Смекни!
smekni.com

Германия после Второй мировой войны. Образование двух немецких государств (стр. 3 из 4)

Создание СЕПГ, сопровождавшееся расколом германского социал-демократического движения, привело к обособлению и западногерманского коммунистического движения. Западные оккупационные власти запретили создание единых коммунистических и социал-демократических организаций под эгидой СЕПГ. В апреле 1948 г. конференция западногерманских коммунистических организаций избрала собственное правление под руководством Макса Реймана. Окончательное отделение КПГ от СЕПГ произошло 3 января 1949 г. Важное место в послевоенной политической элите Германии заняли христианские демократы. Германия имела достаточно давние традиции христианского политического движения. Но в Веймарской республике ни католическая партия Центр, ни протестантская Немецкая народная партия не занимали лидирующих позиций. Ситуация начала меняться в 30-х гг., когда церковь превратилась в одну из ведущих оппозиционных сил в нацистской Германии. По окончании Второй мировой войны произошла консолидация христианско-демократического движения не только в Германии, но и в Италии, Австрии, Франции, Нидерландах, Бельгии. Христианская демократия начала развиваться на основе идеологического синтеза — либерально-демократическое видение путей государственного строительства сочеталось с традициями социального католицизма, идеологии «третьего пути развития». Христианская демократия, отказавшаяся от корпоративных идей социального католицизма, сохранила ориентацию на ценности социальной солидарности, представление об обществе как едином взаимосвязанном организме, о человеке как Божьем творении, его ответственности перед своей совестью и Богом. Христианско-демократические партии отказались от клерикализма, рассматривая христианство лишь как нравственно-этическую основу политики и строя свои программные установки на принципах прагматизма, выступая за гуманизацию и модернизацию общества. Консервативные ценности (порядок, стабильность, государство, семья, нация) в их программах оказались органично связаны с неолиберальными установками на стимулирование свободного рынка, обеспечение права личности на свободу самореализации.

Для Германии ренессанс христианской демократии был особенно важен. Христианская демократия сумела органично заполнить тот духовный вакуум, который образовался в разрушенной, разочарованной своим прошлым и сомневающейся в своем будущем стране, сохранить преемственность национальной идеи, сформулировать новые позитивные ценностные установки.

Общегерманская организация ХДС сформировалась в Берлине в июне 1945 г. Ее руководитель Андрас Гермес вскоре был вынужден уйти со своего поста под жестким давлением советской администрации. Его сменил профсоюзный лидер Якоб Кайзер. ХДС стала активным оппонентом левых партий по вопросам проведения экономических преобразований в советской зоне. После образования СЕПГ христианские демократы заняли особенно радикальную позицию. На втором съезде ХДС в Берлине в октябре 1947 г. Кайзер заявил о необходимости превратить партию в «волнорез против догматического марксизма и его тоталитарных тенденций». СВАГ предпринимала активные шаги по дискредитации ХДС, ограничению ее деятельности в восточногерманских землях. В адрес Кайзера были выдвинуты обвинения в шпионаже. Преследования вынудили Кайзера и ряд его коллег выехать в Западную Германию, руководителем партии, окончательно превратившейся в восточногерманскую, стал О. Нушке.

Лидером западногерманской христианской демократии стал Конрад Аденауэр, бывший мэр Кельна, уволенный в 1933 г. нацистами и назначенный на этот пост американцами при освобождении города. Когда Кельн перешел в британскую зону оккупации, Аденауэр вновь был уволен. Британские власти симпатизировали Шумахеру и не доверяли опытному и амбициозному Аденауэру, известному своими консервативными взглядами, приверженностью идее возрождения Германии. Аденауэр возглавил созданный 2 сентября 1945 г. на съезде в Кельне Христианско-демократический союз западных земель. При поддержке американских властей он начал активную работу по формированию ядра своей партии из авторитетных общественных деятелей и представителей влиятельных политических групп. Аденауэр отказался от «активистской» модели партийного строительства. Тактика ХДС предполагала привлечение поддержки максимально широкого круга избирателей и формирование на этой основе социальной базы новой демократической государственности. ХДС рассматривался как объединение «всех христиан» и «всех сословий», т. е. партия, отражающая интересы всех социальных групп и обеих христианских конфессий. При этом Аденауэр настаивал на жестком антикоммунистическом курсе ХДС, в равной степени отрицая как нацистский, так и марксистский идеологический экстремизм.

Поддержка ХДС со стороны оккупационных властей западных зон особенно возросла с конца 1946 г., когда в отношениях союзников начала быстро нарастать отчужденность, и раскол Германии становился все более вероятным. Аденауэр был одним из тех немецких политиков, кто открыто поддержал идею формирования западногерманского государства. Аденауэр не верил в германский дух, ненавидел прусские традиции и мечтал о возрождении величия Германии в лоне западной цивилизации. От рейнского сепаратиста Аденауэр проделал путь к активному защитнику идеи германского и, позднее, европейского федерализма. Надежным союзником ХДС в проведении такого политического курса стал Христианский Социальный союз, возникший в 1946 г. в Баварии как католическая христианская партия (в последствии — межконфессиональная). Лидером ХСС стал Франц-Йозеф Штраус. Разделяя общие принципы христианской демократии, поддерживая политическую программу Аденауэра, руководство ХСС стремилось сохранить автономию своего движения. В остальных западногерманских землях консолидация христианско-демократического движения произошла в 1947 г. Общепартийной программой стала Аленская программа ХДС британской зоны, принятая в феврале того же года.

Политические партии либеральной ориентации не сумели приобрести в послевоенной Германии столь же прочное положение, как левые и христианские демократы. Либерально-демократическая партия возникла в восточной зоне оккупации уже в 1945 г., но распространить свое влияние на всю территорию Германии она не сумела, оказавшись под жестким прессингом со стороны советской администрации. С начала 1946 г. началось формирование автономного политического движения либералов в западных зонах. На его основе в декабре 1948 г. была образована Свободная демократическая партия (СвДП). Ее лидером являлся Теодор Хейс. Программные установки СвДП первоначально были весьма эклектичны. В них сочетались национал-либеральные идеи и классические либерально-демократические ценности. СвДП стала оппонентом христианско-демократического блока и СДПГ, выступив против как конфессионализации, так и этатизации политики.

Выборы в земельные представительства (ландтаги), прошедшие в 1946 г., продемонстрировали примерное равенство ведущих политических сил в Германии. Даже в советской зоне оккупации выборы происходили в относительно демократической атмосфере. СЕПГ здесь сумела получить примерно столько же мест в составе ландтагов и земельных правительств, сколько ЛДПГ и ХДС вместе взятые. В западных зонах христианские демократы сумели возглавить 6 земельных правительств, социал-демократы — 5. Но уже вскоре начала проявляться и специфика восточногерманской и западногерманской политической элиты. Помимо прямого вмешательства оккупационных властей сказались региональные особенности самого немецкого общества.

Северная и Восточная Германия уже несколько десятилетий отличались организованностью рабочего движения, наибольшим в масштабах Германии влиянием коммунистов. Исторически здесь преобладала лютеранская политическая культура, ориентированная на высокую значимость государственного начала в общественной жизни, «прусским психологическим комплексом» — склонностью к централизованным формам политической и социальной деятельности, уважением к военной и государственной службе. Именно этот регион стал наиболее естественным оплотом для развития социалистической системы на немецкой земле. Западная и Южная Германия исторически являлись зоной сепаратистских движений, значительного влияния католицизма. Рейнские и баварские немцы обладали этнопсихологическими особенностями, существенно отличавшими их от этнического ядра немецкой нации. Массовое перемещение беженцев и иммигрантов в первые послевоенные годы также повлияло на поляризацию немецкого общества и его политической элиты. Многие немцы, не желающие мириться с коммунистической угрозой, бежали в западные земли. Возвращавшиеся из концлагерей и эмиграции коммунисты и левые социалисты, как правило, оказывались на востоке страны.

3. Берлинский кризис 1948 г.и раскол Германии

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик. В ходе Московской сессии СМИД, проходившей в марте—апреле 1947 г., советская делегация возобновила требования по организации поставок текущей продукции в счет репараций. Ее оппоненты настаивали на прекращении репарационных изъятий и предоставлении немцам возможности восстановить экономическую систему.

Дискуссия не привела к какому-либо конкретному результату. Сорвалась и попытка проведения совещания представителей всех германских земель, посвященного выработке единой стратегии восстановительных мероприятий. Следующая Лондонская сессия СМИД состоявшаяся в ноябре—декабре 1947 г., завершилась также безрезультатно, даже без согласования места и времени следующей встречи.