Смекни!
smekni.com

Культурно-исторические типы цивилизаций (стр. 2 из 3)

2-я фаза - акматическая. Здесь предельная активность пассионарных особей.

3-я фаза - переход к императиву: "Мы устали от великих". Надлом, пассионарное оскудение; в этой фазе давление на природу деструктивно.

4-я фаза - тяга к спокойной и нормальной жизни с императивом: "Будь таким как я". Верх берут особи "золотой посредственности". Теория прогресса дает санкцию на безжалостное уничтожение природы, которая мстит за себя.

5-я фаза - обскурация - это сумерки этноса, фактически конец с императивом: "Будь таким как мы" - высмеивай трудолюбие, презирай интеллект, не стесняйся невежества. Примерно через 1500 лет конец неизбежен.

Осколки распавшегося этноса впадают в состояние гомеостаза (статичности). Примеры: североамериканские индейцы, эскимосы, алеуты, пигмеи, аборигены Австралии. Гумилев считает, что все подобные народы не начальные, а конечные фазы этногенеза, этносы, растерявшие свой пассионарный фонд.

Конечно, в этой теории не все ясно, много вопросов, вокруг которых ведутся споры.

Причины упадка и гибели цивилизаций

Арнольд Тойнби в "Постижение истории" поставил такой вопрос: почему некоторые общества оказываются неподвижными, почему не складывается цивилизация? Для генезиса цивилизаций необходимы два условия:

1) Понимание роли творческого меньшинства в данном обществе;

2) Наличие среды.

Чтобы цивилизация состоялась, нужен механизм взаимодействия Вызова и Ответа: среда умеренно неблагоприятна, она бросает вызов обществу, а общество через творческое меньшинство, успешно отвечает на вызов и решает проблемы: общество в движении, уровень цивилизации неизменен.

Растущая цивилизация - это социальное единство общества, где за творческим меньшинством, следует, подражая ему большинство. Механизм раскола Тойнби видит в период распада надломленной цивилизации, в период отчуждения большинства от меньшинства.

Таким образом, цивилизация сама кончает с собой. Природу этого Тойнби объясняет тремя причинами:

1. упадком творческих сил меньшинства;

2. ослаблением добровольного подражания со стороны большинства;

3. утратой социального единства общества как следствием первых двух причин.

Фаза упадка распадается на три подфазы - надлом, разложение, исчезновение. Все это длится веками. Так египетская цивилизация испытала надлом в XVIв. до н.э., а исчезла только в Vвеке н.э., 2 тыс. лет она существовала в форме окаменевшей жизни и смерти.

Но как бы это долго, ни длилось, судьба большинства цивилизаций, если не всех, то рано или поздно влечет их к конечному исчезновению.

Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций

1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI - XVIIIв. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека.

Прогресс человечества виделся как прогресс человеческого разума, о чем писали Вольтер, Дидро, Даламбер.

Динамика прогресса - основная идея О. Конта.

Идеи Конта далее развил Спенсер. Закон усложнения, нарастания разнородности охватывает по Спенсеру, все сферы жизнедеятельности общества, цепочка изменений охватывает, подобно вееру, какое-то открытие и, не зная ограничений, втягивает в себя все новые и новые элементы. Спенсер делает вывод, что прогресс есть благотворная необходимость, не подчиненная человеческой воле.

В XXв. американский политолог Френсис Фукуяма поставил вопрос: ”Конец истории? ”

Фукуяма разделил современный мир на 2 части: историю и постисторию, на задворках которой - страны третьего мира. Постистория ограничена странами Европы, Японии, Сев. Америки, т.е. индустриально развитыми. В беге столетий либерализм здесь победил, но “конец истории печален… В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей истории”.

Фукуяма делает вывод, что человечество в своем странствии по истории набрало на совершенный путь развития - либеральную демократию и сопутствующий ей рынок. Успехам западной цивилизации придается статус общечеловеческих ценностей, но в мире есть другие цивилизации: исламская, конфуцианская, индуистская, японская, православно-славянская и т.д., поэтому достижения западной цивилизации не могут автоматически переносится на почву других цивилизаций.

Таким образом, прогресс западной цивилизации не может иметь универсального статуса.

Осевое время развития цивилизации называют еще “ковариантной" моделью, представлено оно Карлом Ясперсом. Немецкий философ считает, что исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 больших периода - доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век. Доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления им земных навыков и духовных ценностей. В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейская. Одновременно с ними существовала доарийская культура долины Инда и архаический мир Китая.

Ясперс, в противовес концепциям культурных циклов, считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. “Ось мировой истории" он определяет временем между 800-200 г. г. до н.э. В это время жили Конфуций и Лао-Цзы, появился Будда. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и др. В Греции расцвет философии.

“Осевое время" знаменует исчезновение великих культур древности. С разрушением обособленных культур пришла империя, которая грубо перемешала народы, а возникшую духовную пустоту заполнили мировые религии.

Ясперс выделяет в истории 4 среза:

1). Возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;

2). Возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и Китае V - IIIтыс. до н.э.;

3). Духовное основоположение человечества, происшедшего в VIII - IIв. до н.э.

4). Подготовленное в Европе с конца средневековья рождения научно-технической эры, которая приобретает стремительное развитие в XXвеке.

“Ось мирового времени" - это третий срез, на котором возникает современный для нас человек. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до “осевого времени" были лишь локальные истории.

2. Пост модернистская концепция.

Определений постмодернизма масса, но суть - резко негативное отношение к новоевропейской рациональности, культуре стилей. Сторонники постмодернизма

считают, что новоевропейская рациональность имеет право на руководство человеческой жизнью.

Одним из самых известных специалистов по философии постмодернизма считается Жан-Франсуа-Лиотар. Каждая вещь состоит из линий, собранных в узел. Любимый образ пост модернистов - зигзаг. В историческом цивилизационном плане - никаких противоположностей у каждого свой мир ценностей, своя истина. Корни можно пускать в любом направлении, по принципу - движения все, цель - ничто.

3. Восточная эзотерическая концепция развития цивилизаций Е.П. Блаватской.

Блаватская первая опубликовала сокровенные учения Востока, на которых основаны все религии мира.

Ее труды “Разоблаченная Изида" и “Тайная Доктрина” сложны, и понять их могут только люди, обладающие определенной подготовкой.

“Тайная Доктрина” - общее название эзотерических (тайных, скрытых) учений древности.

Космос развивается по одному - единственному закону - закону Гармонии, который действует вечно в вечно пульсирующем мироздании. Вечным является и пространство, которое проявляет себя в Манвантаре - периоде “проявления”. На заре Манвантары происходит пробуждение миров, идет пронизывание пространства тонкими энергиями, волнами разных вибраций.

Эта волна жизни изливается в пространство от Всемирного Духа. Жизненный импульс дается для всей семеричной цепи миров или цепи планет.

Блаватская сравнивает расположение миров, включенных в процесс проявления, с семью бусинами, нанизанными на нить.

Достигнув первой планеты "А" жизненный цикл начинает развивать "минеральное царство". Ко времени завершения минерального периода на планете "А", планета "В" выявляется в объективность и привлекает к себе жизненный импульс, ставший излишком на планете "А". Ко времени завершения минерального периода на планете "В" завершается растительный период на планете "А". Минеральный импульс переносится на планету "С". С планеты "С" на планету "Д" (наша Земля). В то же время на планете "А" появляется человек - "бледная тень". С каждой планетой жизнь становиться все более грубой и материальной.

Когда человек последнего круга переходит к последнему миру, дух человека достигнет последней “бусины" в цепи планет и перейдет в конечную Нирвану (состояние абсолютного существования и абсолютного сознания, куда Эго человека входит после смерти, если он достиг совершенства). Последний мир тоже переходит в субъективность, и так на Млечном пути рождение и смерть миров следуют друг за другом в торжественном шествии закона Гармонии. Когда последний цикл, несущий человека, закончится на последней планете и человечество достигнет, а массе своей степени Будды и прейдет из объективного бытия в тайну Нирваны - тогда " видимое станет невидимым, конкретное возвратится к своему доцикловому состоянию атомического распадения". Наступит Пралайя, и ни человек, ни животное, ни даже растения не будут свидетелями ее. Только будут планеты с их "минеральными царствами", разложенными, но не уничтоженными, которые в свои сроки вновь соберут силы для начала новой Манванторы. Это продолжается бесконечно.

Блаватская утверждает, что человечество появилось одновременно в 7-ми зонах Земли, от семи прародителей, предков. Развитие человечества идет через 7 Рас (цивилизаций). Каждая раса имела свой, только ей предназначенный Материк и на нем только развивалась. Вместе с Расой умирает и ее материк. Конечно. Это длительный временный эволюционный процесс, и рядом долго сосуществуют старая и новая Раса.