Смекни!
smekni.com

Древнейшие цивилизации Мезоамерики (стр. 16 из 21)

Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в Гондурасе), Тикаль, Киригуа, Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчитлан и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в X-XI вв. н. э.[15, стр. 221], главные центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

Многое еще остается неразгаданным в истории этой удивительной и неповторимой цивилизации. Взять хотя бы само слово «майя». Ведь неизвестно, что оно обозначает и как попало в лексикон. Впервые в литературе оно встречается у Бартоломе Колумба, когда он описывает встречу своего легендарного брата Христофора – первооткрывателя Америки – с индейской лодкой – каноэ, приплывшей «из провинции, называемой майя». По одним источникам периода испанской конкисты, название «майя» применялось ко всему полуострову Юкатан, что противоречит приведенному в сообщении у Ланды названию страны – «у луумил куц йетелкех» («страна индюков и оленей») [33, стр. 4]. По другим – оно относилось лишь к сравнительно небольшой территории, центром которой была древняя столица Майяпан. Высказывались также предположения, что термин «майя» был именем нарицательным и возник из презрительной клички «ахмайя», то есть «бессильные люди» [15, стр. 191]. Впрочем, есть и такие переводы этого слова, как «земля без воды», что, несомненно, следует признать простой ошибкой.

К концу IX в. на большей части территории низменных лесных районов майя жизнь в городах прекращается. Зодчие перестали строить новые храмы и дворцы, скульпторы не воздвигали стел и алтарей с календарными датами. Закончился «золотой век» классического периода цивилизации майя. Города окутало безмолвие, лианы и корни деревьев проникали в дверные проемы, разрушая каменные стены пирамид и храмов. На протяжении 100 лет наиболее густонаселенные и развитые в культурном отношении города майя оказались поглощенными джунглями. Последняя датированная стела (город Тикаль) имеет дату 869 г. н. э. Причиной гибели на этот раз стало вторжение тольтеков, а позже и других племен, и цепочка войн привела к упадку цивилизации майя. Конечно, не только массовое вторжение неприятельских племен привело к гибели культуры [15, стр. 283].

Помимо междоусобных войн и природных катаклизмов, выдвигаются и другие теории упадка их культуры. Например, нерациональное использование природных ресурсов. Для изготовления штукатурки, несколькими слоями которой были покрыты все значительные сооружения цивилизации Майя, сжигали тысячи кубометров леса. Что плохо влияло на почву и питьевую воду. Не исключено, что известную роль в этом могли сыграть хозяйственно–экономические кризисы, вызванные засухами, тропическими ливнями, вспышками болезней. Тем не менее, причина гибели майя остается загадкой для ученых до сих пор.

В результате уникальная древняя цивилизация, дошедшая до средних веков в почти первозданном виде, является одной из самых загадочных, хотя и могла стать одной из самых изученных и понятых. В своем развитии цивилизация майя шла своим уникальным путем. Правителей, в общепринятом значении этого слова, у майя не было – вся полнота власти в государстве принадлежала жрецам, которые распространили свое влияние на все без исключения области жизни общества. Поразительно и то, что война не играла никакой значимой роли в жизни майя. При этом войны являлись неотъемлемой частью существования и развития многих величайших цивилизаций. Им были совершенно чужды какие-либо проявления воинственности и милитаризма. «Война, – отмечает американский археолог Ч. Галленкамп, – никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например, у египтян и греков» [15, стр. 173].

Величие цивилизации древних майя особенно ценно своей непохожестью на другие цивилизации. Пройти свой, непохожий ни на кого, путь от «диких» племен до великого народа – такое в древней истории встретишь нечасто. Большинство цивилизаций развивалось из-за усовершенствования орудий труда, что позволяло производить все больше и больше материальных благ, начинали развиваться наука и искусство, появлялась возможность вести войны, порабощать соседние народы и захватывая новые ресурсы. Майя пошли совершенно другим путем, и, тем не менее, создали великую цивилизацию. В истории майя до сих пор больше загадок и вопросов, чем ответов на них. Одна из причин этого в самобытности и уникальности этого удивительного народа. Историкам и археологам с большим трудом по крупицам удается восстанавливать картину жизни древних майя и законы, по которым развивалось их общество. Но если при изучении других цивилизаций достаточно обнаружить факт и ему найдется объяснение, то с цивилизацией майя происходит по-другому. Факты, обнаруженные учеными, по нескольку десятков лет остаются без объяснения. Возникает одна теория за другой, но ни одна из них не может дать полного и ясного ответа на возникающие вопросы. Процветание сотен ритуальных центров на Тихоокеанском побережье в Чьяпасеина-Гватемальском нагорье, а также в долине Мотагуа в Петене, в бассейне Усумасинты, на побережье Мексиканского залива и на всем Юкатанском полуострове говорит о необычайном росте численности населения в течение позднего классического периода. Строительство тысяч огромных пирамид, храмов, дворцов, святилищ, комплексов для игры в мяч свидетельствовало о невероятном расточительстве времени и сил. Это напоминало эпохи возведения египетских пирамид, вавилонских зиккуратов или кхмерских храмов. Майя создали искусство, которое во многих аспектах является самым утонченным на всем Американском континенте.


3.2 Развитое чувство красоты в архитектуре и скульптуре у племен майя

Памятниками архитектуры майя в различных областях свойственна значительно большая однотипность, чем в других видах искусства, что объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями, игравшими в данном случае решающую роль. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы. Как упоминалось выше, в классический период появился самый характерный элемент архитектуры майя – ступенчатый свод. Важную роль играли и другие элементы, такие, как карнизы, колонны и кровельные гребни, всевозможные варианты которых вместе с пирамидальным основанием положили начало различным архитектурным стилям цивилизации майя [3, с.143].

Стиль Петен. Здания этого типа сооружаются на пирамидальных основаниях со стенами типа «талуд» и резко выступающими углами. Используются внешние лестницы, выступающие из-за фасада зданий, отделка в форме гигантских масок из штука. При возведении стен часто применяются грубые каменные блоки, поэтому внутренние помещения получаются слишком узкими, а стены – слишком массивными. На задней стене храма были расположены своеобразные сооружения – так называемые кровельные гребни. Фасады украшены штуком. Образцы этого стиля можно встретить в городах Вашактун, Тикаль, Пьедрас-Неграс, Накум и Калакмуль.

Стиль Паленке. Для этого стиля присущи платформы с вертикальными строениями, лестницы с балюстрадами, храмы с двумя залами, в одном из которых, заднем, находилось святилище, фасады с фризами, украшенными лепными фигурками из штука, кровельные гребни, опирающиеся на центральную стену; преобладают полые блоки. Этот стиль встречается в городах Паленке, Тонина, Копан, Киригуа, Яшчитлан, Бонампак и Лаканха.

Стиль Рио-Бек. Для этого стиля характерно использование отделки зданий, высоких фундаментов в форме усеченных пирамид, (стилобатов) с фигурными лестницами. Здания напоминают высокие башни, украшенные орнаментом. Используется мозаика из камня (Шпухиль, Рио-Бек, Ормигеро).

Стиль Ченес. Это направление оказало воздействие на формирование стиля Пуук; оба они связаны с Рио-Беком. Для него характерны ступенчатые основания, построенные по принципу «талуд», свободное пространство разделяется колоннами и вертикальными фризами. Используются стрельчатые резные кровельные гребни и очень сложная отделка; в качестве ее основных элементов можно назвать изображения хижин, орнамент, напоминающий греческий, жалюзи, маленькие барабанчики и колонны, а также огромные лики бога дождя. Вся отделка выполнена из тщательно подогнанной каменной мозаики. Этот стиль встречается в некоторых городах Кампече и Юкатана –Хочобе, Эцне, Шкалумкине, Сайиле, Лабне, Чакмультуне и Ушмале.

Мексиканский стиль. Этот стиль появился в результате сильного влияния тольтеков на северную часть ареала майя. Тем не менее, он во многом напоминает Пуук. Преобладают фундаменты и платформы с высокими «талуд и таблеро» или карнизами, лестницы с балюстрадами в форме змеиных голов, алтари, украшенные черепами, змееподобные колонны и т д. Этот стиль получил распространение в городах Чичен-Ица, Тулум, Майяпан, Коба, Акансех и в более поздних селениях, возникших на Юкатане и в Кинтана-Роо.

Основная масса населения жила в селениях площадью приблизительно 200-300 квадратных метров, построенных без какой-либо четкой планировки. Друг от друга поселения отделялись такими естественными преградами, как заболоченные низины-»байос», которые являются очень характерной чертой рельефа Петена или саванной. Жилища строились из жердей и тростника и часто располагались внутри огороженной территории, подобно традиционным жилищам китайских крестьян. Иногда один из домов селения был больше других, скорее всего, это небольшие святилища или общинные дома местных земледельцев. На каждые от 50 до 100 таких поселений в центральной области приходится один церемониальный центр, который вместе со своей группой поселений образовывал «зону». Это похоже на планировку современных городов, в которых районы обычно группируются вокруг какого-нибудь центра. В поселениях майя такие центры обычно включают в себя небольшую храмовую пирамиду и несколько зданий, по виду напоминающих дворцы, которые, очевидно, служили центрами религиозной и общественной жизни. Поселения майя были лишены какой-либо структуры – в них отсутствует не только продуманная система городской архитектуры, но и четкая планировка городских улиц.