Смекни!
smekni.com

Развитие международных отношений Филиппин со странами Ближнего Востока (стр. 2 из 2)

Еще при Ф. Маркосе начался переговорный процесс о перемирии и автономизации между правительством и HypМисуари (ФНОМ) при посреднической роли ОИК. Переговоры закончились неудачно из-за нехватки средств на программы социально-экономического развития Юга и непроработанности приемлемой версии создания мусульманской автономии13. Серьезный прорыв в решении мусульманской проблемы сделал президент Фидель Рамос (1992-1998), которому удалось в 1996 г. заключить договор с ФНОМ о прекращении боевых действий, причем HypМисуари перешел на автономистские позиции, став первым лидером-мусульманином во главе созданной мусульманской автономии. Важно, что при этом центральное правительство приступило к реализации проекта по развитию мусульманского Юга. Подписанию договора предшествовал ряд поездок Ф. Рамоса (1995) в Иран, Турцию, ОАЭ, обращение к ОИК, которая поддержала посредничество Индонезии и Малайзии в организации этой чрезвычайно сложной акции. Позиция ОИК, Индонезии и Малайзии фактически оказалась решающей в положительном завершении переговоров14. Сам Ф. Рамос трезво оценивал соглашение, которое давало лишь некоторую передышку в кровопролитном конфликте, учитывая жесткие сепаратистские позиции ИФОМ, действия полубандитской малочисленной, но крайне агрессивной Абу Саяф, разногласия по мусульманской проблеме в филиппинской политической элите. Расхождения между правительством и руководителями мусульманской автономии приобретали иногда взрывоопасный характер. В октябре 2000 г. ОИК направила на Филиппины специальную комиссию в составе представителей Индонезии, Ливии, Пакистана, Саудовской Аравии, Сенегала для проверки исполнения решений мирного договора. Доклад комиссии по результатам визита на Филиппины был зачитан в Катаре в ноябре 2000 г. на саммите государств-членов ОИК. В результате был подтвержден статус ФНОМ как единственного представителя филиппинских мусульман в качестве постоянного наблюдателя в ОИК.

События 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и последовавшая военная кампания США в Афганистане, вызвавшая открытое или скрытое осуждение в мусульманских странах, расширили сферу влияния политического ислама, включая регион ЮВА. На Филиппинах происходит быстрая радикализация мусульманского движения. Она выражается в росте масштабов вооруженной борьбы во всех провинциях мусульманского Юга, возобновлении военной активности ИФОМ (склонявшегося к переговорам с правительством), возвращении в лагерь сепаратистов HypМисуари, во все более кровопролитных террористических акциях Абу Саяф (убийства, захват заложников, взрывы и т.п.), усилении цивилизационного фактора, преобладании элементов чисто межконфессионального конфликта, "конфронтации идентичностей". Откровенный проамериканизм администрации Г. МакапагалАрройо, вплоть до приглашения группы американских разведчиков и специалистов по контртеррористической борьбе для помощи национальной армии в качестве советников в боевых действиях против Абу Саяф и в целом вооруженного сепаратистского движения (в формате, не нарушающем конституционные нормы, запрещающие иностранным военным участвовать в боевых действиях) вызвал резкую вспышку антиамериканских настроений среди мусульманского населения. Отчасти подобные чувства затронули и христианское население, но поскольку речь шла о помощи в борьбе с мусульманскими сепаратистами, эта акция правительства была встречена вполне спокойно. Массовые обывательские чувства филиппинцев-христиан с их глубоко укоренившейся в сознании исламофобией весьма откровенно выразил "любимец народа", смещенный в 2000 г. по обвинению в крупномасштабной коррупции экс-президент Дж. Эстрада, позволив себе такое высказывание: "Для меня лучший мусульманин - мертвый мусульманин".

Правительство Г. Макапагал Арройо находится в трудном положении. Вполне возможно осложнение отношений Филиппин с региональными партнерами (прежде всего Малайзией и Индонезией) и, что особенно тревожит правительство, ухудшение позиций страны в ближневосточном регионе. В настоящее время Филиппины ориентируются на консервативную группу стран-членов ОИК (Саудовскую Аравию, Эмираты, остающиеся главными поставщиками нефти на филиппинский рынок).

Г. Макапагал Арройо старается вести очень осторожную и гибкую политику, ее публичные заявления содержат заверения во временном характере и ограниченных целях пребывания американских военных на Филиппинах исключительно в интересах устранения угрозы местного терроризма на мусульманском Юге. В то же время, активно участвуя в созданной американцами международной антитеррористической коалиции, она не может не поддерживать любые акции США, в частности, войну в Ираке. Как показывают дебаты на последней конференции министров иностранных дел стран-членов ОИК в Тегеране (конец мая 2003), позиции Манилы все более расходятся с позициями этой организации по ряду кардинальных вопросов. К примеру, осуждая международный терроризм, конференция оценила акцию США в Ираке как террористическую и, следовательно, сделала вывод о неприемлемости роли США как лидера в борьбе с международным терроризмом. Кроме того, обсуждался вопрос об определении понятия терроризма и осуждалась его идентификация с современными исламскими движениями. Подчеркивалась негативная роль глобализации и интернетизации в углублении разрыва между процветающим богатым Севером и бедностью и нищетой в странах третьего мира. Все эти выводы не совместимы с позициями Манилы, но Г. Арройо, заинтересованная в сохранении оптимального уровня в отношениях с ОИК, старается вести по возможности нейтральную политику. Что касается непосредственно Филиппин, то министерская конференция ОИК отвергла очередную просьбу Манилы о предоставлении статуса наблюдателя в этой организации. Напротив, вновь подтвердила статус постоянного наблюдателя ФНОМ, тем самым фактически продемонстрировав солидарность с филиппинским мусульманским движением.

В близкой перспективе, когда с октября 2003 г. место председателя ОИК займет малазийский лидер Махатхир, известный своим антиамериканизмом и вообще антизападничеством, можно предположить, что он будет проводить еще более сдержанную политику в отношении Филиппин, но и вряд ли поощрять дальнейшую политизацию ислама на филиппинском Юге, поскольку угроза роста радикальной исламистской оппозиции существует и в Малайзии.

манила ближний восток внешнеэкономический

Сноски

1 В средневековье контакты с Ближним Востоком поддерживали страны, расположенные на территории современных Индонезии и Малайзии. Примерно с XI-XIIдо XVIIIвв. происходила исламизация этого ареала, ислам приносили туда арабские, персидские, индийские торговцы-миссионеры. В XV-XVIвв. из индонезийско-малайских султанатов ислам проник и укрепился на южных островах Филиппинского архипелага. Эпизодически торговля прибрежных жителей островов с арабскими или персидскими купцами происходила при посредничестве индонезийцев и малайцев.

2 См.: Райков Ю.А. Внешняя политика Филиппин на рубеже XXIвека. - М., 2001, с.131.

3 Райков Ю.А. Там же, с.130. Цит. покниге: Shahani L, Essays on Philippine Foreign Policy. QuezonCity, 1989, c.63.

4 Там же, с.130.

5 Там же, с.132.

6 Моро - исп. мавр, оставшееся со времен испанского колониализма обобщенное название народностей филиппинского Юга, исповедующих ислам.

7 http://www geohive.com. /cd/rp. php.

8 The Philippine Constitution of 1987, Metro Manila 1992, c.10.

9 The Cambridge, History of Southeast Asia, v. II, L. 1999, c.92-93.

10 Стереотип жестокой кровопролитной конфронтации между двумя конфессиональными группами складывался в течение столетий, начиная с "войн моро" под лозунгом "война креста и полумесяца": пиратских нападений мусульман на христианизированные районы и ответных карательных экспедиций испанцев на мусульманские территории. Причем филиппинские мусульмане видели врагов "истинной веры" не только в иностранных колонизаторах, но и в обращенных в католичество жителях центральных и северных районов Архипелага. Столь же глубоки были корни исламофобии у филиппинцев-христиан, значительный вклад в разжигание которой вносила католическая церковь.

Список источников и литературы

1. Юго-Восточная Азия в 2000 г. - М., 2001, с.38-47; Юго-Восточная Азия в 2001 г. - М., 2002, с.179-191.

2. Левтонова Ю.О. Эволюция политической системы современных Филиппин. - М., 1985, с.187-189.

3. Ramos F. V. Break not the Peace. (The Story Of GRP-MNLF Peace Negotiations 1992-1996), Manila, 1996.