Смекни!
smekni.com

Мьянма (Бирма) в Новое время (стр. 2 из 2)

В 1767 г. бирманские войска захватили Аютию, уничтожив это сиамское государство. Однако в это время в самой Бирме восстали моны, многие из которых ушли на сиамскиеземли и продолжили там борьбу с бирманскими войсками. Вскоре бирманцы ушли из Сиама, и после этого внутри их элиты вновь возобладали изоляционистские идеи, и началась борьба внутри правящей династии. Ее итогом стало восхождение на престол Бодопаи (1782-1819), продолжившего политический курс Алаунпаи.

В 1785 г. бирманские войска вновь покорили Аракан, преследуя араканцев даже в соседней Бенгалии, к тому времени уже находившейся в колониальной зависимости от Великобритании. Затем ими были предприняты очередные неудачные военные походы против Сиама. В эти годы началось строительство новой столицы Амарапура близ Авы, сооружается большое количество религиозных комплексов, что имело своим следствием значительное увеличение налогообложения, а следовательно, вело к ухудшению жизненного уровня основной массы населения.

На рубеже XVIII-XIXвв. Бирма вновь привлекла к себе внимание Великобритании и Франции. В 1795 г. в страну из Британской Индии было направлено специальное посольство с целью расширения двусторонних контактов, однако желаемых для англичан результатов это не дало. В 1811-1815 гг. бирманские войска безуспешно боролись с араканскими повстанцами, совершавшими свои набеги с бенгальской территории. Бирманские власти неоднократно обвиняли английские колониальные власти в попустительстве своим врагам, и вскоре отношения между двумя странами резко ухудшились.

В 1816-1821 гг. бирманцы участвовали в войне против Ассама и в конечном итоге объявили о его присоединении к Бирме. Свергнутый правитель Ассама и даже его соперник в борьбе за престол с английской территории начали готовить военные операции против бирманской армии. Англичане отказались выдавать их бирманцам, и вскоре Великобритания объявила своим протекторатом Манипур, до того момента являвшийся сферой бирманского влияния. Таким образом, была подготовлена почва для первой англо-бирманской войны.

Военные столкновения англичан с бирманцами начались на территории Качара, куда бирманские войска вошли для преследования манипурских партизан. 5 марта 1824 г. Великобритания объявила Бирме войну. В мае того же года пал Рангун, но ожидаемой поддержки со стороны монов англичане так и не получили. Затем английские войска захватили Аракан, Тенассерим, а также ряд территорий в Ассаме и Манипуре. В 1825 г. начались мирные переговоры, которые завершились в феврале следующего года подписанием мирного договора, по которому Бирма уступала англичанам Аракан, Тенассерим, Ассам и Манипур. Бирманские власти также обязывались признать британского резидента в Амарапуре, отказаться от своих интересов в отношении княжеств, находившихся западнее Бирмы, а также должны были выплатить контрибуцию в размере 1 млн. фунтов стерлингов.

Пришедший к власти в Бирме в 1837 г. правитель Тарава-ди заявил о непризнании договора 1826 г. К тому моменту в стране начались крестьянские волнения из-за увеличения налогов, восстания монов, шанов и каренов. Англичане решили воспользоваться сложившимся положением и захватить юг Бирмы, являвшийся ее рисовой житницей.

В течение XIX в. непрерывно уменьшался фонд государственных земель за счет передачи значительной их части в частное владение. Объединение бирманского государства в середине XVIII в. положило начало развитию товарно-денежных отношений в стране, созданию единого внутреннего рынка, росту городов, появлению новых ремесленных производств. После начала англо-бирманских войн эти процессы усилились. Система натуральных налогов стала трансформироваться в денежные выплаты, улучшился товарообмен между сельской местностью и городами. Огромную роль в жизни общества играл буддизм. Монахи освобождались от выплаты налогов. Регулярной армии не было, все мужчины, способные носить оружие, могли быть призваны в любой момент на военную службу. Воевали в основном холодным оружием, но использовали и огнестрельное из Европы старых образцов.

3. Бирма во второй половине XIX в.

бирма государство политическое культура

Вторая война между Великобританией и Бирмой началась в 1852 г. и выявила огромное превосходство английской армии, достигшей поставленных перед собой целей и захватившей Пегу. После окончания военных действий вновь началась борьба за бирманский престол. Столица была перенесена в Мандалай. Новый монарх Миндон попытался провести ряд реформ с целью преодоления социально-экономической отсталости страны. Он попытался ограничить власть местных чиновников, ввести единый 10-процентный налог, чеканить собственные деньги, построить телеграф и т.д. Для осуществления намеченного он пригласил специалистов из Франции, Италии и ряда других государств. Были также направлены дипломатические миссии в ряд европейских государств для выхода из состояния изоляции от внешнего мира.

В 1867 г. был подписан торговый договор с Великобританией, искавшей в тот момент сухопутный маршрут из Индии в Китай, который можно было проложить через бирманскую территорию. По этому договору были уменьшены таможенные пошлины на ввозимые в Бирму английские товары. В 1879 г. англичане прервали отношения с Бирмой несмотря на попытки последней урегулировать возникший конфликт.

В октябре 1885 г. англичанами наконец-то был найден повод к очередной, третьей по счету, войне с Бирмой после того, как власти этой страны оштрафовали представителей одной английской торговой компании за превышение вывоза из Бирмы тикового дерева. Английский вице-король Индии направил ультиматум с требованием передачи всей бирманской внешней торговли под английский контроль.

14 ноября 1885 г. начались военные действия, а 28 ноября уже была захвачена столица Бирмы. Монарх и члены его семьи были высланы англичанами за пределы страны. 1 января 1886 г. был опубликован манифест английского вице-короля Индии о превращении Бирмы в колонию Великобритании на правах одной из провинций Британской Индии. Однако сопротивление бирманского населения насильственной колонизации продолжалось в виде партизанских действий вплоть до 1895 г.

Англичане ввели в стране новое административное деление, разделив Бирму на области и округа. В деревнях назначались старосты, ответственные перед колониальными властями. Высшие и средние должности в колониальном аппарате управления занимали чиновники метрополии. Горные районы сохранили прежнюю систему управления, лишь формально контролировавшуюся англичанам. Карены служили в армии, среди них было довольно много, до 20 процентов, христиан. Широкую автономию, возможность иметь собственные вооруженные силы, сбор налогов и т.д. имели также и шанские правители.

В социально-экономической области англичане проводили политику, направленную на стимулирование выращиванияриса, расширяя площади для его возделывания. Появились товарные рисоводческие хозяйства, в Бирму стали переселять индийских рабочих. Существовали также и нефтепромыслы, лесоразработки и рудники. Начала зарождаться и бирманская национальная буржуазия, но в тот период она была еще очень слабой и зависела от англичан.

В 1897 г. на территории Бирмы появилась первая оппозиционная англичанам политическая организация — Общество защиты буддизма, ставившая перед собой, прежде всего культурно-просветительские задачи. Более радикальные цели и требования в то время еще не выдвигались.

4. Культура Бирмы в Новое время

Период Нового времени отмечен подъемом в развитии культуры народов Бирмы, основавшейся в первую очередь на буддистской религиозной традиции.

В XV в. сложилась бирманская поэзия как религиозная, так и светская. Сочиняли стихотворные произведения по преимуществу монахи, часто жившие при дворцах правителей. Тогда же появляются и прозаические религиозные произведения— пересказы буддистских джатак, а затем, в XVIв.— и нерелигиозные поэтические и прозаические тексты. Одним из наиболее выдающихся поэтов XVIIв. был У Мья Сан, творчество которого до сих пор считается непревзойденным в Бирме.

Период расцвета бирманской литературы пришелся на XVIII-XIXвв. В середине XVIIIв. появляется любовная лирика, которую сочиняли наряду с поэтами-мужчинами и женщины. Большую известность получило поэтическое произведение «Мера любви», автором которого была жена одного из бирманских монархов Ма Мья Гале, с именем которой литературоведы связывают и появление в Бирме так называемой «куртуазной лирики». В тот же период был написан и первый бирманский роман «Ядана Чемодун», опубликованный, правда, лишь в начале XXв.

В конце XVIII — начале XIXвв. зарождается жанр бирманской национальной драмы, как и в других буддистских государствах основанной на различных интерпретациях джа- так и «Рамаяны». Стали создаваться и пьесы на светские темы. Наиболее известными драматургами того времени былиУ Чин У и У Поун Ня, в пьесах которых сочетались элементы придворного и народного театров. После прихода в Бирму англичан этот жанр оказался в упадке, и началось влияние на него европейской литературной традиции.

В 1776 г. увидела свет первая бирманская книга, отпечатанная в Италии. Там же был изготовлен и первый бирманский типографский шрифт. В начале XIX в. из Англии миссионерами был привезен на территорию Бирмы типографский станок для печати христианской литературы. В середине XIX в. печатный станок появился и во дворце бирманского монарха, после чего в стране начало развиваться книгопечатание.

В области архитектуры проектировались и строились здания из дерева. В 1857 г. был построен Мандалай с его дворцовым комплексом. В 1871 г. там, после уточнения текста священных буддистских книг, появился городок-библиотека с маленькими храмами, в каждом из которых находилась одна из специально сделанных мраморных плит, на которых были высечены фрагменты канонических текстов. После английской колонизации в Рангуне началось строительство зданий для нужд колониальной администрации в европейском стиле.

В скульптуре также главными являлись религиозные мотивы, создавались, в основном, изваяния Будды. Наиболее значимым из них считается скульптура Будды высотой в 7,5 м в храмовом комплексе Мандалая из белого мрамора.

В XVI в. начался расцвет бирманской придворной поэзии. Значительное воздействие на развитие бирманского театра оказала сиамская традиция, так как из Сиама было в разное время вывезено много музыкантов и танцоров. Особое развитие в Новое время получил и бирманский театр марионеток.