Смекни!
smekni.com

Православно-славянская цивилизация (стр. 2 из 3)

Спустя 200 лет, в середине 17 века, волею истории или судьбы, восточные славяне, а теперь украинцы, белорусы и россияне вновь оказались в одном государстве – Российском. Несмотря на это они ещё долго сохраняли свою культурную самобытность (вплоть до 18 века).

С рубежа 18 века начинается имперский период, складывается имперская идеология и ментальность. Попытки модернизировать Россию начались ещё при Алексее Михайловиче, поэтому в начале царствования Петра 1 началась борьба между двумя проектами европеизации России – голицинским (склонным к польско-австрийским «культурным образцам») и петровским, ориентированным на североевропейские культурные формы (шведские и северогерманские).

Первый проект оказался совершенно нереализуем, поскольку нёс в себе чётко выраженную католическую символику. Протестантские формы оказались более привлекательными. Однако, Пётр, не намеривался делать из Росси точное подобие Европы. Поэтому православную церковь он сохранил в неприкосновенности, но превратил в послушное орудие самодержавия. Целые пласты европейской цивилизации, а именно договорной–правовой тип обществ устройства, сословно классовый компромисс: права человека, парламентаризм, т.е , то что мы связываем с демократией, остались в Российской империи невостребованными формы культуры: военной, административной, соц.- бытовой, отчасти образовательной и судебной. Подражательный, игровой характер был присущ русской культуре вплоть до сер 19 века. Российское европеизированное общество было весьма театрально. Цивилизаторские попытки Петра Великого прошли мимо русского народа, потому что ни одна из них не была вызвана живой потребностью самого народа.

А.Тойнби, как один из факторов генезиса цивилизации выдвигал добровольное подражание большинства интеллектуальному меньшинству.

Реформы Петра раскололи общество. Интеллектуальное меньшинство заговорило на чужом языке, изменился образ жизни, изменились моральные и нравственные ценности. А что же большинство? Оно оставалось носителем самобытной, русской культуры, создававшейся тысячелетиями на всё более и более расширяющимся территории, при сохранении и распространении на этой территории – русского языка. Россия, присоединяя себе новые и новые территории, обживала их, распространяя на них свою самобытную культуру и свой язык.

Петровские реформы «перелицевали» государственную жизнь на европейский лад, а наполеоновские войны сблизили Россию и Европу. Дворянство усилило государственную власть, но самостоятельности не приобрело. А поскольку большинство народа осталось в положении рабов, подлинная цивилизация в России, тогда так и не состоялась. Сложилось то, что назвали «государственной цивилизацией» (Бакунин), основанной на принуждении и деспотичной власти.. Переориентация внешнеполитических интересов на Восток связана с Кавказкой войной и началом присоединения Средней Азии.

В сер. 19 века. Восточная Европа была полностью поделена между тремя империями – Австро - Венгерской, Российской, Османской и королевством Пруссия. Более менее привычная для нас Восточная Европа – с Польшей, Венгрией, Чехословакией, прибалтийскими республиками – возникла лишь после Первой мировой войны, и в течение всего 20 века. новые государства оставались полем противоборства их великих соседей.

Т.е., на пространстве от «Атлантики до Урала» существует только две ярко выраженные цивилизации – западно-христианская и российская. Восточная же Европа веками играла роль межцивилизационного перекрёстка.

Формирование собственно европейской, либерально–правовой системы взглядов у части российского общества началось в сер.19 века «последекабристский» период в ходе дискуссии между «славянофилами» и «западниками».

Т.о. российское общество развивалось на стыке культур Запада – Востока.

Постепенно социокультурный и экономический принципы западной цивилизации, входили в монолит самодержавия.

Возможно, своевременное реформирование самодержавия, введение конституции, легализующей все политические силы, умерило бы насильственное свержение режима. Для мирного вхождения в цивилизацию нужно было время спокойного развития.

Двадцатый век принёс серьёзные испытания для славянского мира. Две мировые войны начались именно из-за стремления европейских стран захватить славянские земли.

В русской истории 1917 г. победила стихия. Октябрьская революция явилась первым в русской истории победившим бунтом. Идеи коммунизма санкционировали насилие. Большевики даже против народа действовали «во имя народа» и «именем народа». А народ верил, что эта жестокость суровая необходимость. Иными словами, из рабства рождается произвол, а из произвола - рабство. Сталинский тоталитаризм можно определить как застывший непрекращающийся произвол.

Однако, было бы неправдой сказать, что в советские период народ жил и творил на задворках цивилизации. Был сделан огромный прорыв в экономике, образовании, науке. В годы Великой Отечественной войны больше всего людских потерь пришлось на славянские народы, т.к. антиславянизм был краеугольным камнем фашизма. В невероятно трудных условиях славяне выстояли и победили.

Падение советской власти свершилось не революцией, не нашествием извне, а в результате самоизживания, естественного ослабления режима. Виновником всего был объявлен пришедший с Запада марксизм. Под видом демократизации и создания экономики на подобие западной, пошло создания «бюрократического рынка». Демократия стала оценочным критерием деятельности нынешней власти.

В результате в массовом сознание идеи демократизации прочно связались с торжеством коррупции, мафиозных игр, с развалом экономики и заметным снижением уровня жизни. Хотя понятно, что к действительному европеизму происходящее у нас имеет пока что мало отношения. Но сегодня иное время, на дворе 21 век, в условиях глобализации время заставляет нас идти в мировую цивилизацию.

2.Запад- Восток- перекличка цивилизаций

Каждое государство, в самом деле, уникально, но каждый человек тоже уникален, что не мешает классифицировать людей по признакам расы, национальности, политическим взглядам, вероисповедание и т.д. В историческом процессе сосуществуют различные цивилизации, и контакты между ними строились по-разному. В свое время даже такие географически близкие по современным меркам, цивилизации, как египетская и шумера - вавилонская, практически не общались одна с другой. Китай на протяжении двух тысячелетий развивался обособленно от Индии и в течении трех тысячелетий- от Запада.

Людям кажется, что они свободны в своих поступках: Захотели- сделали так, захотели- иначе. Они редко задумываются над тем, что и сами являются звеном в чрезвычайно длинной цепи, тянущейся сквозь миллионы лет биологической эволюции и сотни или тысячи лет определенной культурной традиции. Нам кажется, что мы совсем не похожи на предков, потому что пользуется Интернетом и говорим по мобильному телефону. На самом деле в нашем сознании господствуют стереотипы, существовавшие сотни, а то и тысячи лет назад. Простой пример. В древнем Вавилоне - центре одной из самых блестящих цивилизаций, приличная женщина не могла выйти из дома, не закрыв лицо покрывалом. Три тысячи лет, спустя вопрос о хиджабе (платке на голове) по-прежнему актуален для всех носителей этой культурной традиции - но только для них.

Западноевропейские народы, несмотря а различия между ними, прошли общий исторический путь- сначала в составе Западной Римской империи, потом в ходе ее завоевания германцами и слияния пришельцев с местным населением. Их объединяло многое: единая церковь во главе с римским папой, со службой на латыни, с одинаково пробитой тонзурой монахов и общим днем празднования Пасхи, наличие единственной империи - германо-итальянской, противостояние мусульманам и Византии, наконец, борьба за освобождение от власти римской церкви. Эти явления принадлежат истории всех стран Западной Европы. В то же время для нас они ничего не значат: нас просто не было на той вечеринке. Тысяча лет раздельного развития не могла не создать различий в менталитете и образе жизни восточных славян и европейцев. славянский цивилизация восточный западный

Различия исторического пути - в самом деле, лишь одна сторона медали. Другой стороной является национальная психология, психологические стереотипы. Цивилизации отличаются друг от друга ментальностью среднего человека, его представлениями о мире. Образ жизни, обычаи - внешнее проявление этих представлений.

Попробуем сформировать различия, которые мне кажутся наиболее существенными. При этом, говоря о Европе, я буду иметь в виду преимущественно протестантские страны - к католическим кое-что из сказанного ниже применимо лишь с оговорками.

Первое. Самые глубокие различия ментальности проявляются в языке. Смысл слов, которые мы числим синонимами, в различных языка различен. П. Флоренский отмечал, что греческий термин для обозначения вселенной – «космос» - подразумевает художественное единство мироздания. Латинское «миндус» от которого произведено французское «лемонд» значит собственно «украшение» А вот слово «мир» (русск.) - (и как «вселенная» и как «согласие») подразумевает единство нравственного начала, т.е. внутреннее единообразие. Мы верим, что жизнь во всем мире должна строиться по единым правилам.

В русском и украинском языках человек мыслится как пассивная категория: его судят, ему выделяют долю. Во французском и английском языках подчеркивается активная роль самого человека в определении его судьбы. Поэтому, столкнувшись с общей проблемой, европейцы сбиваются в коллектив и стараются её решить, мы же ругаем судьбу, власть и пытаемся выкрутиться поодиночке.

В европейских языках термины для обозначения организованного общества «State, Etatestate» восходят к латинскому status, означавшему нечто незыблемое, данность, от которого никуда не денешься. Первоначально этими словами обозначались сословия, позже они были перенесены на все сообщество в целом.