Смекни!
smekni.com

Золотопромышленность на Урале (стр. 2 из 2)

С целью содействия развитию золотопромышленности правительство издало закон и утвердило список машин и частей к ним, которые разрешалось в течение 10 лет ввозить беспошлинно через все границы империи для надобностей сибирско-уральской золотопромышлености. Этот закон открыл возможность промышленникам ознакомиться с употреблявшимися за границей машинами. Иностранные машины стали образцом не только для золотодобытчиков, но и для машиностроительных заводов, которые стремились делать свою продукцию не хуже заграничной. Например, первая драга появилась в России в 1900 г., на Урале – в 1901 г., а уже в 1902 г. начал строительство драги Невьянский завод на Урале и в 1903 г. – Путиловский завод в Санкт-Петербурге. В 1916 г. на Кыштымском заводе начали извлекать золото методом электролиза из шламов, остававшихся после выплавки меди.

Для покупки новой техники требовались большие средства, и это объективно способствовало созданию в золотодобывающей промышленности акционерных обществ, в том числе и с участием иностранного капитала. И хотя большая часть золотых приисков вошла в состав обществ, созданных в старых горных округах, но были и объединения. специализирующиеся только на добыче золота, такие как Анонимное общество Кочкарских промыслов, Троицкое золотопромышленое общество и др. В годы первой мировой войны добыча золота на Урале, как и в целом по России, значительно снизилась.

Следующий, шестой период (1917–1928 гг.) – период застоя. Уже в конце 1917 г. – в начале 1918 г. по Уралу прокатилась волна национализации золотодобывающих предприятий. Не имея оборотных средств, запасов материалов и оборудования, многие рудники и прииски прекращают работу, квалифицированные кадры разъезжаются. После гражданской войны золотопромышленность Урала предстала в жалком виде: почти все рудники были затоплены, оборудование приведено в негодность. 25 сентября 1919 г. для управления золотодобывающей промышленностью региона было создано управление «Уралзолото», существующее и по сей день. Правительство, занятое тяжелой и топливной промышленностью, не уделяло большого внимания и не выделяло достаточных средств на организацию добычи золота. Вплоть до первой пятилетки на Урале не было проведено сколько-нибудь значительных работ по восстановлению прежних крупных золотодобывающих предприятий и строительства новых. Сократились также геологические исследования и разведки на золото. Старательская добыча, достигнув максимума в 1923–1924 гг., в дальнейшем сократилась из-за налогов, так как финансовые органы рассматривали старателей как кустарей и устанавливали им фиксированный уровень уплаты налогов, независимо от количества добытого металла. Объем добычи золота в этот период ни разу не превысил уровня 1913 г. – 441 пуд, или 7 тонн.

Седьмой период (1928–1991 гг.) – «плановый» период. Он оказывается самым «таинственным» в истории уральской золотопромышленности. В это время были восстановлены все старые центры золотодобычи, проведено переоборудование рудников и приисков современными приборами и механизмами. Но большее внимание все же уделялось Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии, где имелись богатые и обширные месторождения и себестоимость добычи золота была ниже, чем на Урале. А с 1931 г. все сведения, касающиеся добычи и технического оснащения отрасли, были засекречены и до сего дня еще не введены полностью в научный оборот.

С 1992 г. наступил новый – восьмой – этап развития золотодобычвающей промышленности Урала. Особенность его можно увидеть в том, что государство, являясь. собственником недр, приняло на себя обязательство покупать у золотодобывающих предприятий только часть добытого ими золота. Но эти деньги перечисляются нерегулярно, с большими задержками. Оставшийся у золотодобытчиков металл разрешено скупать коммерческим банкам, однако они не могут полностью распоряжаться им по своему усмотрению, так как нет закона о свободной продаже и обращении золота. Этот парадокс усугубляется тем, что себестоимость уральского золота довольно высокая, примерно на уровне цен Лондонской биржи. Получается, что золотодобытчики работают себе в убыток, не имея возможности обновлять оборудование, что ведет к дальнейшему удорожанию продукции. Закрыть же старые уральские золотые рудники невозможно, так как в городах Березовском и Пласте, например, золотодобывающие предприятия являются градообразующими, а в каждом из этих городов более 100 тыс. жителей. Очевидно, что для вывода уральской золотопромышленности из кризиса необходима программа комплексных мер по финансированию и техническому переоснащению отрасли, а также всесторонняя государственная поддержка.

Уникальные самородки Урала

В свой «золотой век» – первую половину прошлого века да и позднее – Урал из года в год изумлял своими сокровищами. Особенно находками уникальных даже по мировым меркам самородков золота. Они чаще попадались старателям Южного Урала.

Даже царствовавший Александр I не мог устоять перед манящим признаком старательского «фарта». 23 сентября1824 года на «свой» прииск Царево-Александровский приехал сам император. Он потребовал старательский инструмент, чтобы лично попытать счастья. «22 пуда песка перелопатил «государь Всея Руси», и был по-царски вознагражден его пот». В этой груде песка обнаружился более чем трехкилограммовый самородок золота. Правда, легенды говорят, что его подбросило под царскую лопату услужливое приисковое начальство.

Именно на Урале были найдены самые большие самородки в истории русской золотодобычи. Каждый из них удостоился имени. Наиболее известны самородки «Большой треугольник», «Большой» и «Малый Тыелгинские», «Заячьи уши».

Самородок «Большой треугольник» весом около 32,04 кг до сих пор чемпион в истории отечественной золотопромышленности.

К 1842 году знаменитые Царево-Александровский и расположенный рядом с ним Царево-Николаевский прииски почти совсем оскудели. От знаменитых недавно еще месторождений остался невыработанным только один целик пород – под золотопромывательной фабрикой. Фабрику решили разобрать и промыть оставшиеся пески. 26 октября 1842 года под самым основанием фабрики и была обнаружена редчайшая по размерам глыба золота в 2 пуда 7 фунтов 92 золотника весом. И это была не единичная находка. Уникальный клад природы.

На речке Тыелге, левом притоке Миасса, находился заброшенный Староандреевский прииск, работы на котором велись в 30–40-х годах прошлого столетия. Потом работы там по неизвестным причинам прекратились. В 1935 году на старую шахту пришла бригада старателей А. Сурова. За считаные дни разработки в шахте было добыто более 40 килограмм золота, и среди них два уникальных самородка – «Большой» (весом 14 кг 231 г.) и «Малый (весом 9 кг 386 г.) Тыелгинские».

1935 год был счастливым для южноуральских старателей. К югу от Миасса, невдалеке от Царево-Александров-ского прииска, чуть ли не на обочине дороги старатель Петр Симонов решил пройти шурф. Октябрьская земля промерзла и очень туго поддавалась. Когда старатель присел отдохнуть мимо проходили две девушки, которые решили «утереть нос» мужику, взяли у него лом и кайло и быстро сняли мерзлый слой и смеясь убежали! Симонов, отдохнув, подошел к шурфу и увидел как прямо под слоем обледенелой земли выказался нестерпимым блеском самородок золота. За удивительную похожесть на головку зверька самородок получил название «Заячьи уши». Веса в самородке оказалось 3 кг 343 г.

золотопромышленность урал рассыпной самородок


Заключение

В заключение можно добавить: золото было и остается основой экономической устойчивости стран. В золотовалютных резервах «Золото нужно всем, везде и всегда. И так будет вечно!» – утверждал еще в стародавние времена древнегреческий философ.

XXI век доказал – развитие цивилизации только повышает запросы общества и промышленности на этот замечательный металл. После некоторого периода спада мировых цен за золото, весьма, кстати, кратковременного и незначительного, на мировых рынках вновь улучшается его конъюнктура. В 2003 году рудники и прииски мира выдали 2600 тонн золота.

Россия, некогда лидер мировой золотодобычи, не отстает. В 2003 году ее шахтеры и старатели поставили около 180 тонн золота. Немалая доля. И тоже добавили – выдали на 6 почти тонн больше, чем в предыдущем году. Стабильно наращивают добычу и предприятия Урала. Свердловская и Челябинская области и сегодня идут здесь в первых рядах. В крае увеличивается число золотодобывающих предприятий. Если в 2002 году на Урале работали на драгоценный металл 12 приисков и рудников, то в начале 2003-го – уже 18. А всего на сегодня запрошены и выданы около 30 лицензий на разведку и разработку уральских коренных и россыпных месторождений золота.

Поэтому обоснованными видятся расчеты, что в 2011 году страна получит уже 205 тонн, а в 2020 году – 235 тонн этого металла.


Список использованной литературы

1. Данилевский В.В. Русское золото. М., 1959;

2. Моров А.П. Золото. Якутск, 1963