Смекни!
smekni.com

Восстание Спартака (стр. 2 из 4)

На деле же все вышло совершенно по-иному. Ранним утром в день мятежа двое рабов выдали его план римскому городскому претору Луцию Корнелию Лен-тулу, а также проинформировали его о всех уже проведенных приготовлениях. Он тут же приказал задержать обоих, созвал сенат и известил его о грозящей опасности. Претору было поручено отправиться для расследования дела и подавления мятежа. С пятью легатами он двинулся в путь, требуя от всех римлян, встречавшихся на дороге, следовать за ним. К моменту прихода в Сетию под его началом находилось уже 2000 воинов. Однако никто из них ничего не знал о цели похода.

Когда в Сетии он без промедления распорядился схватить главарей заговорщиков, мятежные рабы тут же разбежались, жестоко преследуемые римскими отрядами.

И на этот раз Риму удалось подавить восстание в зародыше, причем сенат щедро отблагодарил доносчиков, подарив им свободу и выдав значительные денежные премии. Звонкой монетой рассчитался он и со свободными, оказавшими особо ценные услуги при подавлении мятежа.

Когда вскоре после того пришло сообщение, что оставшиеся от этого же заговора рабы хотят занять город Пренесту, нынешнюю Палестрину, расположенную в 50 км восточнее Рима, туда поспешил тот же претор и, прибыв, казнил 500 повстанцев.

Согласно Ливию, в 196 г. до н.э. еще один заговор рабов чуть было не привел к войне. Но и на этот раз тлевший огонь был потушен еще до того, как превратился в пожар. Зачинщиков же готовившегося восстания распяли.

Все эти заговоры и мятежи были довольно-таки безобидны в сравнении с последовавшими затем сицилийскими восстаниями рабов, оказавшимися для римлян гораздо более опасными.

Исходным пунктом первого значительного восстания, начавшегося в 135 г. до н.э., стал заговор 400 рабов сицилийского богача Дамофила. Наиболее подробно об этой войне рабов повествует Диодор, сицилийский историк, живший в I в. до н.э.:

«Никогда еще не было такого восстания рабов, какое вспыхнуло в Сицилии. Вследствие его многие города подверглись страшным бедствиям; бесчисленное количество мужчин и женщин с детьми испытало величайшие несчастья, и всему острову угрожала опасность попасть под власть беглых рабов, усматривавших в причинении крайних несчастий свободным людям конечную цель своей власти. Для большинства это явилось печальным и неожиданным; для тех же, кто мог глубоко судить о вещах, случившееся казалось вполне естественным. Благодаря изобилию богатств у тех, которые высасывали соки из прекрасного острова, почти все они стремились прежде всего к наслаждениям и обнаруживали высокомерие и наглость. Поэтому в равной мере усиливалось дурное обращение с рабами и росло отчуждение этих последних от господ, прорывавшееся в ненависти против них. Много тысяч рабов без всякого приказания стеклось, чтобы погубить своих господ».

Мир, царивший в Сицилии в течение 60 лет после разгрома великого Карфагена во второй Пунической войне (218–201 гг. до н.э.), принес на остров истинное процветание, на которое теперь покушались восставшие рабы.

После подавления первого великого сицилийского восстания спокойствие на Сицилии воцарилось ненадолго, ибо немногое изменилось на острове с тех пор, и в первую очередь рабы продолжали содержаться все в тех же чудовищных условиях. Не прошло и четверти века, как накопившаяся в угнетенных ненависть и жажда мести вновь прорвалась открытым насилием. Второе сицилийское восстание, начавшееся в 104 г. до н.э. и окончательно подавленное лишь в 100 г., в политическом плане дает больше материала для исследований, чем первое, ибо оно быстрее преодолело этапы неконтролируемых массовых акций и более энергично приступило к решению политических задач.

Второе сицилийское восстание рабов было вызвано слабостью римского правительства, которую оно проявляло в отношении противоправных действий работорговцев и рабовладельцев. Охваченные стремлением приобрести как можно больше дешевой рабочей силы, римские предприниматели часто покупали свободных граждан азиатских государств, похищенных у себя на родине разбойниками и продаваемых на рынках рабов при посредничестве римских откупщиков налогов[2].

Недолго римлянам пришлось ждать расплаты за эти преступления. Консул Марий, назначенный главнокомандующим на Северном фронте, получил от сената полномочия потребовать от заморских союзников Рима предоставления вспомогательных войск для участия в войне с кимврами. Однако в ответ на его обращения вифинский царь Никомед III без обиняков заявил, что не может послать соответствующий воинский контингент, ибо страна обезлюдела из-за похищений людей, которым потворствуют римские откупщики: большинство способных носить оружие жителей Вифинии проживает теперь в качестве рабов в различных провинциях Рима.

На это заявление римский сенат постановил, что отныне ни один из граждан государств союзников не может стать рабом в римских провинциях. Наместникам же провинций было приказано освободить всех жертв похищений, попавших в рабство.

В Сицилии за выполнение сенатского эдикта взялся претор Лициний Нерва. Для начала он приступил к расследованию всех обстоятельств, и уже через несколько дней на свободу было отпущено более 800 рабов, а всех похищенных, содержавшихся в сицилийских эргастулах, охватила радость.

Такая экспроприация пришлась не по вкусу крупным собственникам, и для того, чтобы предотвратить дальнейший ущерб, они собрали специальное совещание, в результате чего претор, запуганный или подкупленный богачами, прекратил всякие расследования. Рабов, собравшихся в ожидании освобождения в Сиракузах, где заседал его трибунал, он разругал и отправил к хозяевам.

Таким образом, рабы горько обманулись в своих ожиданиях. Вместо обещанной свободы их вновь ожидало беспросветное рабство. Жестоко обманутые, они покинули Сиракузы и собрались в служившем отчаявшимся рабам убежищем святилище Паликов, сицилийских богов Земли и подземного мира. Здесь, в древнем храме сицилийской свободы, они стали размышлять о том, как им защитить свои попранные права. Чаша гнева была переполнена, часы мести пробили. Ненависть против угнетателей, накапливавшаяся в течение 25 лет, вновь разразилась восстанием.

Фортуна повернулась к Риму лицом лишь после того, как в 101 г. до н.э. задача очистить Сицилию от повстанцев была возложена на Мания Аквилия, избранного консулом вместе с Марием, занимавшим эту должность уже в пятый раз. Проявив в ожесточенной битве с рабами личное мужество, он убил Афиниона в поединке, причем сам получил при этом ранение головы.

В 100 г. до н.э. второе сицилийское восстание рабов было окончательно подавлено. Тогда никто еще не знал, что самая крупная война с рабами – восстание рабов и гладиаторов под руководством Спартака – была еще впереди, причем ареной ее должна была стать сама Италия.

За четверть века между вторым сицилийским восстанием и восстанием Спартака над Италией опустошительным смерчем пронеслись восстание италиков, или так называемая Союзническая война, и гражданская война между Марием и Суллой. Правительству даже и после восстановления власти сената в результате победы Суллы над марианцами 1 ноября 82 г. у Коллинских ворот так и не удалось навести порядок в южных областях страны.

Спартак: биографическая справка

Источники по истории спартаковского движения крайне скудны. Это – несколько страниц в «Гражданских войнах» Аппиана и в плутарховой биографии Красса. Основной источник – «История» Саллюстия – почти целиком потерян. Другие источники (периохи 95 – 97-й книг Ливия, Флор, Орозий, Веллей Патеркул и др.) слишком кратки или не имеют самостоятельного значения[3]. Поэтому историю движения Спартака можно восстановить только в самых общих чертах. В частности, почти не известна биография Спартака.

Известно лишь, что он происходил из Фракии. Из беглых указаний Аппиана и Флора можно заключить, что Спартак служил раньше в римских вспомогательных войсках и за дезертирство был продан в рабство. Благодаря своей физической силе он попал в гладиаторы. Источники подчеркивают образованность, ум и гуманность Спартака.

Биография Спартака

Спартак (ок. 120 г. до н.э. – 71 г. до н.э.), вождь крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме. Происходит из племени медов во Фракии. Был на службе у царя Митридата. Попал в плен к римлянам и был продан в гладиаторы. Благодаря высокой доблести добился личной свободы. Будучи непримиримым врагом Рима и искренним борцом за человеческую свободу, в 74г. до н.э. возглавил восстание рабов, которое в скором времени охватило всю Италию. Источники подчеркивают образованность, ум и гуманность Спартака.

В табличном варианте биография Спартака выглядит так[4]:

ок. 120 г. до н.э. рождение Спартака во Фракии, на земле племени медов.
102 г. до н.э. начало военной службы в качестве воина в составе вспомогательных фракийских войск а римской провинции Македонии.
100 г. до н.э. в связи с возобновлением борьбы медов против римлян дезертировал из римской армии со множеством других фракийцев.
98 г. до н.э. после неудачной двухлетней борьбы с римлянами отправляется с отрядом единомышленников в Понт к царю Митридату в качестве политического эмигранта.
98–90 гг. до н.э. военная служба у Митридата.
89 г. до н.э. участвует в Первой Митридатовой войне и попадает к римлянам в плен.
89 г. до н.э. привезен в Рим и на невольничьем рынке продан в качестве раба. Служит пастухом на юге Италии.
87 г. до н.э. во время осады Рима МариемиЦинной(Римпринадлежит сторонникамСуллы) совершает побег из скотоводческой латифундии.
86–82 гг. до н.э. неизвестные страницы жизни Спартака: не исключено, что он находился на службе в марианской армии и участвовал в войне против Суллы. Приговором победителя сдается в гладиаторы.
82–76 гг. до н.э. находится в гладиаторской школе, выступает в качестве мурмилона, добивается личной свободы, но не уходит из школы, занимается обучением гладиаторов в качестве преподавателя.
76 г. до н.э. начинает формировать заговор из собственных учеников и гладиаторов корпорации мурмилонов с целью освобождения рабов и гладиаторов.
74 г. до н.э., лето совершает побег с кучкой товарищей на Везувий в связи с открытием заговора. Занимается подготовкой к распространению большой войны на всю Италию.
73 г. до н.э., лето – осень начало военных действий, победа над отрядом римских войск, прибывших из Капуи, затем – над армиями преторов КлодияиП. Вариния. Смерть ближайшего соратника Спартака – Эномая. Установление повстанцами на юге Италии новых порядков и уничтожение здесь римской власти.
72 г. до н.э., лето поход армии Спартака на север. Гибель Крикса и его армии в битве с претором Арием и консулом Гелием. Победы Спартака над армиями консулов Геллия и Лентула, а также наместника Цизальпийской Галлии проконсула Кассия. Убийсво Сертория в Испании заговорщиками, полная победа Помпея и Метелла. Резкое изменение военно-политической ситуации на западе и востоке (Л. Лукулл наносит тяжелые поражения Митридату и заставляет его бежать в Армению). Спартак меняет план действий и пытается напасть на Рим. Наносит сокрушительные поражения консульским армиям. Сенат назначает на борьбу с повстанцами нового командующего – претора М. Красса.
72 г. до н.э., август Спартак вновь возвращается с войском на юг Италии, намереваясь вовлечь в орбиту войны Сицилию. Он располагается на стоянку в городе Фурии и его окрестностях. Борьба с переменным успехом.
72 г. до н.э., сентябрь – декабрь Спартак уводит свои войска на Регийский полуостров. активные попытки повстанцев произвести вторжение в Сицилию с помощью десантов. Красс строит укрепленную линию «от моря до моря» с намерением уморить врага голодом.
72 г. до н.э., декабрь возвращение в Италию по вызову сената Помпея из Испании и Марка Лукулла из Фракии. Помпей назначается новым главнокомандующим в войне со Спартаком. Армия восставших совершает прорыв крепленной линии Красса. Яростные бои повстанческих войск с войсками Красса. Гибель Ганника, командира и соратника Спартака.
71 г. до н.э., начало января Гибель Каста, еще одного командира Спартака. Победы повстанцев над римскими военачальниками АрриемиСкрофой. Последнее сражение армии Спартака с войсками Красса. Смерть Спартака в сражении.

Начало восстания

В 73 г. Спартак находится в Капуе, в одной из гладиаторских школ. В начале лета около 200 гладиаторов составили заговор, который, по-видимому, был раскрыт.