Смекни!
smekni.com

Биография Мухаммеда Махди Акефа – руководителя египетской организации "братьев-мусульман" (стр. 2 из 3)

"Говорить о том, что избрание Махди Акефа предотвратит взрыв внутри организации… было бы преувеличением. Однако оно, по крайней мере, устранит "застой крови" в организации и позволит снять ряд проблем, являющихся для нее взрывоопасными источниками напряженности", - пишет в одной из своих статей Хусам Тамам, египетский специалист по исламистским движениям.

Как отмечает X. Тамам, новый руководитель "Братства" занимает срединное положение между двумя поколениями в Руководящем бюро: так называемой "старой гвардией" и "срединным поколением". Но дело не только в возрасте как таковом. Будучи моложе своего предшественника, Акеф вступил в "Братство" на десять лет раньше его, а принадлежность в прошлом к "особому аппарату", участие в партизанской войне против англичан в зоне Суэцкого канала и, наконец, причастность к созданию Всемирной организации братьев-мусульман придает ему дополнительный авторитет. Таким авторитетом не мог пользоваться Мамун аль-Ходейби, который вышел на арену в качестве одного из руководителей "Братства" лишь в 80-е годы.

брат мусульманин акеф египетский

Оценивая политические взгляды Акефа, некоторые аналитики причисляют его к "ястребам", якобы всегда выступавшим против примирения "Братьев-мусульман" с режимом Мубарака, который с середины 90-х годов регулярно обрушивал на "Братство" суровые репрессии (только за период с 1995 по 2000 год в стране состоялось пять крупных процессов над его активистами). Упрекают его и в неприязненном отношении к христианам-коптам. Но по мнению большинства экспертов, Акеф принадлежит как раз к числу наименее консервативных представителей "старой гвардии", занимающей ключевые позиции в Руководящем бюро. О его гибкости и даже "реформаторской" ориентации наглядно свидетельствует упоминавшийся выше эпизод с его участием в создании партии "Васат".

Судя по первым заявлениям Акефа, сделанным им после избрания на пост "верховного наставника", он отнюдь не является сторонником конфронтации "Братства" с властями. Практически во всех своих интервью он подчеркивает, что организация не считает себя находящейся в состоянии конфликта с режимом и предлагает правительству "диалог".

Заявления Акефа по палестинской проблеме, по Ираку и по другим вопросам, касающимся современного "положения мусульманской уммы", носят резко антиизраильский и антиамериканский характер, но в целом они не выходят за рамки традиционных для "Братьев-мусульман" позиций. В палестинском вопросе - это полная солидарность с движением "ХАМАС", отрицание права Израиля на существование и критика политики Палестинской национальной администрации, признающей идею переговоров с израильским руководством. Так, в письме лидеру ливанского шиитского движения "Хизбаллах" по случаю состоявшего между ним и Израилем в конце января 2004 г. обмена пленными Акеф подчеркнул, что только "переговоры с позиции силы могут приводить к успеху, так как "единственным языком, который понимает сионистский враг, является язык силы и отпора".

В иракском вопросе "Братья-мусульмане" по-прежнему выступают за избавление Ирака от американского присутствия и исходят из признания за иракцами права на использование "любых средств в борьбе с оккупантами".

"Братство" продолжает считать правительство США "главным сатаной", злейшим врагом арабов и мусульман и союзником всех "тиранических режимов" в мусульманском мире, к каковым "Братья" относят и свергнутый режим Саддама Хусейна. В этой связи уместно привести высказывание, сделанное Акефом еще до избрания на пост "верховного наставника". В середине декабря 2003 г. Акеф в интервью интернет-изданию "Ислам онлайн" подверг критике арабские спутниковые каналы, сосредоточившие все внимание на теме поимки Саддама Хусейна. "Подавать ситуацию таким образом, - сказал он, - значит отвлекать людей от сути происходящей борьбы, а она состоит в угнетении и тирании, которым подвергаются арабские и мусульманские страны, что яснее всего видно на примере палестинского и иракского народов, терпящих бедствия от рук американцев и сионистов". Саддама Хусейна Акеф назвал "лишь одним из преступных тиранов, каких сегодня много". Эти тираны, добавил он, "по-прежнему правят арабскими и мусульманскими странами, убивая людей и лишая их крова при помощи сил мирового империализма, которые говорят о поддержке демократии и нравственных ценностей, но сами далеки от этих ценностей как никто".

Что касается позиции нового руководителя "Братьев" мусульман" в отношении режима Хосни Мубарака и вообще участия организации в политической жизни Египта, то она в целом сохраняет преемственность по отношению к прежнему курсу Ассоциации. Однако есть основания полагать, что при Акефе попытки "Братьев" утвердиться на египетской политической арене в качестве "конструктивной оппозиции", отражающей чаяния подавляющего большинства народа и пользующейся его поддержкой, примут более активный и целенаправленный характер.

По-прежнему самой актуальной для "Братства" задачей является прекращение полицейских и судебных репрессий в отношении его активистов. Уже очевидно, что с избранием Акефа борьба за создание египетскими "Братьями-мусульманами" собственной легальной политической партии будет одним из главных направлений их деятельности. И хотя об этой цели говорили и прежние лидеры египетских "Братьев", новый руководитель явно намерен бороться за нее более активно, чем его предшественники. В конце января 2004 г. Акеф в интервью кувейтской газете "Ар-Рай аль-Амм" высказал надежду на то, что египетские власти дадут организации "зеленый свет" на создание собственной партии. Правда, при этом он отказался уточнить, будет ли она существовать наряду с "Братством" или само оно преобразуется из "общества" (джамаа) в политическую партию (хизб), заявив, что решение этого вопроса является сугубо внутренним делом "Братства". Несколько более подробно на эту тему высказался член Руководящего бюро "Братства" Абдель Монейм Абуль Футух. "Мы заявили, что хотим быть партией, потому что они говорят, что мы запрещены, и об этом же говорит закон. Но конституция этого не говорит. Действующая египетская конституция даже без внесения в нее каких-то поправок предоставляет нам право провозгласить себя партией под названием "Партии братьев-мусульман", так как она не запрещает создания религиозной партии. Но мы не хотим становиться религиозной партией, созданной по религиозно-общинному признаку", - сказал Абдель Футух, отметив, что еще Мамун аль-Ходейби не возражал против вступления в будущую партию христиан-коптов, если они будут признавать ее программу. "Более того, - добавил Абдель Футух, - мы вообще хотим быть не религиозной, а гражданской (мадани) партией, опирающейся на авторитет религии".

О несомненной активизации "Братьев-мусульман" на внутриегипетской политической сцене свидетельствует выдвижение ими в начале марта 2004 г. инициативы по проведению в Египте "всеобъемлющей реформы". Выступив на устроенной специально по этому поводу пресс-конференции, заместитель "верховного наставника" Мухаммед Хабиб отметил, что "Братья-мусульмане" выступили с этой инициативой исходя из веры в то, что лишь возвращение к исламу является "подлинным выходом из всех наших неурядиц - внутренних и внешних, политических и экономических, социальных и культурных".

Программа реформ, предложенная "Братством", охватывает все сферы египетской жизни - политическую, социальную, воспитательную, судебную, культурную и пр. Важнейшим ее элементом провозглашается политическая реформа. Призывая к ней, "Братья" подчеркивают свою приверженность "демократическому конституционному парламентскому республиканскому строю в рамках принципов ислама". И вообще этот раздел выдержан в сугубо "демократическом духе" и не содержит даже намека на переход страны к "теократическому" режиму. Так, "Братство" провозглашает, что "источником власти во всех ее формах является народ"; уважает принцип сменности путем "свободного всеобщего голосования"; признает "свободу каждого на личные убеждения" и "свободу отправления религиозных обрядов для последователей всех признанных богооткровенных религий"; утверждает незыблемость политических и гражданских свобод и т.д.

В числе политических преобразований, предлагаемых "Братьями-мусульманами", содержится и ряд положений, прямо направленных против существующих порядков. Это и отстранение армии от участия в политике ("министр обороны должен быть гражданским лицом, как и остальные министры"), и жесткое ограничение президентских полномочий двумя мандатами, и пересмотр ряда "одиозных" законов (в том числе о печати и о профсоюзах), и освобождение политзаключенных, и прекращение практики пыток в египетских тюрьмах.