Смекни!
smekni.com

Фрэнсис Фукуяма "Конец истории и последний человек" (стр. 3 из 3)


Заключение

фукуяма либеральный демократия глобализация

Представляется, что своей концепцией "конца Истории" автор выдает желаемое за действительное. Автор приводит множество исторических фактов, подтверждающих его утверждение, но можно привести не меньше фактов, которые будут противоречить его концепции. Торжество либеральной демократии во всем мире, если и принять идею автора, что это конечный пункт в политическом развитии Человека, очевидно если и наступит когда-либо, то очень не скоро. Конечно это хороший идеал - правовая либеральная демократия, и в некоторых частях мира идет несомненное движение именно в этом направлении. Во многом, эта система уже создана на Западе, но большая часть мира остается пока с архаическими недемократическими формами правления, например, когда у власти в стране находится группа, использующая все ресурсы страны в своих корыстных интересах, но выдающая их за общенациональные (т.н. "государственные") интересы. К этой категории стран принадлежит и РФ. Крах Советской Империи, - Империи Зла, по выражению Рональда Рейгана, привел к краху коммунистическую систему, но никак не создал либеральную демократию взамен. Если что и создано, так это олигархический ("периферийный") капитализм, который отвечает интересам "класса-чиновничества", считающего себя управляющей "элитой" общества, а не наемным обслуживающим общественные интересы персоналом. Эта система также далека от либеральной демократии, как и советская. Полагаю, что в отдаленной перспективе даже эта система-химера эволюционным путем трансформируется в реальную демократию, но даже принимая во внимание тенденцию последнего времени - тенденцию ускорения социального развития человечества, это произойдет, вероятно, не при жизни нынешних поколений российских граждан, и возможно уже не в рамках РФ. Империя Зла разрушилась, но на ее месте возникла "банановая республика зла", а не либеральная демократия, как того многие ожидали.

Но даже если полностью принять концепцию автора (закрыв глаза на вопиюще противоречащие факты, такие как печальный пример Российской Федерации) о скором установлении глобальной либеральной демократии, то все равно трудно согласиться с его тезисом, что на этом политическая эволюция человека будет завершена, ввиду открытия и внедрения в практику наилучшей системы управления. То, что представляется совершенным и наилучшим для сегодняшнего человечества, возможно не будет оптимальным, для постчеловеческой цивилизации, характер которой сейчас можно только пытаться предположить. Ведь даже биологическая эволюция человека, а тем более культурная эволюция, не остановились и продолжаются. И изменившемуся Человеку будущего вероятно потребуются и иные политические системы, так что либеральная демократия скорее всего продолжит свою эволюцию к новым формам. Т.е. и после окончательного торжества на нашей планете либеральной демократии - политическое развитие, а следовательно История (по Фукуяме) не остановится, но будет продолжаться, но труднопрогнозируемыми сейчас путями.

Поэтому можно сказать, что автор частично прав и частично не прав. Вероятно, что человечество, в результате своего исторического развития - в результате своей социо-культурной эволюции и придет к наиболее оптимальной для себя форме существования - к либеральной демократии, но развитие на этом вряд ли остановится, т.к. и сам Человек будет меняться. Возможно, это и было главной целью автора - ввести эту проблематику в общественную дискуссию, что он с успехом и сделал. И сама по себе эта дискуссия может способствовать лучшему осознанию и установлению либеральных демократий в транзитных обществах. Еще одно пожелание автору, которое можно сделать, это более полное и последовательное применение подходов Этологии Человека к политологическому и историческому анализу.

Представляется, что это продуктивный и очень перспективный путь, еще мало испробованный Социальной Наукой.