендель сосредоточенно изучает английское национальное искусство и произведения Генри Пёрселла.

Не оставляет без внимания он и народную музыку во всех ее жанрах. Сам композитор свидетельствует, что услышанные на улицах Лондона уличные крики, шумы, возгласы вдохновили его на создание лучших песен.

В ближайшие годы после смерти королевы Анны Гендель живет на положении капельмейстера у английских вельмож. Их салоны посещали выдающиеся люди Англии - писатели и публицисты. Гендель часто выступал перед этим избранным обществом, играя и импровизируя на органе и клавесине. И здесь несравненные совершенства артиста привлекают к нему неисчислимых поклонников и восторженных почитателей. В это же время Гендель отдает много времени изучению хорового искусства Англии. Работа над хоровым письмом в антемах (английских псалмах) была своего рода к созданию будущих монументальных хоровых ораторий. Большинство произведений Генделя, написанных в этот период, отмечено усилением драматического начала, стремлением к композициям крупного плана и монументального стиля. Работа над этими произведениями помогала постепенно освобождаться композитору от штампов и схем итальянской оперы seria.

1720 год - некий рубеж в творчестве композитора. Кончились годы ученичества, завершился труд над освоением огромного опыта, накопленного музыкантами Германии, Италии, Англии, Франции. В полосу зрелости Гендель вступает во всеоружии высокого мастерства, идеи которого он реализует в многосторонней деятельности: композиторской, исполнительской, организаторской.

В этом же году в Лондоне на средства аристократов и короля был открыт оперный театр - "Королевская академия музыки", руководителем которого был назначен Гендель. С этого же времени начинается упорная и жестокая борьба за развитие английского искусства. После смерти Перселла английская национальная опера стала быстро катиться к упадку, музыкальная в стране оказалась во власти итальянских композиторов, виртуозов и примадонн. Противоречивость позиций самого Генделя предрешала шаткость его положения в Англии, надолго отодвинула возможность широкого признания и положительной оценки его творчества. Для представителей реалистического искусства Гендель представлял чужеземную, полную условностей оперу; для аристократии он был итальянизировавшимся немцем, серьезным и скучным. Жизнь придворного музыканта в Лондоне осложнялась ещё и непрекращающимися интригами дворцовых партий, жертвой которых он не раз становился. Работать Генделю приходилось с предельной затратой сил, он ставил по две-три оперы новых оперы в зиму, не считая чужих. За период с 1720 - 1728 год под его руководством было поставлено около 500 опер. Немало энергии поглощала необходимость применяться к вкусам и капризам избалованным певцов и публики, творить в атмосфере скандалов и недоброжелательности. Окончательно подорвало итальянскую оперу хлесткая политическая сатира - "Опера нищих", созданная музыкантом И.К. Пепушем и поэтом Джоном Геем на сюжет Джонатана Свифта. Опера произвела фурор и послужила причиной закрытия "Королевской академии музыки". Но Гендель не собирался сдаваться, он отправляется с антрепризой в Италию, собирает новую труппу. В 1729 была предпринята ещё одна попытка восстановить работу академии, но и она потерпела крах. Тем не менее, усилия Генделя проникнуть в гущу английской жизни выражаются в том, что в 1726 году он принимает английское подданство, в следующем году сочиняет "Коронационные антемы", в которых прославлял дух старой Англии.

Небывалых масштабов достигла в это время исполнительская деятельность Генделя, для которого артистические выступления были источником сильнейших творческих импульсов и могучего вдохновения. Его концертные импровизации в значительной мере определили характер многих органных и клавесинных произведений. Много музыки композитор писал для концертов на открытом воздухе, которые носили увеселительный характер и пользовались большой любовью англичан. Генделю в знак уважения и благодарность за эти концерты еще при жизни воздвигли в садах Восхолла статую из белого мрамора. Но все же в центре внимания композитора оставалось оперное творчество. В первой половине 30-х годов Гендель создает свои лучшие оперные сочинения: "Поро", "Ариадна", "Ариодант".

В 1734 году Гендель в третий и последний раз берется за организацию оперного театра, вкладывая в это дело всю энергию и все свои денежные средства. На сей раз ему пришлось столкнуться с действительно опасными соперниками - Николой Порпора и Адольфом Гассе, блестящими мастерами итальянского вокального искусства. Своей растущей непопулярности Гендель всячески сопротивляется: ставит новые оперы, выступает с концертами в антрактах. Но все же остается покинутым даже близкими сотрудниками и друзьями. Неизбежный развал предприятия в1737 году был подлинной катастрофой, которая сломила исполинский организм композитора. Несколько месяцев Гендель боролся с параличом, а затем с новой страстью окунулся в работу.