Смекни!
smekni.com

Реформы в России в 1860–1870-х гг. (стр. 2 из 2)

ГЛАВА 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ РЕФОРМЫ

Государственная роспись доходов и расходов не опубликовывалась и не считалась обязательной к исполнению. Такой порядок привел к тому, что ни одно государство, не зная ни доходов, ни расходов России, не могло согласиться дать ей денег взаймы, нужных на ведение Крымской войны. Россия была вынуждена покрывать свои военные издержки выпуском бумажных денег. При таких условиях государство было близко к банкротству [1, c. 187].

Комиссия 1859 г. выработала целый ряд вполне разумных и неотложных правил. Самым важным из этих финансовых законов стал закон, установивший так называемое единство государственной кассы и опубликование в самом начале года общей государственной росписи доходов и расходов [1, c. 188].

В 1864 г. были открыты новые местные учреждения государственного контроля, так называемые контрольные палаты, через которые стали проходить все счета и оправдательные документы к ним. Двумя годами ранее была раскрыта тайна расходов и доходов страны. Правительство решило заменить тайну возможно полной откровенностью [1, c. 188].

С введением этих реформ Россия в первую очередь стала открытой для кредитов.

Структура доходов бюджета за десятилетия реформ не претерпела существенных изменений. Финансовое благополучие казны, как отмечалось, основывалось на литейном доходе, и в 1863–1865 гг., и в 1873–1875 гг. от 15% до 18% доходов приносили подати и оброки. Увеличилась доля таможенного дохода: в среднем с 7,2% до 9,5%. Несколько выросли (в пределах 1% по каждому виду дохода) доля сахарного и табачного доходов, лесного дохода, дохода от казенных железных дорог и платежей железнодорожных обществ.

На платежи по государственным долгам и в 1863–1865 гг., и в 1873–1875 гг. приходилось свыше 15% государственных расходов. К середине 70-х годов относительное бюджетное равновесие было достигнуто.

В долг жило не только государство, но и экономика страны. Для развития экономики страны и укрепления ее финансового положения необходимы были новые реформы [1, c. 193].

ГЛАВА 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. Реформа растянулась на 12 лет, с 1862 по 1874 гг. и затронула все области военного дела – центральное и местное управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство, медицинскую службу и др.

Первым шагом в подготовке военной реформы стал ввод «Главных правил и мнений об обязанностях и духе военного звания» в 1862 г.

Одна из первых реформ – реорганизация центрального военного управления и создание местных органов управления в виде военных округов.

Основным недостатком существовавшей в то время системы военного управления являлась чрезмерная централизация, мешавшая возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Центральное управление Военного министерства к началу реорганизации включало в себя следующие департаменты:

· инспекторский, ведавший личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшиеся военному министру;

· Генеральный штаб, занимавшийся вопросами дислокации, размещения войск, разработкой дислокационных карт, маршрутов;

· провиантский, осуществляющий снабжение армии; комиссариатский, в ведении которого было денежное и вещевое снабжение армии, а также устройство госпиталей и их снабжение;

· медицинский департамент ведал вопросами медицинского и ветеринарного обслуживания [1, c. 134].

Для более стабильного и быстрого развития были проведены реформы.

Эти реформы заключались в следующем:

- сокращение численности армии на 40 %;

- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;

- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии [1, c. 141];

- введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы.

По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. Однако правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию брало из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников.

Призыву не подлежали: 1) единственный сын у родителей; 2) единственный кормилец в семье; 3) если старший брат призывника отбывает или отбыл службу.

Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках – 15 лет, в том числе 6 лет в строю и 9 лет в запасе; во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

Для получивших начальное образование срок действительной службы сократился до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода [1, c. 143].

ГЛАВА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНЗУРНОЙ РЕФОРМЫ

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.

Разработка цензурной реформы велась комиссией Д.А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей.

Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру [1, c. 165].

Это было новшеством, так как ещё по цензурному уставу 1826 г. за цензурой должен был следить верховный цензурный комитет. Он следил: 1) за науками и воспитанием юношества; 2) за нравами и внутренней безопасностью; 3) за направлением общественного мнения. Цензура того времени запрещала говорить не только прямо, но и косвенно в печати не только о правительстве, но даже о властях, т.е. обо всей администрации, чтобы не пострадало от того должное к ним почтение, чтобы не ослабли чувства преданности, верности и добровольного подчинения [1, c. 155].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, во второй половине XIX в. в Российской империи были проведены судебная реформа, реформа земского и городского самоуправления, военная реформа, цензурная и финансовая реформы.

Представляется, что предпосылкой вышеуказанных реформ послужила крестьянская реформа, повлекшая за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни.

На наш взгляд, наиболее значимые изменения произошли в судебной сфере, так как благодаря этой реформе в общественную и хозяйственную жизнь страны были внесены совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Менее значимые изменения имели место в финансовой сфере в связи с тем, что и сами люди и государство были попросту не готовы что либо изменять.

Очевидно, что реформы 1860–1870-х гг. стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество. Впервые за несколько десятилетий в обществе появилась основа для деятельности, на которой могли объединить усилия все прогрессивные силы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Титов, А.А. Реформы Александра II и их судьба / А.А. Титов. – М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1910. – 200 с.