Смекни!
smekni.com

История Омана (стр. 2 из 3)

В противоборстве стороны поочередно прибегали к услугам иранских войск, не принимая в расчет, что империя Надир-шаха имеет свои интересы в регионе. В 1738 г. иранцы уже «без приглашения» вторглись в ослабленный клановой борьбой Оман, сопровождая свое нашествие погромами и жес-токостями по отношению к местным жителям. Набег был отбит силами одного из претендентов — Сайфа бин Султана II. Но внешняя опасность не остановила междоусобную войну. Более того, через некоторое время сам Сайф призвал иранцев на помощь, оказавшись блокированным в Маскате войсками Султана бин Муршида, его основного соперника в то время. Иранские войска освободили Сайфа, но Маскат взяли под свой контроль, после чего захватили другой жизненно важный для оманцев порт — Сохар. Помимо Омана, под властью иранских войск находились такие крупные стратегические и торговые центры, как аль-Хаса и Бахрейн.

В результате братоубийственной войны в 1743 г. Оман лишился обоих основных претендентов на власть. Положение осложнялось иранской интервенцией. Сопротивление иранцам возглавил бывший губернатор Сохара Ахмад бин Саид Аль Бу Саид, который сумел сохранить за собой значительную часть прибрежной территории. Воспользовавшись внутренними трудностями Надир-шаха и применив военную хитрость, Ахмад бин Саид возвратил утраченные земли и уничтожил иранский гарнизон. После этих событий популярность и авторитет Ахмада бин Саида стали столь велики, что в 1749 г. он обрел титул имама. Так на смену аль-Йариби пришла новая династия Бу Саидов, правящих и в настоящее время.

3. Социально-экономическое и политическое развитие ' Омана во 2-й половине XVIII в.

Ахмад бин Саид (1749—1783) достиг вершин власти в трудный период. Многолетняя междоусобная война и опустошительные иранские нашествия привели экономику Омана в состояние упадка. Торговле и мореходству был нанесен огромный ущерб, многие земли, составлявшие морскую империю, потеряны.

Свое правление Ахмад бин Саид начал с усмирения оппозиционных племен, которое он произвел с помощью африканских рабов и белуджей. Тогда же были предприняты меры к восстановлению влияния в Восточной Африке, из которой вновь стали поступать налоги от работорговли и дань от племен суахили.

Аль Бу Сайду удалось наладить взаимовыгодное сотрудничество с Османской империей. Имам предоставил туркам свой флот для борьбы с иранским правителем Керим-ханом Зендом, а Османская империя отдала Аль Бу Сайду право таможенных сборов в богатой Басре. Это дало Оману большую прибыль, тем более что ранее Ахмад бин Саид установил монополию на торговлю кофе между Йеменом и Ираком. Во внешней политике имам занимал антибританскую позицию, с 1776 г. поддерживая дружеские связи с правителями государственного образования Майсур в Южной Индии. Между Майсуром и Оманом был заключен антибританский военно-политический союз.

Имам имел небольшую, но боеспособную армию, сильнейший неевропейский флот в Персидском заливе и Аравийском море. К моменту смерти Ахмада бин Саида Оман вновь стал активным фактором в международных отношениях стран бассейнов Красного моря и Персидского залива.

Пользуясь раздробленностью Ирана, наступившей после смерти Надир-шаха, один из преемников имама Султан бин Ахмад установил контроль над важными стратегическими пунктами северного побережья Залива — Бендер Аббасом и Ормузом, а в 1784 г. основатель Белуджистана Келат На-сыр II передал ему в дар район Гвадара в Оманском заливе.

Династия Бу Саидов стала строить отношения с элитами общества на иных основах и опираться на иные силы, чем аль-Йариби. Ахмад бин Саид, крупный купец и судовладелец, пришел к власти на фоне широкой популярности, но при поддержке влиятельных торговых кругов, не опираясь на традиционные религиозные и племенные структуры. Интересы торговых кланов перекрыли по силе влияния племенной и религиозный факторы. Это было естественным итогом в государстве, которое основные доходы получало от таможенных сборов. Этим объясняется и тот факт, что никто из Бу Саидов, кроме Ахмада и его первого преемника, не принимал титул имама. Они называли себя сейидами, а после 1861 г. ввели титул султанов.

Постепенная, в течение нескольких веков, концентрация экономической и политической жизни Омана в прибрежных районах породила серьезную проблему, которая обозначилась уже при первых Бу Сайдах. Внимание к глубинным районам страны стало незначительным, что дало местным вождям возможность добиваться самостоятельности. Периодические демарши внутренних племен пресекались переговорами либо силовым вмешательством.

Сохранились и межплеменные противоречия, и недовольство религиозной элиты принципом наследования власти. Это ярко проявилось после смерти Ахмада бин Саида, когда избранный имамом его сын Саид проявил себя слабым и безынициативным правителем. Во время восстаний, организованных его младшими братьями Кайсом и Султаном, Саид отказался от реальной власти в пользу своего сына Хамада, которому удалось расправиться с оппозицией. Формально Саид продолжал считаться имамом и проживал в столице имамата Руста-ке. Хамад же утвердился в Маскате, фактически создав там свое государство и сосредоточившись на проблемах международной торговли. Усилия Хамада бин Саида были направлены на процветание этого направления. Купцам и морякам были созданы самые благоприятные условия: защита от пиратства, унифицированное и невысокое таможенное обложение (сначала 6,5% стоимости товара, потом 5%). В то же время племена внутреннего Омана стали проводить самостоятельную политику, и имамат как единое государство реально перестал существовать.

4. Разделение Омана. Маскат в правление Султана бин Ахмада и начало английской экспансии

оман маскат ахмад экспансия

После смерти Хамада бин Саида в 1792 г. вновь началась кровопролитная борьба за власть, которая завершилась разделением Омана. По договору, заключенному в Бирке в 1793 г., имаму Сайду отошел Рустак, его брату Кайсу — Сохар, а Султан бин Ахмад закрепился в Маскате. Агенты Ост-Индской компании оказали деятельное содействие разделению Омана, а также избранию Султаном бин Ахмадом Маската в качестве столицы его государства. Англичане всячески поддерживали имперские амбиции правителя Маската Султана, который нуждался в союзниках в борьбе за восстановление морской державы, а также в непростых отношениях с имаматом Оман и внутренними племенами.

Сначала Султан пытался лавировать между Англией и другими колониальными державами. Теплые отношения завязались с Францией, переживавшей в это время революцию, а потом и триумф Наполеона. Контакты с Францией шли через остров Маврикий, который был важнейшим пунктом работорговли. Ост-Индская компания видела в лице Франции потенциального конкурента на просторах Индийского океана. Оман же мог стать удачным перевалочным пунктом для Наполеона, если бы он осуществил штурм Индии. Кроме того, весьма реальным становился тройственный союз Франции, Омана и Майсура (Франция периодически была союзником Майсура, а французские офицеры помогали укреплять майсурскую армию). Поэтому Англия вынуждена была активизировать свои действия.

В 1798 г. Англия смогла заключить с Маскатом первый в Персидском заливе договор. За денежную субсидию и обещание помощи в решении региональных проблем Султан бин Ахмад обязался: признать преимущественное право Ост-Индской компании на торговлю и навигацию в заливе; держать сторону Англии в международных делах; содействовать флоту Англии в борьбе с флотом Франции; отказывать подданным Франции в пребывании на территории Маската. Но в то время Англия не планировала захвата территории Омана; англичане лишь защищали свои торговые пути в Индию, которые подвергались французской угрозе.

Слишком явное стремление Султана к гегемонии в регионе имело в итоге негативные последствия для Омана. В 1799 г. Султан совершил поход против правителей Бахрейна, в которых видел конкурентов, и принудил их платить транзитную пошлину и дань. Когда в 1801 г. Бахрейн задержал выплаты, туда снова была направлена экспедиция. Такая жесткая политика послужила причиной обращения Бахрейна за помощью в эмират ад-Диръия, который под знаменами ваххабизма объединил многие племена Центральной Аравии. Ваххабиты изгнали маскатцев, подчинив Бахрейн государству Саудидов, а также заставив Султана бин Ахмада платить дань саудовскому эмиру. В Маскате был размещен саудовский гарнизон. Вторая попытка Маската нанести удар по ваххабитам в 1804 г. завершилась разгромом маскатских сил и гибелью Султана бин Ахмада.

Смерть Султана породила вакуум власти и политический кризис в стране. За два года смуты Маскат утратил почти все острова в Персидском заливе, а внутри страны усиливалось влияние ваххабитов. Для исправления положения Ост-Индская компания направила в Оманский залив свою эскадру. При поддержке англичан новым правителем в 1806 г. стал Сейид Саид бин Султан, который смог нормализовать ситуацию внутри Омана. В правление Сейида Саида в Рустаке умер последний имам Омана Саид. Нового имама избирать не стали: потребность в имамате исчерпала себя. Это обстоятельство способствовало утверждению абсолютной власти Сейида Саида не только в Маскате, но и в Омане в целом.