Смекни!
smekni.com

Конституционная политика в Индии (стр. 3 из 17)

Исследователь Р. Мур выделяет негативные моменты в индийской политике консерваторов в период 1931-1935 г.г., поскольку в созданном Акте 1935 года были заложены основы для разделения Индии в 1947 году. По мнению Мура, усилия С. Хора и его коллег были направлены на подавление требований ИНК о создании демократического унитарного государства. Консерваторы склонны были доверять поддержке индийских князей и мусульман и искать выхода в "спасительной" федерации, где был бы создан баланс сил. Сходной позиции придерживается и А. Лоу, специалист по истории Британской. По мнению исследователя, политика консервативной партии была лишь серией "сдерживающих" усилий, направленных против индийских националистов.

Известный исследователь К. Бридж не согласен с такой оценкой. Он полагает, что было бы некоторым упрощением рассматривать политику консерваторов как ответ на сложившиеся обстоятельства. Он считает, что в действиях консервативной партии можно усмотреть строгое следование принципам. Корни таких принципов К. Бридж находит в традициях оксфордской и, отчасти, кембриджской исторических школ. Взгляды представителей этого направления (Стаббса, Милля) отличались эволюционным подходом к политическим и социальным изменениям. По мнению Хора, весь Акт 1935 года разрабатывался на основе эволюционной теории: прогресс в Индии должен быть постепенным, спокойным, и лишь отражать действительные изменения в социальной системе. Таким образом, Бридж приходит к выводу, что Акт был осознанно и целенаправленно разработан консерваторами, и не выходил за рамки всех предыдущих заявлений этой партии. Что касается проблемы разногласий среди консерваторов, то они расходились лишь в методах ведения всеми разделяемой политики, а не в целях. Сторонники Черчилля в провинциальной автономии видели средство для решения индийской проблемы, в то время как окружение Болдуина полагало, что провинциальная автономия опасна без центрального самоуправления на федеральной основе. Таким образом "твердолобые" критиковали Акт не за его либеральность, а потому, что сами сомневались в эффективности разработанной системы для удержания Индии.

Исследователь Дж. Стаддерт-Кеннеди взглянул на проблему Индии, которую британское правительство вынуждено было решать в З0-е годы ХХ века, принципиально в ином ключе. По мнению исследователя, она может быть рассмотрена только в контексте христианской традиции Великобритании. Истоки оппозиции по индийской политике в консервативной партии автор находит в особом понимании империи, которая была для ряда консерваторов не только политической, экономической, но и религиозной проблемой. Многие из них искренне полагали, что Индия – арена борьбы двух фанатичных и продажных религий, и если она не будет сдерживаться, то Индию ждет хаос и бедствия. Английские служащие в индийском колониальном аппарате могли обеспечивать надежное и независимое управление, поскольку являлись представителями христианского общества. Дж. Стаддерт-Кеннеди приходит к выводу, что во многом апелляция к христианским ценностям помогла консервативной оппозиции "твердолобых" заручиться достаточно широкой поддержкой общественности в целом по стране.

Исследователь консервативного направления в современной британской историографии С. Болл посвящает специально целое исследование проблеме кризиса, который, по мнению Болла, разразился в консервативной партии в 1929-1931 годах. Неотъемлемой частью этого процесса стали и разногласия консерваторов по Индии. По мнению С. Болла, У. Черчилль был основной фигурой вокруг которой формировалась оппозиция. Поэтому автор создает отдельную главу "Черчилль и Индия". Подвергнув более детальному анализу этапы конфликта в консервативной партии, а также позиции каждой из сторон, С. Болл приходит к выводу, что У. Черчилль был далек от возможности сместить Болдуина. Признавая, что У. Черчилль обратился к проблеме Индии не только в результате политического расчета, но и вследствие глубокой озабоченности событиями в колонии, исследователь обращает внимание на ряд слабых мест и просчетов в позиции У. Черчилля. Поэтому серьезных последствий для консерваторов атаки У. Черчилля не могли повлечь за собой, и уже с весны 1931 года лидирующее положение Болдуина было очевидным. По мнению исследователя, Болдуин стал основателем новой консервативной традиции. Черты нового консерватизма С. Болл усматривает в смещении акцентов: вопросы внутренней политики стали преобладать над проблемой империи в курсе консерваторов. Болл считает, что произошло идеологическое обновление консервативной партии, которая, в большинстве своем, осознала изменения в Великобритании и зависимых колониях и отошла от имперских традиций.

Исследование Дж. Пил также посвящено проблемам разногласий в консервативной партии по индийской политике. Дж. Пил разделяет взгляды исследователей, которые видят в позиции У. Черчилля не только политический расчет. По мнению Дж. Пил, У. Черчилль действительно был твердо уверен, что Британская империя в опасности из-за несовершенной политики в Великобритании. Дж. Пил, в отличие от С. Болла, полагает, что оппозиция в рядах консерваторов и в целом по стране была значительной. Истоки в разногласиях консерваторов Пил усматривает в возрастном факторе, поскольку наиболее значительная оппозиция сформировалась среди "заднескамеечников", которые были гораздо старше деятелей молодого поколения, оказавшихся близкими к лидеру Болдуину и сумевших поддержать его политический курс. Однако Дж. Пил допускает, что это, возможно, не исчерпывающее объяснение, и причины могут быть найдены в ряде других факторов.

Биографы Черчилля также не могут обойти вниманием проблему конституционных преобразований в Индии в 1929-1935 годах, поскольку этот процесс был напрямую связан с политической судьбой видного политического деятеля.

Одним из наиболее известных исследователей жизни У. Черчилля является М. Джилберт. Автор многотомной биографии известного консерватора также собрал и опубликовал серию документов и писем У. Черчилля. Исследователь очень точно передает взгляды Черчилля на индийскую проблему, приводит множество фактов и эпизодов, которые помогают лучше понять позицию этого деятеля. М. Джилберт обращает внимание на мнение современников о фигуре У. Черчилля. Для этого М. Джилберт обращается к воспоминаниям как друзей и сторонников Черчилля, так и его критиков. Прослеживая все этапы парламентской борьбы по индийской конституции, М. Джилберт старается придерживаться нейтральной позиции при оценке этого процесса. По мнению М. Джилберта, здравое зерно было как в политике реформаторов в Индии, так и в деятельности оппозиции.

Другой биограф Р. Джеймс подходит с критических позиций к оценке деятельности Черчилля в широких хронологических рамках с 1900 по 1939 год. Он считает, что до того, как Черчилль стал премьер-министром в 1939 голу, вся политическая карьера этого деятеля была серией неудачных событий и ошибок, и одним из наиболее неудачных просчетов У. Черчилля стала его позиция по индийскому вопросу. Помимо очевидного негативного влияния этой кампании на дальнейшую политическую деятельность У. Черчилля, Джеймс склонен видеть за противостоянием Черчилля отрицательные последствия для развития англо-индийских отношении. По мнению Джеймса, Черчилль повлиял на затягивание решения по судьбе Индии, что значительно подорвало доверие индийцев к целям англичан.

Что касается Акта 1935 года, то ему Джеймс дает высокую оценку, поскольку закон дозволил более умеренным деятелям ИНК занять доминирующее положение в партии, победить на выборах 19З7 года. Таким образом поддержка со стороны этих деятелей позволила учредить систему провинциальной автономии, разработанную Актом 1935 года, которая смогла выдержать испытания во время Второй Мировой войны.

Другой исследователь политической биографии У. Черчилля Х. Пеллин полагает, что было бы неверным связывать промедление в принятии Акта 1935 года, что повлекло отказ князей вступить в Федерацию, лишь с позицией Черчилля. Автор предлагает оценить этот документ с другой точки зрения. По мнению Х. Пеллина, система, разработанная под руководством С. Хора и Ирвина, вообще не могла действовать, поскольку принципы федерального устройства вряд ли когда-нибудь удовлетворяли мусульман. Взглядам же У. Черчилля на проблему индийского национализма Х. Пеллин дает положительную оценку, поскольку предупреждение У. Черчилля об опасности индо-мусульманской вражды действительно нашли отражение в дальнейшей истории Индии.

Биография Черчилля исследована и автором К. Робинсом. Он считает, что после таких яростных атак Черчилля в парламенте, оппоненты не хотели допускать Черчилля в Правительство. В результате 10 лет Черчилль вынужден был оставаться вне кабинета. Таким образом, Робинсон рассматривает индийскую проблему в контексте влияния на судьбу Черчилля.

В сборнике статей о Черчилле, которые посвящены разным аспектам деятельности выдающегося консерватора, помещено и исследование С. Гопала. Автор прослеживает связь У. Черчилля с Индией на разных этапах жизненного пути, начиная с первого знакомства с колонией в 1890-е годы до 1939-1945 г. г., когда Черчилль в качестве премьер-министра определял политический курс в Индии. По мнению Гопала, именно "индийская проблема" испортила репутацию Черчилля, что отразилось на его карьере, которая без Индии могла бы быть более блестящей. Особенно неудачной была индийская кампания Черчилля в З0-е годы ХХ века.