Смекни!
smekni.com

Советская журналистика в условиях культа личности Сталина (стр. 3 из 5)

§ 2. Как журналистика способствовала созданию культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина

Конец 20-х - 30-х годов ХХ века характеризуется значительным усилением партийного контроля над средствами массовой информации. Лишь в 1928 году в принятых постановлениях ЦК ВКП (б), в том числе "Об отделе партийной жизни "Правды", "О реорганизации радиовещания", "О мероприятии по улучшению юношеской печати", "Об обслуживании книгой массового читателя" неизменно подчеркивалось, что основной задачей средств массовой информации является "коммунистическое воспитание трудящихся, внедрение в среду читателей "боевых традиций большевистской партии", что СМИ - это "острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте"[10]

Установка на превращение журналистики в орудие партийной пропаганды особенно энергично стало внедряться в связи с выходом в 1938г. "Краткого курса истории ВКП (б)". С 9 по 19 сентября 1938 г. его главы публиковались в "Правде" вместе спередовыми статьями: "Большевистская идейность и организованность", "За овладение революционной теорией", "Непобедимая сила марксизма-ленинизма", "Обеспечить глубокое изучение истории ВКП (б)" и др., разъясняющими главы. В первые 15 лет "Краткий курс" был издан 301 раз тиражом 42.816.000 экземпляров на 67 языках. В истории советского книгопечатания это было самое многотиражное издание.

В связи с выходом "Краткого курса" политико-идеологический контроль над средствами массовой информации достиг своего апогея. В 1938г. партийному контролю по всему Советскому Союзу подверглось: 8850 газет, 1726 журнала, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек. [11]

В ноябре 1938г. ЦК ВКП (б) принял постановление "О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП (б)". В связи с этим произошло развитие внутриредакционной структуры. Появляются новые отделы, в частности, отдел пропаганды учреждается в центральных газетах "Правда", "Красная Звезда", "Комсомольская правда", а также в республиканских, краевых и областных партийных и комсомольских газетах; укрепляются отделы критики и библиографии; реорганизуются штаты областных, краевых и республиканских газет, в которые вводятся собкоры; по группе районов, укрепляютсярайонныегазеты. А журнал "Большевик" стал теоретическим органом партии, "всесоюзной консультацией по вопросам марксизма-ленинизма".

Таким образом, пропаганда партийной идеологии стала занимать на страницах газет важное место. Например, в газете "Литературная газета" редакция отмечала, что "борьба за культуру языка - есть борьба за культуру социализма в целом". А страницы многих газет пестрили заголовками подобного рода.

Настойчивая пропаганда СМИ авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникала во все сферы не только экономической, но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностью подчиненной административно-командной системе и лишенной самой незначительной самостоятельности.

Особенностью журналистики 1930-х-40-х годов наряду с существованием партийного контроля и пропаганды было существование культа личности Сталина, который сам вел борьбу за утверждение своей диктатуры наряду с контролем над прессой.

Безграничное доверие Сталину, готовность безоговорочно выполнить любой его приказ послужили благоприятной почвой для того, чтобы отношение к нему стало некритическим, а восхищение превратилось в безудержное восхваление. К началу 1930-х годов уже сложился так называемый "культ личности Сталина". Некоторые элементы этого культа были с восхищением описаны в книге о Беломорканале. Заранее предвкушая, открытие XVII партконференции, назначенной на начало 1932 года, авторы книги писали: "Загремит оркестр. Все встанут. Пробегут дети по сцене, бросая в президиум цветы, промаршируют старики-рабочие, красноармейцы, моряки со своими рапортами, ученые академики с мировыми именами. Опять встанет весь багряно-золотой зал театра, затрясется люстра от рукоплесканий - это вся страна приветствует вождя. Это Сталин - их друг, товарищ, учитель и еще что-то громадное, какой-то особый и великолепный ум, который как будто и прост, а в то же время чрезвычайно необычен и высок, - все то, что человечество называет гением. Он стоит в своем простом френче - и 140 национальностей приветствуют его. Да где там 140! Вот это приветствие повторяется и в теплых океанах кочегарами перед топками пароходов, рабочими в доках Шанхая, в прериях рабочими у фермеров и скотоводов, шахтерами Рура, металлургами Бельгии, батраками Италии, в рудниках

Калифорнии, в изумрудных копях Австралии, неграми Африки, кули Китая и Японии - всеми угнетенными и порабощенными". Выступая на митинге на Красной площади, состоявшемся во время XVII съезда партии, секретарь ЦК ВКП (б) С.М. Киров назвал Сталина "славным, твердокаменным ленинцем", "лучшим ленинцем", а также "славным, несгибаемым, великим руководителем и стратегом". Подобные восхваления в адрес Сталина звучали с трибуны съезда в каждой речи ораторов, в том числе и гостей - коммунистов из других стран, в каждом приветствии съезду. (Фамилии Сталина не прозвучало лишь в его собственном докладе и в докладе председателя мандатной комиссии Н.И. Ежова.) Неумеренные восхваления в адрес Сталина звучали и в покаянных речах всех бывших оппозиционеров, которым было предоставлено слово - А.И. Рыкова, М.П. Томского, Л.Б. Каменева, К.Б. Радека, Е.А. Преображенского, В.В. Ломинадзе и других. Н.И. Бухарин назвал его "фельдмаршалом мировой революции".

К этому времени здравицы в честь Сталина, приветственные обращения к нему стали обычным явлением на торжественных собраниях и всегда сопровождались бурными аплодисментами присутствовавших. Портреты Сталина, его скульптурные изображения украшали кабинеты государственных учреждений, а в праздники - фасады зданий. Во всех городах страны во время праздничных демонстраций люди несли портреты Сталина.

В его честь были названы города - Сталинград, Сталинабад, Сталино, Сталинири и т.д., промышленные предприятия, колхозы, совхозы, пик на Памире. Поэты посвящали Сталину стихи.1 января 1936 г. в "Известиях" появляются первые два стихотворения, прославляющее И.В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он "просто бредил Сталиным".

"А в те же дни на расстояньи

За древней каменной стеной

Живёт не человек, - деянье:

Поступок ростом с шар земной.

Судьба дала ему уделом Предшествующего пробел.

Он - то, что снилось самым смелым, Но до него никто не смел.

За этим баснословным делом Уклад вещей остался цел.

Он не взвился небесным телом, Не исказился, не истлел.

В собраньи сказок и реликвий, Кремлём плывущих над Москвой, Столетья так к нему привыкли, Как к бою башни часовой.

Но он остался человеком, И если, зайцу в перерез Пальнёт зимой по лесосекам, Ему, как всем, ответит лес"

Журналисты, публицисты, писатели, партийные и государственные деятели словно соревновались друг с другом в восхвалении Сталина. В день открытия XVII съезда партии газета "Правда" поместила на первой полосе такой заголовок: "Учение Ленина о возможности победы социализма в нашей стране осветило нам путь борьбы. Мудрое и твердое руководство Сталина привело нас к победе"[12]. Передовая статья газеты была заполнена восхвалениями в адрес Сталина: "Пролетариат, выдвинувший плеяду гениальнейших вождей - Маркса, Энгельса, Ленина, - нашел им достойнейшего преемника - великого Сталина, титана революционной мысли и действий… Сталинская прозорливость, твердость, непримиримость к малейшим проявлениям оппортунизма победили… Нет сейчас в мире человека, к голосу которого так прислушивались бы, как к голосу товарища Сталина". Статья венчалась словами: "Пламенный привет ленинскому Центральному Комитету и вождю партии, железному бригадиру международной пролетарской революции, великому зодчему первого в мире социалистического общества - товарищу Сталину!"

Карл Радек написал книгу "Зодчий социалистического общества", сплошь заполненную дифирамбами в адрес Сталина. Однако, не смотря на такое восхваление вождя, журналист был репрессирован. Его не спасло даже и то, что в последние перед арестом годы ничего не выходило без прославления "великого зодчего социализма" из-под пера этого публициста.

Сталин, желая обессмертить свое имя, порой подталкивал литераторов к созданию произведений о себе. Это коснулось А.Н. Толстого, выполнившего "социальный" заказ, М. Горького, разочаровавшего ожидания вождя, М.А. Булгакова и др. Булгаков решил эту проблему как художник. Его пьеса "Батум" выполняет сверхзадачу, имеет второй, не сразу видимый пласт, подтекст, раскрывающий истинное отношение писателя к герою и героическим событиям, в которых тот участвует. "Сомнительной и вызывающей была, по сути, вся пьеса, - приходит к выводу историк театра А. Смелянский, - в которой сталинская эпоха была развернута и сопоставлена с полицейской практикой русского самодержавия начала века". Сталин - внимательный читатель творчества Булгакова, вероятно, ощутил это. Пьеса "Батум" была запрещена.

29 января 1934года "Правда" комментировала отчетный доклад ЦК, с которым выступил Сталин, следующим образом: "Блестяще применив марксистско-ленинскую диалектику, вождь партии шаг за шагом освещает сложный лабиринт современной международной обстановки, движения кризиса, обострившего положения в капиталистических странах, и показывает неуклонный подъем хозяйства страны Советов". Передовая статья завершалась словами: "Победа нам обеспечена… ибо партию возглавляет Ленинский Центральный Комитет и такой непоколебимый и гениальный рулевой, как Сталин, вооруживший большевиков программой великих работ".