Смекни!
smekni.com

Правление фараона Верхнего и Нижнего Египта – царицы Хатшепсут (стр. 2 из 7)

Таким образом, можно предположить, что Хатшепсут стремилась показать именно себя законным преемником Тутмоса II. Однако для этого необходимо было обосновать свое божественное право на престол, оспорив его у Тутмоса III. Видимо распознав намерения мачехи и опасаясь возможных преследований с ее стороны, законный наследник с верными ему людьми бежал из столичных Фив в Буто - болотистую местность в Дельте Нила, где, по легенде, богиня Исида скрывала своего сына Гора от преследовавшего его бога Сета. Приблизительно в это же время Хатшепсут велела изображать себя с царской короной, но в женском платье.

Все шло к тому, чтобы царица стала не только единоличным правителем, но и фараоном, формально не нарушая при этом религиозной традиции. Вскоре официальное изображение царицы меняется почти до неузнаваемости. Оно все более принимает мужской облик: женское платье заменяется коротким плиссированным фартуком, который традиционно носили все фараоны, исчезает женская фигура, черты лица становятся более грубыми, плечи - широкими, появляется характерная для фараонов бородка, и в довершение всего Хатшепсут изменяет свое имя на имя Мааткара, что в переводе означает "Справедлива душа Ра".

Так царица обрела новый образ: реально оставаясь женщиной, в глазах бога она стала мужчиной. Теперь никакие религиозные установления не смогут помешать ей обрести титул и власть фараона. Она носит мужское имя, на изображениях подчеркивается ее принадлежность к мужскому полу (даже на парадных портретах она изображается с характерной бородкой), надписи и изображения в храмах свидетельствуют о признании ее законным правителем как Тутмосом II, так и богом Амоном-Ра.

В 1468 г. до н.э. из изгнания возвратился Тутмос III.[5] Однозначно определить, произошло ли это в конце правления Хатшепсут или сразу после ее смерти, невозможно, но известно наверняка другое. Повсеместно по его приказу мастера стирали, сбивали и уничтожали все изображения, печати, тексты, упоминавшие имя Хатшепсут-Мааткара. В глазах древних египтян это было самым суровым наказанием. Согласно их представлениям, тот, чьи изображения и имя были уничтожены, вскоре забывался своими родными, да и боги переставали заботиться о его загробной жизни, и душа человека умирала окончательно. Таким образом, своими действиями Тутмос III лишил Хатшепсут загробной жизни и сделал все возможное, чтобы время ее правления было забыто как можно скорее. Впоследствии он даже прибавил годы совместного с ней и ее самостоятельного правления к годам своего пребывания у власти.

По приказу Тутмоса III в храме Хатшепсут в Долине Царей были стерты все ее имена, а ее изображения присвоены новым фараоном. Вскоре был полностью разрушен Красный храм Хатшепсут, а на его месте построили новое святилище, в фундамент которого заложили куски красного кварцита и черного гранита, оставшиеся от прежнего храма. Идентифицировать более 300 обломков удалось только в конце XX в. А собрать их воедино и восстановить происходившие тогда события смог в 1996 г. француз Франсуа Ларше. Сегодня храм, простоявший в древности лишь несколько десятилетий, отреставрирован и открыт для посетителей. Была изучена и гробница Хатшепсут, засыпанный вход в которую обнаружил в 1904 г. Говард Картер. Склеп оказался полуразрушенным, на одном из найденных в нем саркофагов было написано, что он изготовлен по приказу Хатшепсут для ее отца, а на другом - что здесь лежит сама царица-фараон. Но самой мумии царицы не обнаружили, и до настоящего времени достоверно о ее смерти ничего не известно.[6]

За время своего правления Хатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани. Военное дело представлялось невозможным для ее пола, и великие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Однако она правила довольно успешно, и о процветании ее царства свидетельствовали восстановление древних храмов и впечатляющие монументальные постройки, проводившиеся в то время, многие из которых сохранились и до наших дней.

Нужно ли говорить, что Хатшепсут была великой царицей? Одаренная энергией, терпением и гибкостью ума, она кажется отдаленной прародительницей ряда умных монархинь, таких как Екатерина, Елизавета, Мария-Терезия, которые умели, несмотря на все затруднения, удержаться на престоле, умели карать и миловать. Она, казалось, соединяла в себе все качества, достойные фараона, и поставить ей в упрек могли, несомненно, лишь то, что она была женщиной. Если этим навлекала она на себя учесть быть исключенной из официальных летописей, мы исправляем забвение египтян, и, восхищаясь в Дейр-Эль-Бахри тем, что уцелело из ее дел.


ГЛАВА II. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОСТРОЕК

1.2 Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри

Во время полновластного правления Хатшепсут расцвели прикладные науки, и, прежде всего, архитектура. Были восстановлены древние и недавние памятные постройки и храмы, некоторые обновлены и перестроены. Так при Хатшепсут в Карнаке перед храмом, построенном еще в Среднем царстве, был возведен целый архитектурный комплекс с культовыми помещениями. А в карнакском храме Амона Тутмоса I по приказу царицы были установлены два обелиска из асуанского гранита. Это были, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени, высотой 30,7 метров и весом в 350 тонн каждый.[7] Надпись на одном из них гласит, что царица "сделала их как памятник ее отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электрона, которые видны на обоих (берегах) Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте". Но прежде всего, Хатшепсут, как и все жители Древнего Египта, заботилась о своём бессмертии. Религиозно-философская традиция, космогонический и этический миропорядок Маат - Истина, лежащая в основе Мировой Гармонии, диктовала египтянам жить на Земле ради Вечности. Естественно, это традиция диктовала древнеегипетским властителям, начиная с Джосера, оставлять себе храмово-погребальные комплексы, которым будет суждено простоять тысячелетия, прославляя в веках их имена.

Джесер-Джесеру ("священнейший из священных") - так Хатшепсут назвала свой храм, - он расположен в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Строительство этого храма заняло примерно 15 лет, и он был закончен на 22-м году правления Хатшепсут. Как показали современные исследования, первоначальный замысел в ходе строительства претерпел небольшие изменения, видимо, строители наткнулись на ранее незаконченное сооружение и возвели здание нового святилища, использовав его фундамент. Место, выбранное Хатшепсут для строительства своего храма, было неслучайным. Он расположен в живописной священной Долине Царей, которая к тому времени более 500 лет была посвящена богам загробного мира. Рядом находился храм Амона и, наконец, всего в нескольких сотнях метров от храма строилась гробница, которую Хатшепсут повелела воздвигнуть для себя. Казалось, царица хотела взирать на храм даже после своей смерти. Храм занимает пространство в 250 метров в длину[8]. Он упирается в циркообразный утес Ливийской горы, в котором выдолблены подземные покои северного и западного фасада. От подошвы утеса скалистая почва уступами спускается к равнине. Путь к нему, шириной 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами с человеческими головами (несколько экземпляров сохранились и сейчас), выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Замысел храма включал редкие в Египте эффекты зелени. "Священнейший из священных" являлся райским садом бога Амона: на широких террасах и вдоль наружного фасада росли благовонные деревья, привезенные царицей из Пунта. От этих садов, как и следовало ожидать, остались лишь каменные водоемы Т-образной формы, с проведенными для поливки желобами, куда были пересажены деревья в толстом слое чернозема; но барельефы террас увековечили на камне густую зелень низкорослых деревьев с короткими, плотно прилегающими друг к другу листьями. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли. Он вырубленный в известняковых скалах состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.