Смекни!
smekni.com

Упадок Османской империи (стр. 1 из 4)

Упадок Османской империи


План

Введение

1. Аграрные отношения. Разложение ленной системы

2. Политический строй Османской империи. Роль ислама

3. Упадок культуры

4. Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам

5. Зарождение «восточного вопроса»

6. Война с Россией


Введение

К началу нового времени Турция являлась центром обширной Османской империи, включавшей территории в Европе (Балканский полуостров, Крым с прилегающими районами Причерноморья и Приазовья), Азии (Малая Азия, Аравия, Ирак — Meсопотамия, Сирия, Палестина, часть Закавказья) и Северную Африку.

Вся структура феодального турецкого государства была подчинена интересам ведения захватнических войн. К. Маркс считал, что Османская империя была «единственной подлинной военной державой средневековья» *. Военным успехам турок, создавших сильную армию, способствовала благоприятная для них международная обстановка: распад монгольской державы,, упадок Византии, противоречия между государствами средневековой Европы.

Но созданная турками огромная империя никогда не имела прочной экономической или национальной основы. Господствующая народность — турки — составляла меньшинство ее населения. В конце XVI—начале XVII столетия начался затяжной кризис феодальной Османской империи, определивший ее упадок и облегчивший в дальнейшем проникновение европейских колонизаторов в Турцию и другие страны, находившиеся под османским господством.


1. Аграрные отношения. Разложение ленной системы

В различных районах обширной империи аграрные отношения имели свои особенности, но в целом они определялись военно-ленной системой, сложившейся у турок в XIV столетии.

Как правило, все завоеванные турками земли делились на три категории: 1) лены, под которые рри каждом завоевании отводилось около половины (по размеру дохода) захваченных земель, 2) коронные земли, составлявшие соответственно около одной пятой, и 3) церковные земли — вакуфы, на которые тоже приходилось около одной пятой. Одна десятая часть завоеванных земель предназначалась для содержания крепостных гарнизонов. Кроме того, существовали частновладельческие земли, но их было немного.

Ленные земли получали турецкие феодалы (сипахи) за службу в кавалерии. Сипахи обязаны были являться на войну с определенным числом вооруженных всадников, пропорционально доходу с лена. Часть коронных земель раздавалась в ленное владение феодалам, занимавшим высшие должности в государственном аппарате. Запрещалось соединение нескольких ленов в одних руках. Передача лена от отца к сыну производилась лишь по специальному указу султана, если наследник нес военную службу. В первые столетия существования Османской империи турецкие феодалы, как правило, сами хозяйством не занимались, ограничиваясь получением ренты-налога с крестьян своего лена. Они исправно служили в султанской армии, и военная добыча, дань, рабы были для них главным источником обогащения.

Однако в таком виде османское военно-ленное землевладение просуществовало недолго. В XVI перестал осуществляться запрет иметь одному лицу несколько ленов. В XVII b. уже складывается крупное феодально-помещичье землевладение. Многие сипахи становились помещиками, заинтересованными в хозяйственной эксплуатации своих ленов и потерявшими интерес к несению военной службы, другие разорялись. Лены приобретали придворные султана, местная феодальная знать, ростовщики, не имевшие никакого отношения к военной службе.

Одновременно значительно расширилась площадь вакуфных земель. Зачастую разоряющиеся ленники и мелкие землевладельцы, опасаясь полной потери всех своих земель, передавали мусульманскому духовенству свои угодья, сохраняя пользование ими на правах аренды. К концу XVIII в. в распоряжении мусульманского духовенства было уже две трети всех обрабатываемых земель.

Юридически турецкие крестьяне-мусульмане считались свободными. Они были наследственными держателями своего надела. В первые века существования Османской империи эксплуатация крестьян сводилась главным образом к получению владельцами ленов натурального налога — ашара, номинально составлявшего десятую часть урожая — «десятину», но на деле в несколько раз превышавшего ее. По мере изменения характера ленного землевладения резко усилилась эксплуатация турецкого крестьянства. Помещики вводили новые произвольные поборы и отработки. Установился порядок, при котором помещик имел право в течение пятнадцати (позднее — десяти) лет требовать возвращения бежавшего крестьянина. Если крестьянин по каким-либо причинам три года не обрабатывал свой надел, помещик мог отобрать его.

Усилившаяся феодальная эксплуатация крестьянства сопровождалась введением многочисленных новых государственных налогов и повинностей. Были введены налоги на скот, на зимние и летние пастбища, на ульи и т. п. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Был введен даже специальный налог «на зубы». Он мотивировался тем, что выезжавшие в деревни сборщики налогов и чиновники, которых местное крестьянское население должно было кормить, будто бы стачивали о грубую крестьянскую пищу зубы. Французский просветитель Вольней, посетивший Османскую империю в 80-х годах XVIII в., писал о положении турецкого крестьянства: «Владея большей частью земель, феодалы сдают эти земли только на обременительных для крестьян условиях. Они требуют от крестьян половину или две трети урожая. Постоянные притеснения сопровождаются тысячей эпизодических обид: то оштрафуют всю деревню за какой-нибудь проступок, то введут новую барщину, то требуют подарки по случаю прибытия правителя, то забирают траву для его лошадей... Кроме того, надо дать ночлег всем воинам, проходящим через деревню или доставляющим приказы властей».

Особенно тяжелым было положение крестьян угнетенных народов империи.

В захваченных турками странах Балканского полуострова феодальный гнет помещиков тесно переплетался с национальным и религиозным угнетением. Крестьянство Балкан, исповедовавшее христианство, подвергалось жестокой эксплуатации турецких и своих собственных феодалов, принявших ислам. Помимо уплаты повышенного поземельного налога и выполнения многочисленных повинностей они обязаны были вносить особую подушную подать. Немусульманские подданные султана презрительно именовались «райя» («стадо»). Райя не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, носить оружие. Одежда их должна была отличаться от одежды мусульман.

Исповедовавшее ислам арабское население Аравийского полуострова, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Ливии, Туниса и Алжира также подвергалось двойной эксплуатации — со стороны турецких и своих собственных феодалов.

На территории Османской империи существовали крупные города с развитым ремесленным производством. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, шелка, атлас и бархат, ковры, клинки и разное оружие, парфюмерия и изделия из слоновой кости славились далеко за ее пределами. Стамбул, Измир насчитывали десятки тысяч ремесленников. Ремесленники объединялись в цехи, которые напоминали цехи средневековой Европы. Строго регламентировались приемы труда, размеры производства, распределение заказов. Каждый цех возглавлялся старшиной — шейхом. В некоторых городах в XVIII в. появились первые мануфактуры.

Ремесленники работали как на заказчиков-феодалов, так и на рынок, сбывая свою продукцию купцам. Росла торговля, которая сосредоточивалась главным образом в руках купцов портовых городов. Из Османской империи вывозились изделия ремесленников, некоторые виды сырья и продовольствия. Из Европы и Восточной Азии ввозились предметы роскоши, оружие. Кроме того, через Турцию велась довольно оживленная транзитная торговля между Европой и странами Восточной Азии.

Однако господствовавшие в Османской империи феодальные порядки препятствовали развитию ремесла и торговли и формированию капиталистического уклада. Так же как в Индии, города Османской империи в основном обслуживали армию, султана, феодалов. Турецкий город являлся как бы хозяйственным дополнением военно-административной ставки султана или правителя области. В случае войны цехи выделяли мастеров и подмастерьев, сопровождавших армию. С действующей армией отправлялись и торговцы, крупнейшие из которых становились откупщиками-интендантами.

Вследствие господства в турецкой деревне натурального хозяйства экономические связи между городом и деревней были незначительными. Уровень техники у ремесленников и в мануфактурах был низким.

Серьезные затруднения испытывала и торговля. Существовали внутренние таможни, облагавшие товары многочисленными пошлинами. В каждой провинции были свои меры длины и веса. Правительство систематически выпускало обесцененную монету. Один из французских дипломатов, посетивших Турцию, отмечал, что «монета испорчена до такой степени, что фальшивомонетчики работают ныне в Турции к выгоде населения: каков бы ни был применяемый ими сплав, все равно монета чеканки Великого сеньора (султана) еще ниже по стоимости».

Все это препятствовало дальнейшему развитию ремесла и торговли. Уже в XVII и особенно в XVIII в. появились явные признаки упадка ремесла.

2. Политический строй Османской империи. Роль ислама

Сложившаяся в первые столетия существования Османской империи политическая надстройка вскоре стала одним из решающих препятствий для прогрессивного развития турецкого народа и других народов империи.

Неограниченным правителем страны, пользовавшимся деспотической властью, был султан (падишах). Его власть освящалась религией ислама.

Ислам возник в Западной Аравии в начале VII в. н. э. Его основателем и автором священной книги мусульман — Корана — считается Мухаммед (Магомет). Мусульмане почитают единого бога — Аллаха, который «не родил и не рожден, и никого не было равного ему». Мухаммед же почитается как величайший пророк, последний посланник Аллаха. Он возглавлял первую религиозную общину мусульман. Его преемниками стали халифы — «заместители посланника Аллаха на земле Мухаммеда». Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение, совершать молитвы, соблюдать пост, отправляться паломником в святые места. Религиозным подвигом объявлялся джихад — «священная война» во имя распространения ислама. Арабские завоевания способствовали широкому распространению ислама в Азии и Африке.