Смекни!
smekni.com

Капитализм России на рубеже 90-х годов XX века (стр. 2 из 2)

Феномен социальных издержек позволяет определить соотношение сил разных субъектов в экономике и определить результаты социальных типов взаимодействия, задавая и воспроизводя их при этом. Затраты труда, времени, денег для осуществления координации и контроля за выполнением индивидами, фирмами, в том числе и "сверхфирмами" - правительствами, обязательств взаимообязывающего характера не только определяют темпы экономического развития, но и диктуют сам выбор между социальными системами.

Л.Л. Игонина Особенности формирования рыночной модели инвестирования в российской экономике Определение специфики сложившейся в России модели финансирования инвестиционной деятельности исходит из сопоставления общих закономерностей инвестиционной деятельности, сформировавшихся в рамках переходного периода, и кризисно воспроизводственного цикла в российской экономике. Это предопределено воздействием ряда факторов, существенно модифицирующих реализацию общих закономерностей инвестиционной деятельности и обусловивших формирование устойчивых негативных тенденций в инвестиционной сфере.

Сравнительный анализ в странах с развитым рынком и в российских условиях показывает, что сложившаяся в российской экономике модель инвестирования характеризуется существенными деформациями. В рыночной системе трансформация сбережений в инвестиции осуществляется посредством фондового или кредитного рынков, в российских условиях финансовый рынок как механизм перераспределения сбережений в инвестиции отличается крайне низкой эффективностью: использование фондового рынка для мобилизации сбережений и направления их в инвестиции практически не реализуется, более значимую роль в привлечении временно свободных денежных средств играют институты кредитной системы, главным образом банки; однако мобилизованные ими ресурсы в основной массе не покидают сферу обращения, где доходность является гораздо более высокой, чем в производстве. Наличие существенных различий в условиях экономического функционирования реального и финансовою секторов, свидетельствующее о нарушениях в процессе воспроизводства общественного капитала и разбалансированности связей и зависимостей между финансовым и инвестиционным рынком, определяет направленность инвестиционных потоков в экономике, ведет к оттоку капитала из производственного сектора в финансовый, что, сокращая инвестиционно-финансовые ресурсы производства, обусловливает неустойчивость финансового сектора, развитие которого не имеет стабильной воспроизводственной основы. В рыночной модели, где предполагается функционирование развитого финансового рынка, ситуация, когда сбережения превышают инвестиции, дает возможность удовлетворять растущий инвестиционный спрос. Специфика переходного этапа развития российской экономики, доминирование тенденций, дестимулирующих инвестиционную активность, предопределяют сокращение важнейших источников финансирования инвестиций в сдерживание их роста но основным направлениям. Это выдвигает в число особо актуальных проблем вопросы научного и практического осмысления условий и закономерностей финансирования инвестиционной деятельности в формирующейся рыночной среде и определяет необходимость разработки новых подходов к исследованию механизмом финансирования инвестиций к переходный период. Модель инвестиционной стратегии в условиях развития рыночных отношений должна быть ориентирована на реализацию четко сформулированных стратегических целей, базирующихся на выявлении национальных конкурентных преимуществ. Такой подход признан мировой практикой испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста, обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.

Р.М. Гусейнов К рыночной экономике мы уже опоздали Рыночная экономика в той или иной форме в нашей стране уже существует. Однако гарантий того, что мы никогда не свернем с этого пути, сегодня никто дать не может. Социалистические эксперименты оказались неудачными. Но это вовсе не означает, что капитализм вечен. Он перерождается в новую посткапиталистическую систему. Во-первых, меняется сущность современного государства. Оно все более берет на себя функцию буфера в межклассовых и межстратовых трениях, остается органом, призванным охранять социальный покой в обществе. Во-вторых, глубокие изменения происходят в формах собственности. Постоянно генерируется групповая и индивидуальная собственность. Мелкие и мельчайшие фирмы, состоящие из одного человека или семьи - характерная особенность современной западной экономики. Это некапиталистическая форма собственности. Но и не социалистическая, естественно. В-третьих, национальный доход все активнее перераспределяется в пользу простых граждан. В-четвертых, объективно изменяется отношение собственников к рабочей силе. Возрастающая фондовооруженность труда в крупной промышленности создает объективные границы для некомпетентности непосредственного производителя. В новых условиях его образование, квалификация, трудовая ответственность, здоровье становятся предметом забот предпринимателя. Хорошо работающий рабочий - это уже самодовлеющая ценность, и вокруг него развертывается целая система социальных услуг. Уже сегодня в развитых странах на одного занятого в сфере материального производства приходится два человека, занятых в сфере нематериального производства. В-пятых, в ряде стран успешно функционирует социал-демократическая модель экономической системы, предполагающая главной своей целью социальную защиту граждан. Социальная сфера выходит за пределы рыночных отношений, становится самостоятельной и самоценной зоной не-рыночных распределительных отношений. С другой стороны, рабочие все больше вовлекаются в процесс принятия решений на производстве, к участию в прибылях, к собственности. Трудно даже предположить, что такого рода тенденции не были известны современным российским реформаторам. И тем не менее на глобальном фоне посткапиталистического развития они решились строить капиталистическое общество, сознательно обрекая Россию на столетнее отставание от Запада. "Капитализм" в России цветет пышным цветом. Но цветы какие-то уж больно свои, геранистые. В прессе жалуются, что мы слишком много перенимаем у Запада. Здесь столько преувеличений! Такого разудалого капитализма на Западе уже, слава Богу, нет. Выдающиеся западные мыслители давно пишут о новом информационном или технотронном обществе, в котором основной формой богатства становятся знания, основная масса занятых перерабатывает не материальную субстанцию, а информацию, а самыми богатыми и уважаемыми людьми становятся не промышленники и финансовые воротилы, а создатели компьютерных программ, ученые, интеллектуальная элита.

Российская же интеллектуальная элита больше размышляет о нашей высочайшей духовности, о новой "национальной идее", о благотворной роли ортодоксального православия и даже о монархическом духе народа. Пока мы будем обо всем этом думать, "дикий" и "бездуховный" Запад еще дальше продвинется к новейшему компьютеризованному технологическому способу производства, небескорыстно поощряя нас в наших потугах строить капитализм. В России никогда не было капитализма в системном виде. Нет его и сейчас. Хотя бы потому, что за годы реформ в России так и не появился класс промышленной буржуазии. Зато быстро "разбухает" прослойка торговых и финансовых посредников, которые не могут, по определению, воздействовать на экономическое оживление и, тем более на экономический рост. Вся экономическая история России доказывает, что нашему народу не присущи и даже претят капиталистические формы производственных отношений. Искусственно насаждать их сегодня - значит идти не только против собственного естества, но и против мировой тенденции.