Смекни!
smekni.com

Древние Славяне - наши предки (стр. 3 из 4)

Вместе с мечом использовался в бою щит, имевший различные формы и величину. Он прикрывал воина от ударов, отводил оружие противника в сторону и даже мог служить орудием нападения. В конном сражение тактика боя несколько менялась. Тут цель - с первого удара выбить противника из седла, лишить его инициативы и маневренности. Всадники старались защитить собственного коня и в то же время задеть коня противника. Но существовали в некоторых случаях негласные законы чести, и воины бились, не калеча невинных животных. Боевое искусство каждого воина совершенствовалось постоянно и достигало часто небывалой виртуозности. Бывало, что вместе с мужчинами занимались ратным делом и женщины. Называли их поляницами. В мирное время наряду с физическими упражнениями и боевыми состязаниями воины отлично подготавливали себя на охоте. Ведь пойти с рогатиной и луком на медведя или тура всегда было опасно и могло стоить жизни охотнику. Зато, выходя из опасного поединка, воин еще больше закалял себя и приобретал боевой опыт.

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ

Выжить наши далекие предки могли, только создав довольно прочную военную организацию, с помощью которой можно было отстоять свою независимость.

Славяне в 6 веке жили в условиях военной демократии, поэтому воинами у них были все взрослые мужчины. Важные вопросы решались на собрании племен, или племенном вече. Большим уважением пользовались советы старейшин и князья – воеводы.

В мирное время роль воеводы в жизни племени могла быть и не очень велика, ведь дружинников кормили их сородичи, но в случае военного нападения, особенно если удавалось захватить богатую добычу, значение воеводы и его соратников неизмеримо возрастало. Воины, становившиеся членами дружины, подчинялись уже не родовому старейшине, а воеводе.

Всего одно успешное сражение давало богатые трофеи вождю и его дружине.

В 7-8 веках византийские историки часто упоминают об опустошительных набегах славянских дружин на земли империи. Вначале 9 века новгородский князь Бравлин штурмом взял город Сурож – византийскую колонию в Крыму. Другой новгородский воевода Вадим Храбрый долго вел войну с варягами, совершавшими набеги на новгородские земли.

В 862 году произошло событие, вошедшее во все русские летописи и до сих пор вызывающее споры многих учёных – историков: «Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть».

Но вражда между племенами вспыхнула с новой силой. «И встал род на род, - пишет летописец, - и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой».

Война, которой не было видно конца, не устраивала никого, поэтому для поддержания порядка, а может, и для защиты от случайных набегов тех же варягов старейшины ильменских словен, кривичей и соседних племён решили пригласить к себе князя и дружину со стороны. Племена знали по опыту, что мир, возможен только тогда, когда все живущие вместе составляют один род, с одним общим родоначальником. Они хотят восстановить единство, хотят, чтоб все роды соединились под одним общим старшиною, князем, который ко всем родам был бы одинаков. Чего можно было достичь только тогда, когда этот старшина, князь, не принадлежал бы ни к одному роду, был бы из чужого рода. Они призывали князя, не имея возможности с этим племенем соединять какое-либо другое новое значение, кроме значения родоначальника, старшего в роде.

Из этого значения князя уяснится круг его власти, его отношения к призвавшим племенам. Князь должен был княжить и владеть в буквальном смысле. Он должен думать и заботиться о своём владении, как старшина о своём роде, думать о строе земском, о ратях, об уставе земском. Вождь на войне, он был судьею во время мира; он наказывал преступников; его двор – место суда, его слуги – исполнители судебных приговоров; всякая перемена, всякий новый устав проистекал от него. «И пошли за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

На это предложение откликнулись три брата – варяга: Рюрик, Синеус и Трувор. Они пришли на новгородские земли и стали первыми русскими князьями: Рюрик правил в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. Отношения между князьями и племенами устанавливались не вдруг, но постепенно, у одних племен прежде, у других после: прежде у племен, участвовавших в призвании князя, после у племен, подчинившихся позднее преемникам Рюрика.

В 879 году Рюрик умер. Его сын Игорь был ещё слишком мал, поэтому власть в Новгороде принял родственник Рюрика – Олег. В 882 году он собрал большое войско и двинулся вниз по Днепру. Города Смоленск, Полоцк, Любеч и другие признали его власть. Хитростью захватив Киев, Олег объединил огромную территорию. У простого народа Олег не пользовался любовью. Однако именно при нём Киев стал называться «матерью городов русских», а Русь выступила как единое государство.

ПОЛЮДЬЕ

Летопись называет Олега Вещим, то есть способным предугадывать будущее. Впрочем, в народе он не снискал большой любви. Однако дружинники Олега действительно могли считать его мудрым и великим. Именно при нем варяги, служившие киевскому князю и составлявшие основу его дружины, стали получать ежегодную плату – 300 гривен. Это была огромная по тем временам сумма, и, чтобы выплачивать её своим верным слугам, князь собирал дань с подвластных племён. Олег подчинил себе всех славян, живших к востоку и западу от Днепра.

Киевскому князю стали платить дань древляне. Северяне и радимичи, платившие раньше дань хазарам, тоже подчинились Киеву. Но для того чтобы дань поступала регулярно, князю приходилось каждый год с наступлением зимы отправляться в объезд подвластных земель. Этот сбор дани в русских летописях получил название «полюдье». Путь княжеской дружины лежал по Днепру до Смоленска, затем по Десне через Новгород – Северский, Чернигов, Вышгород обратно в Киев.

По дороге князь собирал товары, которые особо ценились при торговле с греками и другими соседними народами: пушнину, холстину, воск и многое другое.

Конечно, дань князь собирал не самолично. За него это делали его слуги, местные старейшины и племенная знать. Поэтому можно предположить, что князья древлян, кривичей и других племён, подвластных Киеву, тоже, в свою очередь, отправлялись в полюдье, чтобы успеть собрать дань к приезду княжеской дружины. Все это обогащало киевских князей и укрепляло их власть. И, конечно, полюдье обогащало всех, кто служил киевскому князю.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Русь выступало как единое государство, так были положены основы русского общества, но не было еще духовного начала, которое бы дало духовную связь, духовное единство. Это духовное начало явилось вместе с христианством, принесенным в Россию из Византии. Знакомство с христианством начинается очень рано в нашем отечестве вследствие ранних походов русских князей и племен на Константинополь. Единой стране требовалась и единая религия. До 10 века восточные славяне поклонялись многим богам, причем, кроме общих для всех – Перуна, Ярилы и других, - у каждого племенного союза имелись свои божества. В Европе в то время уже повсеместно утвердилось христианство. На Руси тоже начало распространяться христианство. Правивший в то время Владимир Святославич по совету многих своих приближенных тоже решил стать христианином и крестить всех своих подданных. Владимир приказал собрать на берегу Днепра всех киевлян. По примеру первых христиан все горожане входили в реку и принимали обряд крещения. Некоторые историки считают, что это произошло 1 августа 988 года. Не все подданные Владимира согласились принять новую веру. Многие убегали в леса, убивали священнослужителей. Когда крестили новгородцев, в Новгороде вспыхнуло восстание. Но в целом введение христианства на Руси прошло довольно мирно и привело к развитию письменности и просвещения. В самом Киеве были построены первые православные храмы, например церковь Ильи Пророка. Тем не менее, христиан на Руси становилось все больше. Русские купцы принимали новую веру, потому что им так было проще вести торговые дела, ведь в большинстве европейских стран христианство давно уже превратилось в господствующую религию. Таким образом, христианство распространилось и утвердилось на Руси. Сразу после принятия новой веры мы видим уже епископов советниками князя, истолкователями воли божьей. Духовенство своим судом вооружилось против всех прежних языческих обычаев, против похищения девиц, против многоженства, против браков в близких степенях родства, против насильственных браков. Церковь взяла женщину под свое покровительство и блюла, особенно за ее нравственностью, возвысила ее значение, постановивши обязанности детей к матери наравне с обязанности к отцу. Семья, до сих пор замкнутая и независимая, подчиняется надзору чуждой власти. Христианство отнимает у отцов семейств жреческий характер, который они имели во времена языческие; подле отцов плотских являются отцы духовные. Что прежде подлежало суду семейному, теперь подлежит суду церковному. Такое влияние церкви на семейный быт содействовало переходу от старых форм родового быта к новым, гражданским.

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Культура Киевской Руси стала основой формирования культуры трех братских восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Её истоки уходят в глубокую древность, а после принятия христианства культура восточных славян обогатилась и наследием античности. Образованным людям Киева, Новгорода, Смоленска и других древнерусских городов были известны и великие императоры Рима, и деяния Александра Македонского.

В Киевской Руси грамотность была обычным явлением. Особенно много грамотных людей было среди горожан. При раскопках древнерусских городов археологи обнаруживают множество берестяных грамот, в которых содержатся записи о торговых делах, письма родным. Найденные в Новгороде берестяные тетради двух школьников дают основание полагать, что ученики 8 века учились вести деловую переписку, изучали арифметику и закон Божий.