Смекни!
smekni.com

Политическая биография Джабер-ас-Сабаха (стр. 1 из 2)

руководитель нефтяной эмир политический

Реферат

Политическая биография Джаберас-Сабаха


По официальным данным, Джаберас-Сабах родился в 1928 г. С именем его отца – десятого эмира Кувейта Ахмедом I (правил в 1921-1950 гг.) связывают вступление страны в нефтяную эру. Мать – БибиСалем I – занимала видное (по арабским представлениям) место в политической жизни эмирата и сыграла немалую роль в том, что третий сын Ахмеда I стал впоследствии главой государства.

Начальное образование Джаберас-Сабах получил в местных школах Аль-Мубаракия и Аль-Ахмадия. В дальнейшем брал уроки по религии, арабскому и английскому языкам, истории и экономике у частных преподавателей1. В этот период он совершал многочисленные поездки по другим странам, философски осмысливал стиль жизни, нравы и обычаи народов христианского мира.

В 1949 г., за год до смерти отца, шейх Джабер-ас-Сабах получил первое официальное назначение – пост руководителя органов безопасности в г. Аль-Ахмади. Город, основанный эмиром и получивший его имя, уже тогда играл важную роль в становлении нефтяной отрасли страны2. Впоследствии он стал символом исторической трансформации эмирата из края ловцов жемчуга и торговых мореплавателей в страну-экспортера нефти. На своем посту молодой шейх получил ценный опыт административной работы, ознакомился с технологией добычи и сбыта нефти. Одновременно рос и его авторитет среди местной политической элиты.

Десятилетняя практическая деятельность у истоков начала нефтяной эры Кувейта стала основой для нового назначения шейха Джабера ас-Са-баха в 1959 г. начальником Департамента финансов, который в 1962 г., после обретения страной независимости, был преобразован в Министерство финансов и нефти. В 1963 г. Джаберас-Сабах получил пост заместителя премьер-министра с сохранением прежней должности. Он стал ведущим советником эмира, активно выступал за распределение государственных земель между кувейтцами под жилищное строительство с последующим их выкупом, создание финансового рынка, архитектором зарубежной инвестиционной политики государства.

В ноябре 1965 г., после естественной смены эмира, которыми по Конституции могут быть только прямые потомки эмира Мубарака Великого (правил в 1895-1915 гг.) шейху Джаберу ас-Сабаху поручили сформировать собственное правительство, а еще через полгода он был провозглашен наследным принцем. Через 12 лет, 4 января 1978 г. он становится главой Государства Кувейт – эмиром Джабером III.

Личная жизнь эмира по традиции не афишируется. Кувейтцы, хотя и избегают обсуждать личность главы своего государства, так описывают его: скромен, в эмоциях сдержан, в общении с соотечественниками доброжелателен. Не любит отказывать в просьбах, а если обстоятельства вынуждают к этому, то предпочитает избегать резкостей. Будучи сам крайне пунктуальным, требует и от других четко придерживаться устанавливаемых сроков и протокола; строго контролирует выполнение поручений. Людей оценивает по их делам и нравственным устоям.

Внешне, несмотря на свои годы, эмир производит впечатление человека огромной внутренней силы. Его собеседников нередко поражает взгляд: доброжелательный и одновременно проницательный, даже пронзительный. Во взоре читается большой ум, заинтересованность и неподдельное внимание к человеку. В беседе почти всегда располагает к себе умением слушать, сам говорит немного, тихим спокойным голосом, задаваемые им вопросы всегда ясны и конкретны. Гостей, удостаивавшихся встреч с Джабером ас-Сабахом, поражает его умение быстро читать и вникать в суть прочитанного, а также цепкая память. Считается самым интеллектуальным монархом Персидского залива.

Публично глава государства выступает редко, а традиционные обращения к народу во время последней декады мусульманского месяца рамадан продолжаются всего несколько минут и, как правило, носят философско-нравственный характер, посвящены идеям сплочения общества на основе "исламского братства" во имя дальнейшего развития и процветания страны.

Правоверный мусульманин, хотя и далек от ревностного фанатизма. Несмотря на большое личное состояние (по некоторым оценкам, достигает 5 млрд. долл.), неодобрительно относится к показной кичливой демонстрации роскоши. Среди увлечений – садоводство, не равнодушен к верховой езде (под его патронажем ежегодно проводятся верблюжьи бега). Спиртное не употребляет. Владеет английским, однако предпочитает говорить на родном языке.

Годы правления Джабера ас-Сабаха пришлись на сложный период в истории Кувейта. Страна прошла через серию жестоких испытаний: мировой энергетический кризис и крах национальной фондовой биржи, всплески активности "фундаменталистов", ирано-иракский конфликт и агрессия со стороны Ирака. Когда внутриполитическая ситуация приближалась к "точке кипения", главе государства приходилось ограничивать демократические свободы, распускать парламент, вводить цензуру, приостанавливать действие некоторых положений Конституции (последний разв 1986 г.). Такие шаги, однако, воспринимались им как меры, вынужденные чрезвычайными обстоятельствами и не меняющие в целом его личную концепцию развития страны.

Важнейшая составляющая этой концепции – развитие и укрепление конституционной монархии на базе принципов регулируемой демократии, опирающейся на фундаментальные ценности и обычаи ислама. Кувейтцы утверждают, что Джаберас-Сабах с первых лет своего правления стремился превратить эмират в образец демократии для других арабских стран, считая ее непременным условием свободы личности и стабильности общества. "Наша общая цель, – не раз заявлял глава государства, – строительство на благородных устоях возвышенного отечества, возвеличиваемого трудом и гарантирующего безопасность".

"Светские" компоненты его концепции – строгое соблюдение законов, свобода выражения мнений, в том числе и через средства массовой информации, уважение личности и достоинства граждан. Демократия и порядок, свобода и ответственность – таковы, по мнение эмира, критерии "цивилизованности" современного общества. Он не устает призывать к укреплению основ социального мира, сотрудничеству и взаимодействию в высших интересах страны всех ее граждан, обеих ветвей власти. Защищая свободу прессы, эмир Джаберас-Сабах неизменно напоминает, что она не должна служить разгулу страстей и сведению счетов. "Наша родина – один корабль, на борту которого находимся мы все", – этот краткий тезис как нельзя полнее раскрывает философию эмира в делах государственного строительства, его твердый курс на укрепление национального единства.

Реализация этой линии – дело непростое, если учесть, что Кувейт – государство хотя и компактное по размерам, но весьма неоднородное по своему составу. Коренные жители различаются по родоплеменной принадлежности, вероисповеданию (до 30% составляют шииты) и национальному происхождению (прослойка выходцев из южного Ирака и Ирана весьма многочисленна), социальному статусу (помимо полноправных граждан, здесь насчитывается до 120 тыс. апатридов).

В этих условиях эмир стремится придерживаться политики соблюдения баланса интересов основных социальных групп, проводить линию на сглаживание и постепенное преодоление социальных противоречий, доставшихся в наследство современному Кувейту. Важнейший шаг в этом направлении был сделан в 1995 г.: эмир утвердил одобренный парламентом закон о предоставлении избирательного права натурализованным кувейтцам (около 100 тыс. человек), тем самым окончательно уравняв их в правах с коренными гражданами страны. Сейчас правительство ведет кропотливую работу по урегулированию правового статуса апатридов.

Нравственность, духовное состояние общества, считает глава государства, – важнейшие факторы его устойчивости и способности к самовыживанию в современных условиях. Он не устает повторять, что демократия неизбежно должна строиться на культурных традициях и национальных духовных ценностях. Их сердцевина – исламское наследие, в котором нашли всестороннее отражение принципы справедливости и равенства, неприятие зависти и ненависти, стремление к великодушию и милосердию. Неоднократно в своих публичных выступлениях эмир Джаберас-Сабах порицал эгоизм, жажду к личному обогащению за счет других, распри, возникающие в ходе дискуссий по различным вопросам.

В то же время эмир далек от идеи создания теократического государства, настаивает на сохранении его светских основ. Не без его поддержки фундаменталисты, избравшие парламент в качестве арены для неоднократных нападок на либеральную интеллигенцию и светские порядки в высшей школе, получают твердый отпор со стороны правительства. Эмир поддержал призыв к упорядочению местного законодательства в соответствии с нормами шариата, одобрил создание под собственным патронажем соответствующей комиссии, но решительно выступил против внесения в Конституцию изменений, фактически низвергающих светское право.

Одно из главных условий устойчивого и динамичного развития страны эмир видит в целенаправленной реализации экономической составляющей курса на утверждение социальной справедливости. Ее основные компоненты – создание регулируемой государством рыночной экономики, основанной на взаимодействии мощного государственного и динамично развивающегося частного секторов; эффективное вмешательство государства в экономику в целях обеспечения устойчивого экономического роста и предотвращения резкой имущественной поляризации общества; государственная поддержка отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения; стимулирование деловой активности национальных предпринимателей.

К главным личным заслугам Джабера ас-Сабаха можно отнести национализацию нефтяной промышленности, ставшей основой экономики современного Кувейта. Первым шагом на этом пути стала институционализация доходов от нефти. Еще в 1965 г., будучи наследным принцем и премьер-министром, он сократил долю правящей семьи в прибылях, получаемых от экспорта нефти, а в 1978 г. вообще запретил такое участие. Под непосредственным руководством эмира был разработан и претворен в жизнь план создания мощной экспортно ориентированной индустрии, основанной на новейших достижениях науки и техники. Именно он инициировал "новый экономический курс" страны, призвав к существенному снижению доходов от вывоза сырой нефти в ВВП за счет резкого повышения экспорта продуктов высокой переработки сырья и формирования собственной "инфраструктуры сбыта". Сегодня Кувейт обладает солидным нефтеперерабатывающим комплексом, крупным танкерным флотом, владеет широкой сетью автоколонок в Европе. Нефтяная индустрия стала основой эффективной зарубежной инвестиционной политики государства, до недавнего времени являвшейся исключительной прерогативой правящей семьи. Накануне иракской агрессии, по различным оценкам, иностранные авуары составляли от 65 млрд. до 85 млрд. долл., а доход от них в 1989 г. превысил доходы от нефти. В последние годы был взят курс на инвестирование средств за границей (прежде всего в Юго-Восточной Азии и Дальнем Востоке) в строительство заводов глубокой переработки нефти и нефтехимии.