Смекни!
smekni.com

Возвышение Москвы и создание единого российского государства (стр. 5 из 5)

«Москва – Третий Рим»

"Москва — третий Рим", политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория "Москва — третий Рим", изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от "истинной веры", является Московская Русь — "третий Рим" ("Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти"). Начав складываться в середине 15 в., теория "М. — т. Р." была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Теория "Москва — третий Рим" была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория "Москва — третий Рим" служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория "М. — т. Р." содержала и реакционные черты — "богоизбранности" и национальной исключительности.

«Судебник» Ивана III

(1497 г.) - важнейший памятник права Московской Руси конца XV в. Сохранился и единственном списке, найденном в 1817 г. Калайдовичем и Строевым.

Создание централизованного Московского государства породило потребность в общем для всей Руси сборнике судебных правил. Характер сборника подчеркнут во вступлении: "Уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с бояры, о суде, как судит и бояром и околничим". 9 частей этого сборника (впервые точно разделенного Владимирским и Будановым на 68 статей) посвящены процессуальным правилам и лишь несколько статей касаются вопросов материального права. При составлении судебника были использованы в значительной степени, но с существенными изменениями, «Русская правда», «Псковская судная грамота», а также княжеские грамоты, определявшие порядок местного управления и суда.

Главным судьей по Судебнику является великий князь с детьми своими, но право суда он предоставлял также боярам, окольничим, наместникам или волостелям, которые, однако, не могли судить без старосты, дворского и т.н. "лутчих людей". Судьям было запрещено (но без санкций) всякое пристрастие и лихоимство; однако судьи были весьма заинтересованы в суде и его исходе не только из-за больших судебных пошлин, но и потому, что после удовлетворения истца им отдавалось имущество осужденного. В делах уголовных все решалось единоборством (полем); в случае душегубства, поджога, разбоя, церковной кражи и др. побежденного в единоборстве считали виновным и казнили смертью. За первую простую кражу секли кнутом и лишали имения. В Судебнике имеется ряд постановлений материального права: о купле, займе, наследстве, землях, межах, холопах, земледельцах. Судебник впервые утверждает в законодательном порядке прикрепление к земле свободных землепашцев. Прежняя полная свобода перехода крестьян (как и бояр) с одних земель на другие, ограниченная частными грамотами князей отдельным монастырям, здесь в виде общей меры крайне ограничена сроком и платой: переходить от одного владельца к другому крестьянам разрешалось только в течение двух недель в году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после, при этом они должны были платить очень большую для того времени сумму т.н "пожилого" (за пользование двором): рубль в степных и полтину в лесных местностях (по четверти этой суммы за каждый прожитый год) С развитием крепостного права ограничивалось холопство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование исторических фактов, событий, ярких личностей периода становления российского государства, я выделила общие причины, почему именно Москва стала центром русских земель:

- Удачное географическое положение. Прикрытость русскими княжествами с Юга и Северо-запада;

- Затрудненность проникновения татар, а, следовательно, приток населения и превращения в крупный ремесленный центр Северо-востока;

- Тонкая осторожная, дальновидная политика московских князей, привлекающих на свою сторону горожан, мелких и средних феодалов, а главное церковь;

- Включения в свой состав мелких княжеств (добровольное вхождение, бездетность феодалов, покупка территорий и прямые захваты).

Тест

1. 1147г. – первое упоминание о Москве;

2. 1276г. – образование Московского княжества;

3. 1327г. – окончательное признание Тверью политического первенства Москвы;

4. 1328г. – превращение Москвы в религиозную столицу Руси;

5. 1325-1340гг. – правление Ивана Калиты;

6. 1367г. – строительство белокаменного кремля в Москве;

7. 1375г. – московские князья становятся сборщиками татарской дани;

8. 1462-1505гг. – правление Ивана III;

9. 1523г. – завершение объединительного процесса в русских землях.

Ресурсы

москва объединение российское государство

1. www.kuluar.ru/Moscow

2. www.kulikovsky.info

3. collection.edu.yar.ru

4. slovari.yandex.ru

5. Повести о Куликовской битве, М., 1959;

6. Черепнин Л.В., Образование Русского централизованного государства в XIV—XV вв., М., 1960;

7. Сахаров А.М., Образование и развитие Российского государства в XIV—XVII вв., М., 1969.

8. Тихомиров М.Н. Средневековая Москва в XIV–XV вв., М., 1957