Смекни!
smekni.com

Дворянские корпорации в ХIХ – начале ХХ вв. (стр. 1 из 4)

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА истории РОССИИ

Дворянские корпорации в ХIХ – начале ХХ вв.

Работу выполнил:

Студент III курса

Гавриленко С.В.

Калининград 2011


Содержание

дворянское собрание депутатское губернское общество

Введение

Структура дворянских корпораций

Дворянское собрание

Выборные должностные лица

Депутатское собрание и дворянские опеки

Заключение

Список литературы

Введение

Дворянство с самого своего возникновения, в отличие от крестьянства и городского сословия, не знало организации типа общины. Первоначально объединялись они в «служилые города», объединённые по территориальному признаку.Служилый город был прежде всего военной организацией, предназначен ной государством для контроля за несением службы. Служилый город лишь отчасти напоминал общину, во всём остальном он напоминал общество. За время своего существования служилый город переживал взлёты и падения. Но в конце XVIII века он трансформировался в дворянское общество или дворянские корпорации, которые просуществовали без значительных изменений до 1917 года. Изучение дворянских корпораций данного периода от XIX до начала XX века предоставляет нам возможность увидеть разницу в организации дворянства в отличии от основного общества.

При подготовке данного доклада были использованы такие работы как Миронов Б.Н. - Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.).Т 1, и Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг.: Состав, численность, корпоративная организация. Данные работы содержат в себе полный объём информации по представленной теме.

В своём докладе я поставил целью показать структуру дворянских корпораций, их разновидности, значение и функции каждой из них.

Структура дворянских корпораций

В 1785 г. Жалованная грамота дворянству даровала ему право создавать губернские дворянские общества — дворянские корпорации, которые просуществовали без принципиальных изменений до 1917 г.

Согласно Жалованной грамоте, дворяне каждой губернии (но не уезда!) составляли особое дворянское общество со статусом юридического лица и с соответствующими привилегиями и атрибутами — правом владеть имуществом и капиталом, заключать имущественные сделки, вступать в обязательства, иметь собственное помещение для собрания, печать, делопроизводство и архив. Дворянское общество полностью освободилось от всех элементов общинности, которыми обладал служилый город, кроме одного: оно сохранило структурный и функциональный дуализм, поскольку служило не только местным дворянским интересам, но и государственным потребностям. Из этого мы можем заключить, что закон предусматривал погубернскую организацию высшего сословия.

Высшими органами обществ были губернские и уездные дворянские собрания. Уездные собраний занимались, как правило, вопросами, связанными с подготовкой к губернским собраниям. Все важнейшие корпоративные дела решались на губернских собраниях.

Предводители дворянства являлись одним из важнейших институтов в дворянской сословной организации. В области внутрисословной губернские и уездные предводители представляли собой не только исполнительные органы обществ, но фактически были высшей инстанцией между собраниями.

На дворянские депутатские собрания, состоявшие из губернского предводителя и депутатов (по одному от каждого уезда), возложено было ведение родословных книг, сношение по этому вопросу с департаментом герольдии Сената, выдача дворянам грамот и свидетельств о внесении их родов в губернскую книгу, а также рассмотрение вопросов об исключении отдельных лиц из дворянских собраний и участие в наложении опек на имения. В пореформенный период компетенция депутатских собраний несколько расширилась: помимо рассмотрения материалов и докладов к предстоящему губернскому собранию, они обсуждали вопросы, переданные на их отзыв правительством. В их работе с середины 80-х годов стали принимать участие и уездные предводители. Указ от 10 июня 1902 г. узаконил эту практику, официально введя в систему дворянских корпоративных органов собрания предводителей и депутатов дворянства. Формально эти собрания подчинялись только Сенату. Но губернатор и губернское правление могли делать им замечания о промедлении и упущениях в рассмотрении тех или иных дел, требовать от них объяснений, а затем доносить об этом в департамент герольдии.

Согласно законодательству, высшее сословие не имело общероссийской организации: оно было раздроблено на отдельные общества, которые, в свою очередь, не имели какой-либо четкой иерархической структуры. Уездные дворянские органы не подчинялись губернским и могли самостоятельно сноситься с властями. Такое положение вполне отвечало природе самодержавия, всегда стремившегося к разобщению и раздроблению всех общественных групп, и до определенного времени устраивало дворянство, интересы которого в дореформенную эпоху обычно редко выходили за узкие рамки партикуляризма местной жизни. Впервые вопрос о создании в той или иной форме общедворянского представительства был поднят в проектах отдельных авторов и ходатайствах ряда собраний в конце 50-х — начале 60-х годов XIXв., когда в связи с подготовкой и проведением первых буржуазных преобразований определенные слои дворянства высказались за более широкое привлечение сословия к управлению страной. Самодержавие, как мы увидим, категорически отвергло эти притязания. Вновь этот вопрос возник в середине 80-х годов. Накануне 100-летнего юбилея «Жалованной грамоты» некоторые дворянские собрания обратились к правительству с просьбой созвать губернских и губернских предводителей законом не предусмотрены». предводителей для обсуждения мер по подготовке предстоящих торжеств. Но даже эти скромные пожелания вызвали возражения властей. В ответ на ходатайства министр внутренних дел Д.А. Толстой заявил, что «съезд

Однако усложнявшаяся обстановка пореформенного развития страны все более настойчиво требовала определенной координации действий дворянских обществ. При выработке ходатайств собрания и их органы в этих целях широко использовали переписку, обмен постановлениями, материалами комиссий и т. п. Наконец, и правительство в связи с предпринимавшимися им в конце 80—90 годов попытками упрочить пошатнувшиеся позиции высшего сословия оказалось перед необходимостью иметь коллективное мнение дворянства о путях решения этой проблемы. По инициативе МВД, заручившегося согласием императора, в феврале 1896 г. в Петербурге состоялось первое совещание губернских предводителей. В ходе его были рассмотрены более 80 вопросов, касавшихся нужд сословия, и выработаны предложения, послужившие затем отправным материалом для составления программы Особого совещания по делам дворянства. С этого времени встречи предводителей стали проводиться ежегодно и даже по нескольку раз в год. Предметом обсуждения их были первоначально вопросы, стоявшие в повестке Особого совещания. Круг их постепенно расширялся, и вскоре к предводителям стали обращаться министерства с просьбами дать отзыв на тот или иной законопроект, затрагивавший интересы сословия.

Дворянское собрание

Губернские и уездные собрания являлись представительными органами дворянского общества. Участвовать в собрании можно было в трех формах: 1) присутствовать; 2) пользоваться пассивным избирательным правом — занимать выборную должность и голосовать за всякие решения, принимаемые дворянскими собраниями, но без права выбирать должностных лиц по дворянской и коронной службе; 3) пользоваться активным избирательным правом — голосовать за всякие решения, выбирать и быть избранным на должности по дворянской и коронной службе. Присутствовать в дворянском собрании имели право (а не обязанность!) практически все потомственные дворяне мужского пола в возрасте 25 лет и старше, внесенные в родословную книгу данной губернии, не опороченные по суду и не исключенные из общества по его приговору. Для получения пассивного избирательного права достаточно было кроме перечисленных условий располагать ежегодным доходом не менее 100 р., а для получения активного избирательного права необходимо было иметь классный чин или орден и владеть населенным имением в данной губернии. Цензы лишали всех личных дворян (на их долю приходилось 44% всего дворянства) даже права присутствовать на дворянском собрании, давали пассивное избирательное право лишь 40%, а активное избирательное право — лишь около 16% потомственных дворян, или 8% всех дворян мужского пола.

Цензы на право присутствия в дворянском собрании в дальнейшем не изменялись, за исключением возрастного, который был понижен до 21 года. Имущественный ценз для активного избирательного права в 1831 и 1836 гг. был повышен: требовалось владеть 100 крепостными мужского пола либо 3000 десятин (3270 га) незаселенной земли. Полковникам или действительным тайным советникам достаточно было иметь 5 душ крепостных или 164 га земли. Мелкие помещики, имеющие не менее 1/20 полного ценза, т. е. 5 крепостных или 164 га земли, могли получить активное избирательное право в складчину. Такая группа выбирала из своего состава одного уполномоченного, который располагал в собрании одним голосом. В результате этой реформы около 40% дворян-помещиков потеряли право голоса в дворянском собрании. Активное избирательное право сохранили примерно 13 тыс. помещиков, что составляло около 5—6% потомственных, или 3% всех дворян мужского пола. Ценз для пассивного избирательного права, наоборот, был понижен: все потомственные дворяне губернии старше 21 года, не привлекавшиеся к суду, получили право избираться на все выборные должности, а личные дворяне — на должности заседателя земских судов (правления уездной полиции) и земского исправника (начальника уездной полиции). Разрешение избирать личных дворян на некоторые выборные должности устанавливало связь между ними и дворянским обществом, но эта тенденция не получила развития. В 1889 г. в связи с полицейской реформой личные дворяне утратили это право и тем самым потеряли последнюю реальную связь с дворянским обществом.