Смекни!
smekni.com

Вина как основание гражданско-правовой ответственности (стр. 2 из 5)

Необходимость разграничения прямых и косвенных причинных связей не только вытекает из теоретического положения о том, что понятие причины и следствия имеют смысл и значение лишь в рамках отдельно взятого случая, но и представляются соображениями практического свойства.

Гражданско-правовая ответственность может наступать в следующих распространенных формах: возмещения убытков, потери задатка, уплаты неустойки.

Согласно п.1ст.15ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом наряду с возмещением убытков, опираясь на п.2ст.15ГК РФ, пострадавшая сторона вправе требовать неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Однако, в этом случае надо учесть замечания п.4ст.393ГК РФ: при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

В наше время, в обыденном гражданско-правовом обороте, стало часто использоваться такое понятие, как задаток. В действующем Гражданском кодексе п.1ст.380 четко определяет, что задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Однако, чтобы не путать задаток с авансом, необходимо действовать по п.2ст.380ГК РФ, а именно: соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. Только в этом случае можно будет действовать согласно п.2ст.381ГК РФ: если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка. Это можно проиллюстрировать на довольно распространенном примере в наши дни. При купле-продаже недвижимости, как правило, расчет покупателя с продавцом немедленно происходит очень редко. Здесь и надо возможно продать старое жилье, либо получить ипотечный кредит, либо просто собрать необходимую сумму(для многих из нас, немалую). После того как покупатель осмотрел недвижимость, которую собирается приобрести, и его все устроило, он может заключить с продавцом, по взаимному согласию, промежуточную сделку, до купли-продажи. А именно, внести задаток, как доказательство своего намерения совершить купчую осмотренной недвижимости. Соглашение о задатке совершается в письменном виде, в этом же соглашении определяется срок, по истечении которого, стороны должны выйти на окончательную сделку – когда покупатель производит окончательный расчет, а продавец передает права собственности на недвижимость покупателю. Что же происходит, если вдруг продавец передумал продать недвижимость или продал ее другому покупателю? А согласно п.2ст.381ГК РФ, и письменного соглашения, продавец должен вернуть задаток в двойном размере, тому лицу, которое предоставило задаток. В противоположном случае, когда покупатель передумал покупать недвижимость, задаток остается у продавца. Следует упомянуть, однако, п.1ст.416ГК РФ, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. То есть задаток возвращается в номинале, если возникают такие казусы, за которые стороны не отвечают.

Одной из форм гражданско-правовой ответственности является неустойка. Согласно п.1ст.330ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. При этом соглашение о неустойке должно быть в письменном виде, иначе ст.331ГК РФ: несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Переходный период стал этапом к построению правового государства и гражданского общества, когда закон соответствует праву, как мере всеобщей и юридически равной для всех граждан свободы. Свобода граждан выражается в законе через принцип – «дозволено все, что не запрещается законом», т.е. за пределами запретов, каждый может действовать в соответствии со своими личными интересами, не опасаясь вмешательства государства в личную жизнь и свободу. Преступить установленный законом запрет или границы дозволенного – значит совершить правонарушение, которое влечет юридическую ответственность. Но запреты должны не сковывать инициативу и свободу граждан, а должны служить гарантом и защитой свободы и прав личности[3].

2. Понятие вины. Формы и степень вины, соотношение вины и риска, их влияние на гражданско-правовую ответственность

Вина представляет собой такое психическое отношение лица к своему противоправному поведению, в котором проявляется пренебрежение к интересам общества и ли отдельных лиц. В отличие от противоправного поведения, вина является субъективным условием гражданско-правовой ответственности. При этом лицо обязано возместить не всякий ущерб, а лишь тот, который является следствием его вины[4].

В гражданском законодательстве, по общему правилу, вина является лишь условием, но не мерой ответственности. Если имеет место вина, то независимо от ее формы правонарушитель обязан возместить причиненные убытки в полном объеме (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Однако в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом или договором, форма вины может повлиять на размер гражданско-правовой ответственности.

В соответствии со ст.401 ГК РФ вина может выступать в форме умысла и неосторожности.

Вина в форме умысла имеет место тогда, когда из поведения лица видно, что оно сознательно направлено на правонарушение. В отличие от уголовного права, рассчитанного на аномальные явления, в сфере гражданского оборота, вина в форме умысла встречается не так часто. Хотя в отдельных случаях субъекты гражданского права умышленно нарушают права и интересы, охраняемые законом, других лиц.

Значительно чаще гражданские правонарушения сопровождаются виной в форме неосторожности. Поведение человека, в этих случаях, не направлено сознательно на правонарушение, однако, в то же время, отсутствует должная внимательность и осмотрительность. П.23 постановления N 3 Пленума Верховного суда РФ от 28.04.94г «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» отмечает существование грубой и простой неосторожности, то есть, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью[5]. Такие случаи должны разрешаться в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств. Очень часто такие случаи рассматриваются в суде при обращении граждан о возмещении вреда при дорожно-транспорных происшествиях. Когда невозможно различить грубую небрежность от простой неосмотрительности, в судебном порядке назначается судебно-психологическая экспертиза. При грубой неосторожности в поведении лица отсутствует всякая внимательность и осмотрительность. Простая неосторожность характеризуется тем, что лицо проявляет некоторую осмотрительность и внимательность, однако недостаточные для того, чтобы избежать правонарушения.

В гражданском законодательстве вина является лишь условием, но не мерой ответственности. Если имеет место вина, то независимо от ее формы правонарушитель обязан возместить причиненные убытки в полном объеме согласно п.1ст.15ГК РФ. Однако, причинитель обязан возместить не всякий ущерб, а лишь тот, который является следствием его вины[6].

В законодательстве довольно часто употребляется категории «вина» и «риск». Хотя риск в отличие от вины , не был объектом внимательного изучения. Часто риск рассматривается как определенная опасность наступления неблагоприятных имущественных последствий, независимых от воли субъекта, как случай. В.А. Ойгензихт рассматривает риск в качестве субъективной категории случая, казуса. Понятие это противопоставляется вине, и трактуется как психическое отношение субъекта к своим действиям и их результатам, выражающееся в неосознании и в невозможности осознания противоправности этих действий. Хотя правильнее говорить о такой форме неосторожности, как небрежность, которая характеризуется субъективным непредвидением, при объективной возможности подобного предвидения. Риск наряду с виной служит субъективным основанием ответственности. Речь идет о тех случаях, когда имеет место так называемая «ответственность без вины». Особенно это касается при возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности. Согласно, П.1ст.1079ГК РФ, обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности. Таким образом, если источник повышенной опасности – транспортное средство принадлежит автопредприятию, юридическому лицу. То возмещение вреда возлагается на юридическое лицо, а затем предприятие может удержать это возмещение с водителя, который управлял источником повышенной опасности. Гражданин, владелец источника повышенной опасности, так же привлекается к ответу, третьим лицом. Исключение указаны в п.2ст.1079ГК РФ, когда владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Таким образом, риск – это основание возложения обязанности возместить невиновно причиненный вред или убытки[7].