Смекни!
smekni.com

Военно-политическое сотрудничество стран Ближнего Востока со странами Западной Европы и США (стр. 4 из 6)

Основным уроком, вынесенным руководством КСА из событий 1990–1991 гг., стало осознание того, что королевство не может в полной мере обеспечить свою внешнюю безопасность ни самостоятельно, ни с помощью союзников по ССАГПЗ, чей суммарный военный потенциал меньше саудовского, не говоря уже об иранском и иракском даже после разгрома последнего в войне. В итоге в Эр-Рияде пришли к выводу о необходимости более тесного и масштабного военно-политического сотрудничества с США и их союзниками по НАТО, прежде всего Великобританией и Францией. С другой стороны, в Вашингтоне на основании анализа ситуации в зоне Персидского залива пришли к заключению о ключевой роли КСА для американской политики в регионе. Поэтому США, несмотря на известные противоречия в двусторонних отношениях, отводят королевству особое место в деле укрепления своих политических, военных и экономических позиций на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия считается полезным партнером в американской политике с точки зрения политического, религиозного и нефтяного влияния в арабском и исламском мире.

Длительный, прочный, имеющий стратегическое значение фактический союз между США и КСА при несомненном положительном значении для королевства в плане экономическом и военном одновременно снижает авторитет родины ислама как в исламском мире, так и, отчасти, положение режима внутри страны. Но другого выбора у саудовского руководства пока просто нет. Ныне Соединенные Штаты рассматриваются им в качестве основного гаранта внешней безопасности королевства. В то же время Эр-Рияд, стремясь подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса, не идет на подписание формальных соглашений о военном сотрудничестве с США.

В 90-е годы Саудовская Аравия предоставила свою территорию для складирования оружия, военной техники и имущества для ВС США. Кроме того, в КСА на постоянной основе был размещен американский воинский контингент, а также подразделения британских и французских ВВС. В июле 1992 г. Саудовская Аравия дала согласие на использование военно-воздушной базы в Дахране для проведения операций по контролю южной «неполетной» зоны в Ираке. В 2001 г. саудовцы не разрешили ВВС США совершать боевые вылеты авиации с территории королевства против талибского Афганистана, но в то же время позволили американцам использовать Центр управления воздушными операциями, развернутый на авиабазе «Принц Султан» в Эль-Хардже. В 2003 г. КСА не предоставила своей территории для размещения войск США, предназначенных для участия в войне против Ирака. Вместе с тем саудовский режим, несмотря на осуждающую словесную риторику, фактически одобрил действия Вашингтона по ликвидации режима С.Хусейна. Летом 2003 г. по требованию саудовской стороны американские войска покинули территорию королевства. Не в последнюю очередь Эр-Рияд пошел на этот шаг под давлением радикальной исламской оппозиции. Однако в стране остались многочисленные американские специалисты, без которых нормальное функционирование многих видов вооружений и технических средств ВС КСА просто невозможно.

Алжир. До начала 90-х годов внешнеполитический курс страны характеризовался четкой антиимпериалистической направленностью, а основным партнером АНДР в военной области являлся СССР. Изменения, произошедшие как внутри страны, так и в мире, привели к существенным коррективам алжирской внешней политики. В последние годы отмечается рост контактов Алжира с НАТО и США по военной линии: осуществляются (хотя и в ограниченных объемах) поставки в АНДР оружия и военной техники, растет число алжирских военнослужащих, направляемых на учебу в страны Запада, происходит активный обмен визитами военных делегаций.

Первые официальные контакты представителей АНДР и Североатлантического союза состоялись в 1997 г. С 1998 г. в Брюсселе при штаб-квартире НАТО действует алжирское бюро по связям. Проведено несколько совместных учений ВМС Алжира, США и Италии. В октябре 2000 г. президент АНДР А.Бутефлика посетил штаб-квартиру НАТО – это было первое ее посещение главой арабского государства.

Джибути. В день провозглашения независимости 27 июня 1977 г. Джибути и Франция подписали договор о дружбе и сотрудничестве, который предусматривал оказание французской стороной военной помощи в случае, если республика подвергнется агрессии. Одновременно было заключено соглашение о военном сотрудничестве, включающее оказание Францией помощи в создании и обучении национальной армии. На территории Джибути находится французская военная база, где размещаются подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС. По существу, Франция является гарантом сохранения независимости республики. А нахождение на ее территории французских войск представляет собой важный элемент обеспечения внешней безопасности Джибути.

В начале 90-х годов правительство республики во время внутреннего вооруженного конфликта обратилось к Франции с просьбой о предоставлении военной помощи, мотивируя это тем, что боевые отряды оппозиции совершают нападения с территории Эфиопии. Однако французы отказали, заявив, что конфликт не носит характера нападения извне.

В 2001 г. в Джибути было размещено 152-е оперативное соединение государств-участников антитеррористической операции – США, Великобритании, Франции, ФРГ, Испании и ряда других стран. Соединение обеспечивает безопасность судоходства в Красном море и Персидском заливе. В 2002 г. в республике разместились подразделения американского спецназа. Командование ВС США намерено также использовать территорию республики для обучения своих войск боевым действиям в условиях пустыни.

Египет. В начале 50-х годов Египет не стал участником антисоветских военно-политических союзов, которые активно пытались создавать на Ближнем и Среднем Востоке США и их союзники. Более того, в годы правления Г.А.Насера Египет постепенно становится в регионе важным военно-политическим партнером СССР. Москва оказывала Каиру политико-дипломатическую поддержку, экономическую и военную помощь. Именно благодаря советской помощи египтяне смогли быстро восстановить боеспособность своей армии после поражений в войнах 1956 и 1967 гг. После арабо-израильской войны 1967 г. египетское правительство предоставило льготы для кораблей и судов ВМФ СССР в портах Александрия, Порт-Саид, Эс-Саллум, Мерса-Матрух. Заинтересованность в этом была обоюдная: Египет нуждался в присутствии советских военных кораблей, чтобы обезопасить себя от израильских ударов, а для Советского Союза было важно иметь постоянные пункты базирования ВМФ в Средиземном море. В 1970 г. для прикрытия важных объектов страны от усиливавшихся ударов израильской авиации в Египет были направлены советские части ПВО и ВВС. Тем не менее Насер не шел на формальное договорное закрепление стратегического партнерства между нашими странами.

Это сделал его преемник А.Садат, который в мае 1971 г. подписал договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Однако он же вскоре пошел на резкое изменение внешнеполитической ориентации АРЕ, взяв курс на установление партнерских отношений с США. В 1976 г. Садат расторг договор с Советским Союзом.

Со второй половины 70-х годов, особенно после заключения в 1979 г. мирного договора между АРЕ и Израилем, происходит все более тесное политическое и военное сближение Египта и Соединенных Штатов. Каир становится одним из главных стратегических партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. Курс на развитие военно-политического сотрудничества с США продолжает и нынешний глава египетского государства X.Мубарак, хотя он и стремится сделать внешнюю политику АРЕ более сбалансированной.

Ориентация на США на современном этапе обосновывается правящими кругами страны тем, что Египет по-прежнему сильно нуждается в американской военной и экономической помощи, без которой политическая и экономическая стабильность в АРЕ может нарушиться или даже рухнуть (аналогичной точки зрения придерживаются и многие американские политики). Следовательно, необходимо всячески укреплять двустороннее сотрудничество. В Каире также полагают, что упрочение Египтом своего лидирующего места в арабском мире будет способствовать усилению позиций АРЕ как одного из наиболее значимых союзников США. Попытки же демонстративного оппонирования американской политике в регионе неизбежно окажутся неудачными и поэтому будут негативно отражаться на национальной мощи.

Поддержание и развитие египетско-американского военно-политического партнерства обусловлено в немалой степени общностью интересов двух государств по таким проблемам, как поддержание стабильности на Ближнем Востоке, сдерживание исламского радикализма и терроризма, успешное решение вопросов, связанных с арабо-израильским урегулированием.

Вашингтон, учитывая сохраняющуюся значимость Египта для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке, заинтересован в дальнейшем укреплении отношений с Каиром и рассматривает Египет в качестве одного из ведущих партнеров в арабском мире. В 1988 г. АРЕ получила статус «союзника США вне НАТО», что означает возможность приобретения египтянами той же военной техники, на какую имеют право страны-члены альянса. Американская администрация не отказывается от предоставления ежегодной безвозмездной помощи АРЕ в размере 1,3 млрд. долл. на военные нужды, а также значительных сумм на экономические цели. На сегодняшний день Египет является крупнейшим получателем американской помощи среди арабских стран.

Основными официальными целями военно-политического курса США в отношении Египта являются: повышение возможностей вооруженных сил АРЕ противодействовать внешним угрозам, обеспечение доступа США к Суэцкому каналу и другим объектам египетской инфраструктуры, поощрение руководства АРЕ к поиску конструктивного диалога с внутренними оппозиционными силами.