Смекни!
smekni.com

Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития (стр. 1 из 5)

Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития

СОДЕРЖАНИЕ

1. Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития

1.1 Беларусь в восточнославянском мире (V – первая половина XIIIв.)

1.2 Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII–первая половина XVIв.)

1.3 Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI – XVIIIв.)

Список использованных источников

1. Роль и место Беларуси в процессах общественно-исторического развития

Белорусский народ имеет богатейшую многовековую историю. Ее составляет огромная работа народа по развитию хозяйства и созданию материальных ценностей, а также героические страницы борьбы против иноземных захватчиков, выдающиеся достижения в области науки и культуры. Ценности, накопленные белорусским народом, – то богатство, которое передается из поколения в поколение, являются необходимым условием прогрессивного развития нашего общества. Нельзя идти вперед, не учитывая и не используя предыдущего опыта.

Беларусь является частью Европы, поэтому белорусский народ двигался по своему историческому пути одновременно с европейцами. Крупнейшие народы Европы – русский, белорусский, украинский, польский, чешский, болгарский, сербский и др. – принадлежат к славянской языковой группе, которая в свою очередь входит в индоевропейскую языковую семью. Кроме славянских языков индоевропейская семья включает германскую (немцы, голландцы, скандинавы, англичане и др.), романскую (итальянцы, французы, испанцы и др.), иранскую (иранцы, таджики, осетины, афганцы), индийскую (народы Индии и Пакистана) языковые группы, а также языки армян, греков и некоторых Других народов мира.

Много тысячелетий назад предки всех этих современных народов составляли единую общность, говорили на одном языке, имели схожие быт, общественное устройство, религиозные представления и т. д. Эта древняя общность называется индоевропейцами. С течением времени индоевропейцы расселились на огромной территории от Восточной Европы до Индии (откуда и название). На новых местах проживания они приспосабливались к местным условиям, смешивались с местным населением.

Примерно 3–2 тысячелетия назад от единой индоевропейской общности обособились предки славян, которых условно называют праславянами. Местом их проживания в то время была территория между Эльбой, Вислой и Нёманом. С увеличением численности населения, а также в результате давления со стороны соседей праславяне начали расселяться на новых территориях. Они заселили почти всю Центральную и Восточную Европу. На севере славяне дошли до Балтийского моря, на западе – до реки Эльбы, на юге – до Греции, на востоке – до верховьев рек Волги, Оки, Дона.

В VIII–IX вв. сформировались союзы племен восточных славян, занимавшие территорию Восточной Европы. Вдоль среднего течения Днепра жили поляне, на север от них – древляне, на северо-восток – северяне, на запад – волыняне (бужане), а на юго-западе, возле Черного моря и Дуная, находились уличи и тиверцы. В лесной зоне (Полесье) расселились дреговичи, радимичи (по реке Сож), вятичи (по реке Ока). Вдоль Западной Двины, у истоков Волги и Днепра жили кривичи, которые продвинулись также на север и восток. Самым северным союзом славянских племен были ильменские словене, поселившиеся возле озера Ильмень и реки Волхов.

Соседями восточных славян стали западные славяне (поляки, словаки, чехи и др.) и часть южных славян (болгары). В Прибалтике жили предки литовцев и латышей (древние балты), а также предки современных эстонцев.

В процессе смешения различных славянских групп с местным населением возникли и закрепились новые, свойственные только им признаки: восточнославянский тип речи, единая культура, общее этническое самосознание.

Освоение новой территории, развитие хозяйства ускорили процесс разрушения родоплеменного строя. Именно в этих условиях у восточных славян, как и у западных и южных, впервые сформировалась государственность. Политическим центром первого государственного образования восточных славян суждено было стать в IX в. Киеву. Можно полагать, что именно в этот периоду восточных славян появляется и общее самоназвание «русь», «русские».

История Беларуси в контексте регионального развития. По мнению белорусского историка Я.И. Трещенка, общий подход к изучению любой региональной истории, в том числе и белорусской, определяется ее цивилизационной принадлежностью. Человечество есть и будет, несмотря на глобализацию в области научно-технического прогресса, системой цивилизаций, а любая цивилизация проходит в своем развитии определенные социально-экономические формации. В свою очередь история каждого народа связана с историей других народов.

Белорусский народ как часть всего восточного славянства связан с русским и украинским народами общим происхождением, близостью исторического и культурного развития. Вместе с тем каждый народ – неповторимое явление в этой славянской общности, а взаимодействие разных народов взаимообогащает их.

В богатой истории Древней Руси белорусские земли выделяются своей яркой самобытностью. Автор «Слова о полку Игореве», горячий приверженец Всеслава Полоцкого, много рассказывает о Полоцкой земле и ее властителях, идеализируя их поступки. Всех современных ему русских князей он делит на «Ярославлих внуков» (потомков Ярослава Мудрого) и «Всеславлих внуков» (потомков Всеслава Полоцкого). Династически полоцкие князья составляли отдельную ветвь Рюриковичей. У Полоцкой земли были все условия для обретения независимости от Киева. В этом она уподоблялась Великому Новгороду. В Полоцке, сильном торговом центре, как и в Новгороде, очень влиятельным было местное боярство, существовало вече, собирались «братчины», которые противостояли князьям. Полоцк сам выбирал себе князей. Раньше других земель Руси Полоцкая земля окончательно обособилась от власти Киева.

Длительным и самобытным периодом в истории Беларуси является время вхождения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского (середина XIII – вторая половина XVI в.) – одного из наиболее значительных государств Европы того времени. Земли Беларуси и Литвы стали основным ядром этого огромного и сильного государства. Со второй половины

XVI в. и до конца XVIII в. белорусские земли входили в состав нового государственного образования – Речи Посполитой.

Геополитическое положение белорусских земель характеризовалось их расположением на границе двух подсистем европейской христианской цивилизации и культуры: западно-христианской (римско-католической) и восточно-христианской (византийско-православной). В древнюю и средневековую эпохи конфессиональный фактор был решающим во всей системе социальных отношений. Характер государства определялся вероисповеданием суверена и верхушки общества, на которую он опирался и из которой формировался весь аппарат управления, а не вероисповеданием большинства населения, лишенного властных функций.

Первоначально белорусские земли, входившие в состав Древнерусского государства, принадлежали к восточнославянской (православной) подсистеме европейской христианской цивилизации. Однако со времени подписания Кревской унии (1385) языческо-православное Великое княжество Литовское, в состав которого входили и белорусские земли, стало католическим государством. Католическое духовенство, пришедшее в Великое княжество Литовское из Польши, а также феодалы-католики заняли привилегированное положение. Все некатолики стали неполноправными. С католицизмом пришли на белорусские земли польский язык и культура. Западнорусские феодалы Литвы, стремясь сохранить свои привилегии, отказались от веры, языка и культуры своего народа и постепенно перешли в единую шляхетскую польскую нацию. Белорусский народ лишился своей элиты. Он оказался в положении «крестьянской нации», единственным объединяющим фактором для которой оставалась православная церковь. Этническая принадлежность отождествлялась с конфессиональной: католик – значит, поляк, православный – русский.

Под знаком раскола общества на православных и католиков проходила вся последующая история белорусских земель. Под этим же знаком формировалась и белорусская историография с двумя непримиримыми позициями. Одна из них – католическая, носителями которой являлись католическая шляхта и католическое духовенство, вторая – православная, носителями которой были православные горожане и духовенство при стихийной поддержке православного крестьянства.

В целом путь белорусского народа через стадии древней и средневековой истории, истории нового и новейшего времени отражает всеобщие исторические закономерности. В 1991 г. начала создаваться суверенная Республика Беларусь, а в ее недрах – общество социальной справедливости. Осознание же исторического прошлого помогает избегать ошибок сейчас и в будущем.

Особенности формирования и развития белорусского народа. Каждый народ имеет свою культуру. Нельзя смешивать научно-техническую культуру, интернациональную по своей сущности, и национальную культуру народа. Только в лоне национальной культуры может существовать народ. Без этой основы наступает духовная смерть народа, происходит процесс его превращения в этнографический материал для другой цивилизации.

На базе каких этнокультурных традиций формировались язык и культура белорусского этноса?

Вхождение западных земель Руси в состав Великого княжества Литовского совпадает с началом процесса формирования белорусской этнической общности. Именно в это время предки белорусов стали осознавать себя как отдельный народ со своим историческим прошлым, обычаями, хозяйственным и жизненным устройством. Но есть основания полагать, что некоторые свойственные белорусскому этносу признаки начали вызревать еще в недрах Древнерусского государства. Основой культурного развития восточных славян было восточно-христианское вероисповедание, с принятием которого начали распространяться письменность, храмовое зодчество, иконопись и т. д. Этническая территория белорусов находилась там, где до расселения славян проживали балтские племена. Определенное влияние языческой балтской культуры содействовало появлению и закреплению некоторых черт, характерных только для белорусов.