Смекни!
smekni.com

Политическая деятельность эмира Идриса ас–Сенуси в достижении независимости Ливии (стр. 3 из 3)

Вот в целом то предложение, которое я имею честь предоставить Вашему высочеству прежде всего, а уже потом мнение и оценка.

В конце моего доклада пользуюсь возможностью повторить заверения в верности и глубокой преданности. Да ниспошлет Вам Аллах свое благоволение и милость.

26 марта 1950 г. Вечно преданный Вам раб Мубарак Салим аль–Джибани.

Этот доклад свидетельствует о том, что, разыгрывая ливийскую карту с англичанами, эмир заботился прежде всего о сохранении своего влияния в ливийских националистических кругах. Борьба за власть, развернувшаяся в Ливии между Идрисом и поддерживавшими его англичанами, с одной стороны, и Баширом ас–Саадави и стоявшими за ним радикальными националистами, с другой, не могла не повлечь за собой не только вмешательство Запада, но и повышенное внимание Арабского мира, тоже следившего за событиями в Ливии.

Некоторые арабские страны (и Палестина) разделяли точку зрения тех ливийских националистических кругов, которые считали создание Учредительного собрания под патронажем англичан ошибкой, которая может негативно отразиться на судьбе всего арабского мира. Ливийский вопрос был внесен в повестку дня работы Совета Лиги Арабских стран в начале 1951 г.

Делегация Ливии отбыла в Каир 22 января 1951 г. Идрис снабдил делегацию указаниями, которые категорически запрещалось нарушать [7]. Он рекомендовал делегатам не вступать в контакт с лицами, выехавшими в Каир с секретной миссией. В частности, он требовал:

1. Не вступать в контакты с английской и французской сторонами, чтобы не вызвать протеста со стороны египетского общественного мнения;

2. Размещаться отдельно от членов секретной миссии;

3. Упреждать антиливийские акции Лиги арабских государств, доказывая, что Ливия намерена перейти в будущем от принципа федерального устройства к единой государственной структуре;

4. Убедить собеседников в полной свободе выбора решений о национальной организации: ливийцы, по Идрису, ни в какой степени не подвержены влиянию Англии или Франции. Те же, кто утверждает обратное – враги и их задача – преуменьшить значение учреждения госструктуры страны.

5. Контакты с прессой и публикация материалов должны носить проливийский характер без оценок действий оппозиции.

Идрис в конце мая 1951 г. провел беседы с американским, французским, итальянским представителями в Ливии. В своем дневнике Идрис пометил темы, по которым состоялось обсуждение, в следующем порядке [7]:

1) (с американцем) если они помогут нам скорее получить для Ливии независимость как для федеративного государства во главе со мной, то я приложу усилия, чтобы сдать в аренду Америке аэродром в Триполи;

2) (с французом) если они помогут нам скорее получить независимость для Ливии как для федеративного государства, если представители Феззана проголосуют за это вместе с представителями Киренаики, я готов им отдать стратегические пункты в Феззане;

3) (с итальянцем) если они помогут мне скорее получить независимость для Ливии как для федеративного государства со мной во главе, то мы гарантируем для Италии торговлю с Ливией.

В октябре 1950 г. Идрис поручает представителю Киренаики в консультативном совете ООН Али аль–Джараби (из его дневника от 13. 10. 1950):

1) Связаться с представителями арабских государств;

2) Связаться с представителями неарабских стран, например, с турками;

3) Связаться с представителями финикийских государств (так значится в дневнике Идриса) и убедить всех о невозможности единства, так как возможна лишь федерация. Смысл подобного утверждения в том, что различные части Ливии по сути своей стремятся к автономии. Так обстоит в действительности, и этому нет альтернативы. Киренаика и Феззан абсолютно не принимают нашего единства по расовым и моральным причинам. И вмешиваться в этот вопрос западным государствам совершенно ни к чему. Египет в этом вопросе преследует недобрые цели. Не следует идти у них на поводу, без самостоятельного изучения на практике состояния дел, а не полагаться в этом на Египет или еще кого–нибудь. Следует также изучить так называемый план Банта (американцев).

4) Если сможет, то пусть привлекает Мизрана (представителя Триполи), запугивая его тем, что мы можем предпринять, если все произойдет по желанию Киренаики. Киренаика отвергает решение ООН по этому вопросу, то есть в том, что противоречит федеративности и ненаселенным районам;

5) Если представитель Феззана с нами, то прибирай его к рукам.

В этих ясных инструкциях просматривается четко составленный план, с помощью которого Идрис намеревался достичь своих целей.

На внутреннем уровне Идрис добивался подавления инакомыслия в стране, всеми способами препятствуя участию оппозиции в работе правительственных органов. На региональном уровне он с помощью умелых маневров нейтрализовал действия стран арабской Лиги, которые не всегда одобряли политические шаги эмира. На международном уровне он выторговывал форму федерации и трон Ливии для себя, заплатив за это высокую цену: доля американцев в этой сделке – авиационная база, французов – стратегические пункты Феззана. Италия получала льготы в торговле с Ливией, ей удалось стабилизировать положение своих граждан и закрепить захваченную ими ранее собственность.

24 декабря 1951 г. Идрис ас–Сенуси объявил об образовании независимого Соединенного королевства Ливии и о вступлении в силу конституции. Новое государство было быстро признано. В телеграмме советского министра иностранных дел от 1 января 1952 г. на имя главы ливийского правительства содержались «пожелания успехов и процветания народу Ливии» [14, с. 108].

На основании новых источников можно сделать заключение о положительной роли эмира Идриса в борьбе за независимость страны как на внутреннем так на внешнем уровне. Идрис сумел гибко вести себя среди многочисленных и сильных кланов, претендовавших на ведущее положение в стране. Эти кланы имели безраздельную власть на местах, но они нередко бледно выглядели на общенациональном ливийском уровне, где требовалась гибкость в отношениях с западными странами. Идрис имел авторитет среди националистически настроенного населения, в основном бедуинского, веками воевавшего со своими врагами и не желавшего никому подчиняться, кроме своих вождей. Он хорошо понимал эти настроения и умело использовал их в своих целях, что и сделало его лидером. А все последующие события на международном уровне показали, что равной по значимости фигуре Идриса в то время так и не нашлось. Поэтому неуемная деятельность Идриса дала возможность перевесить чашу политических весов в его пользу и добиться главного – получить власть над всей Ливией.


Список источников и литературы

сенуси идрис ливия политический эмиграция

1) История Ливии в новое и новейшее время. , М. , 1992.

2) Таарих Либия мунзу акдам аль–Асур. Триполи, 1972.

3) Новейшая история арабских стран. М. , 1968.

4) Обьединенные нации. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты четвертой сессии. Первый комитет. Нью–Йорк. 1949.

5) Прошин Н. И. История Ливии. Конец XIX в – 1969 г. , М. , 1975.

6) Сборник предложений СССР, УССР и БССР, вносившихся в ООН в 1946–1950 гг. М. , 1952.

7) Объединенные Нации. Второй годовой доклад комиссара Организации Объединенных наций в Ливии. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Шестая сессия. Дополнение №17/а (1949). Париж, 1951.

8) Егорин А. З. Современная Ливия. М. , 1996.