Смекни!
smekni.com

Психологический портрет Ивана Грозного (стр. 2 из 3)

Итак, проанализировав биографию последнего русского царя, можно сделать вывод, что Иван Грозный был натурой сложной. Порой для достижения своей цели он мог использовать самые жестокие меры, вплоть до убийства. Ему не свойственны были внимание к чувствам другого человека, сострадание. Он был жесток и эгоистичен, часто непредсказуем. Приступы крайней жестокости чередовались с приступами исступлённого раскаяния. Возможно, такие особенности личности обусловлены трудным детством.

Глава 2.«ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА»: КАКИМ ПРЕДСТАЁТ ИВАН ГРОЗНЫЙ В ПЕРЕПИСКЕ С АНДРЕЕМ КУРБСКИМ?

Переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским я изучила с помощью метода контент-анализа и нарративного метода. Контент-анализ (от слова «content» — содержание) — формализованный метод изучения больших текстовых массивов, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке

. Пожалуй, самый простой вариант контент-анализа - это количественный подсчет встречаемости слов в тексте. При этом подсчитываются значимые для исследователя слова и словосочетания. Именно этим видом контент-анализа я и собираюсь воспользоваться.

Для контент-анализа я выделила два взаимосвязанных аспекта: набожность и отношение к царской власти. Судя по переписке, Грозный отлично знал Священное Писание. В его первом послании к князю слово «Бог» употреблено около 70 раз. У меня создалось такое впечатление, что Иван Васильевич считал себя первым после Бога. Хотя и он признает, что совершал грехи, говоря, что «один лишь Бог безгрешен»

. Царь явно апеллирует к Богу, пытаясь найти оправдание своим действиям. Иван Васильевич воспринимает свою власть как должное, но не признает никакой другой власти, если она исходит не от Бога. Подтверждением служит цитата из его переписки с Курбским: «Так ли следует воздавать честь владыке, от Бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд по обычаю бесовскому?»
И ещё: «А о безбожных народах что говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. Русские же самодержавцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи!»
.

В своей переписке Грозный упоминает слово «власть» и производные от него применительно к себе более 30 раз. Грозный писал Курбскому: «Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться?»

. Это, скорее, характеристика идеального правителя, ведь сам Грозный в эти рамки не вписывается. Как раз он и впадал из крайности в крайность: либо зверствовал, не давая никому спокойно жить, либо уходил в глубочайшее смирение, собираясь удалиться в монастырь.

Также в своих посланиях Грозный осуждает Курбского, применяя при этом не самые лестные слова и выражения в адрес князя. Только в первом послании царь многократно оскорбил Андрея разными колкими выражениями. Самое недостойное, что может сделать человек – это оскорбить родителей врага. А ведь именно это и сделал Иван Грозный, назвав отца Андрея Курбского «дьяволом»

.

Второе послание царя к Курбскому начинается с очень длинного предложения, в котором Иван описывает себя как всемогущего правителя: «Всемогущей и вседержительной десницей господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, держащего в своей длани все концы земли, которому поклоняемся и кого славим вместе с Отцом и Святым Духом, милостью своей позволил нам, смиренным и недостойным рабам своим, удержать скипетр Российского царства от его вседержительной десницы христоносной хоругви, так пишем мы, великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский и царь Астраханский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверской, Югорский. Пермский, Вятский, Болгарский и иных, государь и великий князь Нижнего Новгорода, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский и отчинный государь и обладатель земли Лифляндской Немецкого чина, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей Сибирской земли и Северной страны повелитель, - бывшему нашему боярину и воеводе князю Андрею Михайловичу Курбскому»

.

А теперь обратимся к нарративному методу, исследуя переписку Ивана Грозного и Андрея Курбского. В психологии нарративный метод (от слова «narrative» - рассказ, повествование) применяется для анализа и коррекции психотравмирующих ситуаций в жизни человека, при этом материалом для работы психолога являются личные мысли человека в письменном виде

. А так как переписка, которую я изучила, содержит именно личные мысли Грозного царя, то я считаю возможным воспользоваться этим методом.

В переписке Андрея Курбского и Ивана Грозного отразились две главные психотравмирующие ситуации в жизни царя – предательство Курбского и смерть царицы Анастасии. Рассмотрим, как царь их переживал. Источник, который мне поможет исследовать реакции и поведение царя в этих ситуациях – его личная переписка с Андреем Курбским.

Иван Грозный очень переживал из-за смерти супруги, о чем свидетельствует его фраза из переписки: «А с женою моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, - так ведь все мы люди»

. Отсюда мы видим, что Грозный не просто переживал, его переживания переходили в месть, а ведь до сих пор не доказано, что его жена умерла не своей смертью. В этом также проявляется эгоистичность царя – он не допускает даже мысли о собственной вине в смерти жены (а кто как не он сам заставлял её, больную, зимой ездить на богомолье?).

Смерть жены очень плохо повлияла на Ивана Васильевича, изменив его характер в худшую сторону. Начались опалы и казни, приближенные царя подвергались различным наказаниям или даже смерти. Отсюда вытекает другая психотравмирующая ситуация – побег Курбского. В принципе, князя можно оправдать, он испугался царских опал и не собирался умирать от руки «тирана». Иван Васильевич не мог понять поведение своего беглого подданного, за что очень гневался на Курбского. Царь воспринял этот поступок как личное оскорбление – ведь Курбский был его другом с детства. Вот цитата Ивана Грозного из их переписки: «Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься!»

. Побег Курбского окончательно вывел царя из себя. После этих двух случаев начались тяжелые времена для России. Царь перестал думать об укреплении страны. Создается впечатление, что его политика – это отражение его психологического состояния.

Итак, Иван Грозный – очень властная и эгоистическая натура, не желающая и не терпящая указов со стороны. Из его биографии нам известно, что царь не любил вмешательства со стороны в свои дела, стремился к единоличной власти. Этот факт подтвердился и в переписке, которую я изучила с помощью контент – анализа и нарративного метода. Интересно, что даже к Богу он относится слегка высокомерно, хотя и не отрицает его могущества. Ведь обычно люди принижают себя перед Богом, а Иван Грозный наоборот – ставит себя на «второе место» после него. Но в переписке Грозный предстаёт перед нами и очень ранимым, чувствительным и обидчивым человеком.

Глава 3.«ЗЕРКАЛО ДУШИ»: ВНЕШНИЙ ОБЛИК ИВАНА ГРОЗНОГО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФИЗИОГНОМИКИ

Кроме уже названных методов составления психологического портрета, можно использовать еще один, неклассический, метод – физиогномику. Физиогномика (от слова «physiognomike» - внешний облик) - учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела

. У Ивана Грозного не было придворного художника, поэтому его прижизненного портрета не существует. Но, к счастью, в лаборатории М.М. Герасимова образ Ивана Грозного был восстановлен по костям черепа (см. Приложение 1).

У Ивана Васильевича треугольное лицо. Его особенности – высокий и широкий лоб, выдающиеся скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженные глаза. Как уверяют физиогномисты, такие признаки означают, что этот человек обладает малой чувствительностью. Это также и признак высокой одаренности. В тоже время в характере этого человека отмечаются хитрость и неуживчивость. Иногда такие люди склонны к предательству. Чувства привязанности и преданности у таких людей отсутствуют.

Издавна считается, что глаза – зеркало души. Они отражают внутренний мир человека. Глаза Ивана Грозного маленькие, что говорит о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприятно отражается на взаимоотношениях с окружающими. Нос у Грозного правителя костистый и длинный, с ярко выраженной горбинкой. У таких людей обычно высокомерный, неуживчивый характер, горбинка же нередко принадлежит хмурому человеку.

Тонкая линия губ обычно означает щепетильность характера. Именно такие губы были у первого русского царя. У Грозного неопределенная форма ушей, что, по мнению физиогномистов, говорит о несчастливом детстве. Действительно Иван полностью осиротел, когда ему было всего лишь восемь лет. Заметим, что у Ивана Грозного уши имеют плохо оформленную мочку. А это означает несбалансированность личности.