Смекни!
smekni.com

Анализ загадок личности и правления императора Павла I (стр. 5 из 6)

Один против пьяной ватаги Павел стоит безоружный, в полумраке опочивальни всматриваясь в своих палачей. Бесстрашно гладит он в глаза смерти. Князь Платон Зубов, действовавший в качестве оратора и главного руководителя заговора, обратился к императору с речью. Отличавшийся обыкновенно большою нервностью, Павел на этот раз, однако, не казался особенно взволнованным и, сохраняя полное достоинство, спросил, что им всем нужно.

Платон Зубов отвечал, что «деспотизм» его сделался настолько тяжелым для нации, что они пришли требовать его отречения от престола.

Император Павел, преисполненный искреннего желания доставить своему народу счастье, сохранять нерушимо законы и водворять повсюду правосудие, вступил в спор, сильно жестикулируя. Пьяным убийцам, в наглую прохаживавшимся по его покоям, государь оказал яростное сопротивление. Он выхватил из ножен шпагу со словами: «Я умру вашим императором!» Шталмейстер граф Николай Зубов, человек громадного роста и необыкновенной силы, будучи совершенно пьян, ударил Павла по руке и сказал: «Что ты так кричишь?»

При этом оскорблении император с негодованием оттолкнул левую руку Зубова, на что последний, сжимая в кулаке массивную золотую табакерку, со всего размаху нанес правою рукою удар в левый висок императора. Он без чувств повалился на пол. Озверевший Зубов, размахнувшись, ударяет тяжеловесной золотой табакеркой, подарок Екатерины, в висок Павла Петровича, и он с громким стоном падает. Все сразу, как почуявшие кровь хищники, набрасываются на него цареубийцы. Бульдожьей мертвой хваткой Пален обеими руками впивается ему в горло. Таким образом, он вступил в неравный бой и принял мученическую кончину за свой подвиг царственного служения.

Так погиб гуманнейший Государь, кроме добра России и народу ничего не желавший. Приблизительно до девятисотых годов, т.е. столетия кончины Императора Павла Первого в России было строго запрещено касаться в печати обстоятельств цареубийства 11 марта 1801 года. Император Павел Первый царствовал четыре года, четыре месяца и четыре дня, и был убит на сорок седьмом году жизни.

Своей подвижнической жизнью и мученическим концом Павел 1 как бы искупил прежние грехи династии [1, c. 319]. Род Романовых, исчезнувший после Петра Великого, при Павле 1 разрастается и становится одним из самых плодовитых царских родов Европы. Всем известно, что обильное потомство – знак благословения Божия, особенно это касается царских родов. Можно смело сказать, что Павел 1 стал новым родоначальником русский царей. Он навсегда прекратил борьбу за царский престол внутри рода, издав свой известный «Закон о Престолонаследии», четко определявший, кто должен вступать на трон после монарха. В потомках его заметно истинное, благородство, возвышенность духа, преданность Православной вере и идеалам служения Отечеству, что сильнее всего проявлялось в последнем нашем Государе Николае II [1, c. 312].

§9. Павел I глазами историков его эпохи

Судя по портретным изображениям, Павел Петрович имел несомненное внешнее сходство, как с отцом, так и с матерью. А если и были лица, что называется, державшие свечку, присутствовавшие при акте зачатия будущего императора от некоего постороннего лица, то воспоминаний они не написали и предпочли остаться неизвестными. Впрочем, сама Екатерина Великая не прочь была поддерживать слухи о незаконности происхождения Павла – ей это было весьма на руку. Она ведь собиралась передать престол старшему внуку, а вовсе не сыну.

Другой любимый сюжет историков павловского времени – сумасшествие императора. В утверждениях, что Павел был безумен, торопливые историки так преуспели, что смогли навязать массовому сознанию это утверждение как непреложный факт [2, c. 188]. А между тем доказательств никаких нет. Такое «доказательство», как якобы несомненная психическая ненормальность Петра Третьего, унаследованная его сыном, – не более чем миф, старательно распространявшийся Екатериной Второй и ее приспешниками.

Безусловно, Павел I не был ангелом во плоти и имел очень тяжелый характер – тому есть причины. Легко представить итоговое душевное состояние человека, который, будучи отпрыском царской крови и законным наследником престола, с детства и до 42-летнего возраста жил фактически в золотой клетке, под надзором, не имея никаких властных полномочий и никакого влияния, встречая откровенное пренебрежение и неуважение со стороны матушкиных фаворитов, подвергаясь иногда прямым унижениям, не имея возможности толком общаться с собственными детьми, которых матушка у него отбирала в собственных видах и для ограждения от «дурного влияния».

Павел откровенно ненавидел и заслуженно презирал уклад и атмосферу чудовищно развращенного и лицемерного екатерининского правления. Он искренне мечтал «вымести всю эту грязь и мерзость», утвердить в России высокие чистые нравы, установить истинно просвещенную монархию и достичь идеальной государственно-общественной гармонии. Он сам неоднократно говорил об этом при свидетелях [2, c. 195].

Но сумасшедшим неадекватным импровизатором Павел не был никогда. Просто он свято верил в волшебную силу своей императорской воли. И в то, что отданные им словесные приказы будут такой же волшебной силой превращаться в дела, не встречая никакого сопротивления. А время было уже совсем другое. Петровский деспотизм, дикий и неограниченный, ушел в прошлое. За век дворцовых переворотов русская аристократия научилась окорачивать своих монархов и указывать им пределы полномочий, не посягая при этом на императорскую власть.

Про Павла история сохранила множество анекдотов. Некоторые из них широко известны. Например, анекдот про "поручика Киже" - несуществующего офицера, созданного ошибкой писаря, каковой офицер милостью императора за несколько дней вырос в чинах от поручика до генерала, потом якобы умер и был якобы похоронен, а император прислал ему на могилу венок. Или анекдот про то, как император сослал в Сибирь целый полк за ошибку в маршировке на плацу...

Ничего этого в реальности не было. Зато было многое другое. Были императорские указы, касавшиеся несущественных бытовых мелочей жизни рядовых подданных:

─ Указ о запрете ношения круглых шляп, жилетов, фраков и башмаков с лентами;

─ Указ о непременном гашении в домах света ровно в 9 часов вечера;

─ Указ о запрещении носить бакенбарды;

─ Указ о запрещении носить прическу с тупеем (локоном), опущенным на лоб;

─ Указ о запрещении танцевать непристойный танец вальс;

─ Указ о запрещении кучерам кричать и материться во время езды;

─ Указ о запрещении употреблять в речи и на письме слова «клуб», «совет», «представитель», «гражданин»;

─ Указ о запрещении ввоза иностранных книг и торговли теми, которые уже имеются.

Все это – типичные проявления характера самовластно-деспотической личности. Непризнание чьей-либо воли и авторитета, кроме своих собственных. Попытки охватить неохватное. Намерение руководить тем, чем руководить нельзя – глаз не хватит, и руки не дотянутся. Стремление вмешиваться даже там, где стороннее вмешательство бессмысленно и смешно.

Император словно дает понять подданным, что он вездесущ, как Бог, и непрерывно следит за ними своим грозным всевидящим оком. И, к сожалению, не способен понять, что таким вмешательством и всеприсутствием только раздражает общество и восстанавливает его против себя. Волей-неволей поверишь, что царь сумасшедший, коли его государственный ум занят такими вещами, как бакенбарды и локоны.

На версию павловского безумия вроде бы работают и другие факты. Например, объявление им 15 июля 1799 года войны Испании, на что испанский двор недоуменно ответил: война так война, извольте, да только для воевания нам негде сойтись – ни на суше, ни на море места нет. Или намерение вместе с Наполеоном Бонапартом вторгнуться в Индию и вышибить оттуда англичан – при всем том, что ни по морю, ни посуху добраться до Индии русская армия в то время никак не могла...

Но эти факты объяснимы. Несостоявшуюся войну Испании Павел объявил в отместку за дипломатическую поддержку ею Французской республики. К Великобритании он был настроен не менее враждебно, чем тогдашнее британское правительство к России. В Наполеоне Бонапарте (тогда еще не императоре, только первом консуле) Павел безошибочно угадал будущего грозного противника – и решил превратить его из противника в друга и союзника. Что ему, в общем-то, почти удалось, но ненадолго – продолжить дело помешала смерть.


§10. Государственная мудрость Павла I

Примеров трезвомыслия и государственной мудрости императора Павла немало. Петровский закон о престолонаследии, позволявший монарху самому назначать себе наследника-преемника и тем создававший благоприятную атмосферу для дворцовых переворотов, Павел отменил – и ввел новый закон, безотказно действовавший до самого конца русской монархии. Он ограничил работу крепостных крестьян на барской запашке (барщину) тремя днями в неделю, резонно указав, что крестьянам тоже надо кормиться, а не только работать на господский карман. Он поставил на деловую основу перевооружение армии и обучение войск ратному делу; упразднил прежние порядки, благодаря которым некоторые липовые «офицеры» дослуживались до высоких чинов, ни дня не побывав в строю. Он ввел правила отчетности и делопроизводства, благодаря которым российская административная система начала избавляться от екатерининского вольного разгильдяйства [9, c 94-95].

Но предметом особого внимания Павла была честь – честь офицерская, гражданская, семейная, деловая, служебная. Едва ли не половина всех указов и именных повелений императора касалась вопросов чести. И здесь он был особенно суров и непреклонен, ибо полагал, что «подлость, низость и бесчестие» - главные причины всех российских неурядиц, что дерзкая выходка пьяного младшего офицера и многотысячное взяточничество высокого гражданского чиновника равно опасны для общественной нравственности и устоев российской государственности.