Смекни!
smekni.com

Влияние ереси жидовствующих на русскую культуру рубежа XV–XVI вв. (стр. 4 из 5)

Таким образом, атака на митрополита в конце-концов возымела действие. Высшие церковные иерархи сумели в тот день воспользоваться отсутствием в Москве князей В.И. Патрикеева, С.И. Ряполовского и Ф.В. Курицына (отправившихся ратифицировать мирный договор с Литовским князем) и свели Зосиму с престола. Он оставил митрополию и ушел на покой сначала в Симоново, затем в Троицу и в конце-концов в Белоозеро.

Выборы нового митрополита затянулись[61]. Опять не случайно, между его удалением в мае 1494 г. и возведением в митрополиты игумена Троице-Сергиева монастыря Симона в декабре 1495 года, протекло целых полтора года. Очевидно, придворная интрига жидовствующих высматривала для себя нового безопасного кандидата. Но в данном случае еретики успеха не имели.

Симон оказался православным, но отрицательно был приемлем тем, что не начал своей деятельности с истребления ереси. Федор Курицын по-прежнему проводил на церковные места своих людей[62]. Но вскоре обстановка поменялась. Кратковременный триумф Дмитрия-внука (коронация 1498 г.) вскоре сменился опалой его видных сторонников и пожалованием в 1499 г. новгородского княжения злейшему врагу еретиков – княжичу Василию. В 1500 г. умер Курицын[63]. Иосиф Волоцкий вместе с митрополитом Симоном дождались перелома в настроениях великого князя и придворных сфер[64]. В 1502 г. покровители Курицына – Дмитрий и княгиня Елена оказались в темнице. Уже накануне церковного собора 1503 г. (на пасху, т.е. 16 апреля) Иван III пообещал Иосифу начать преследование еретиков.

17 апреля 1503 г. умерла Софья Палеолог. Смерть своей высокой покровительницы иосифляне, возможно, использовали для дальнейшего давления на великого князя.

Накануне собора 1504 г. Иосиф доработал «Книгу на еретики» («Просветитель»). Это произведение сыграло роль развернутого обвинительного заключения. Назойливое стремление вывести ересь из враждебной Литвы должно было обеспечить вынесение смертного приговора вольнодумцам.

О соборе 1504 г. сохранилось короткое сообщение свода 1508 г. ( в редакции 1518 г.) : «Той же великой зимой, князь великий Иван Васильевич и князь великий Василий Иванович всея Русии со отцом своим, с Симоном митрополитом, и с епископами, и с всем собором, обыскали еретиков, повелели их лихих смертною казнию казнити; и сожголи в клетке дьяка Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, декабря 27, а Некрасу Рукавову повелели язык отрезать и в Новгороде Великом сожгли его. И той же зимой архимандрита Касияна Оуревского сожгли, и его брата, иных многих еретиков, а иных в монастыри отправили».

Московские и новгородские костры вызывали ропот не только в народе, но и среди монашества. Иосифу Волоцкому пришлось писать специальное послание от имени митрополита о соблюдении соборного определения вероотступников и правомерности казни еретиков как «вероотступников»: «еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням[65]».

Таким образом, ереси жидовствующих был положен конец.

§2. Влияние ереси жидовствующих на русскую культуру конца XV – начала XVI вв.

Еретики сыграли заметную роль в оживлении общественной мысли и литературы в России. По посланиям Геннадия можно, хотя бы приблизительно, установить круг интересов вольнодумцев. Это прежде всего библейские книги Ветхого завета, житие папы Сильвестра (современника императора Константина) слова александрийского патриарха Афанасия против ариан. Особый интерес для них могло представлять обширное послание византийского патриарха Фотия болгарскому князю Борису-Михаилу об осуждении ересей на семи вселенских соборах. Примыкали к этой литературе и сборники изречений библейских мудрецов – «Притчи Соломона» и «Иисус Сирахов», а также сборник изречений греческого драматурга IV в. Менандра.

Памятником философской литературы была «Логика» - компиляция трактатов еврейского мыслителя Моисея Маймонида (XII в.) и арабского ученого Аль-Газали (конец XI– начало XII вв.). «Логика» была своеобразной энциклопедией философской мысли и давала представление об античном и арабском материализме. Благодаря еретикам, на Руси получили распространение троянские саги, апокрифы о Соломоне и Китоврасе.

Итак, даже отрывочные сведения о книгах, читавшихся еретиками, говорят не только о реформационных устремлениях вольнодумцев, но и поисках ими реальных философских и естественнонаучных знаний. Вынужденный вести с ними ожесточенную полемику, Геннадий и его окружение способствовали распространению тех же книг, что читали еретики. Все это пробуждало новые интересы, оживляло научную, философскую мысль и жажду познания.

Сами еретики также создают литературные произведения. Это «Лаодикийское послание», «Повесть о Дракуле» и «Написание о грамоте» Федора Курицына, «Сказание о князьях владимирских» (в первоначальной редакции) Ивана Черного[66].

Для полемических целей архиепископ Геннадий предпринял перевод с латинского одного популярного в то время труда сорбоннского профессора Николая де Лира, под названием (в переводе) «Прекраснейшие старания, иудейское безверие в православной вере хулящие». Также было переведено еще одно западное сочинение «Учителя Самойла Евреина на богоотметные жидове обличение пророческими речами».

Крупнейшим предприятием стал перевод полного текста Библии. До этого библейские книги переписывались групповыми сборниками: то Пятикнижие, то Псалтырь и Притчи, то Пророки, Большие или Малые.

Иосиф Волоцкий, чувствуя большой недостаток оригинальной русской учительной литературы в смысле систематического изложения православного вероучения, противопоставил наукообразным приемам жидовствующих «Просветитель». В результате появился объемистый том первого русского догматического богословия[67].

православный ересь жидовствующий культура


Заключение

Таким образом, ересь жидовствующих являет собой сложный исторический процесс, имевший большие культурные последствия. Некоторые загадки данного процесса, к примеру, такие как «Лаодикийское послание», еще требуют работы над ними и ждут своих исследователей.

Появившись в 1470 г., ересь просуществовала втайне целых семнадцать лет. Это была хорошо законспирированная организация. На протяжении всего своего существования ересь не была массовой, скорее это была мода в высших кругах общества, его элиты. Особенно хорошо это видно в истории московской ветви жидовствующих. В Новгороде она носила скорее семейно-сектантский характер.

Казни еретиков были невиданным и непривычным делом и вызывали возмущение как у простых людей, так и у монашества. Стоит заметить, что после собора 1488 г. архиепископ Геннадий охотно прощал раскаявшихся в еретичестве и наказанию подвергались лишь особенно упорствовавшие, то есть, в избегании физической расправы над еретиками были заинтересованы и сами церковники.

Как уже было сказано, еретики оставили богатое культурное наследие и сами способствовали появлению литературных произведений со стороны своих противников. Прославление еретиками разума, грамотности свидетельствовало о пробуждении, хотя бы в узком слое русского общества рубежа веков стремления к знаниям, образованности. Их деятельность подрывала основы церковной ортодоксии, способствовала развитию научных представлений. Византийские традиции начинали постепенно идти на убыль, церковь отходила от прежних позиций, тем более этому способствовала великокняжеская власть, все более усиливавшаяся.

Русское государство стояло на пороге Возрождения, Нового времени.

Список источников и литературы

Источники

1. Иосиф Волоцкий. Просветитель.// http://www.krotov.info/acts/16/1/1505pros_rus.html.

2. Лаодикийское послание Федора Курицына. //http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5072

3. Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Прохору

Сарскому. 1487 г.//http://www.krotov.info/acts/15/3/gonozov.htm

Литература

4. Голубинский Е.Е. История русской церкви: Т. 2. / Е.Е. Голубинский. - М.: Б. и., 1881.

5. Зимин, А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий: (Очерки социал.-полит. истории) / Зимин Александр Александрович. - М. : Мысль, 1982.

6. Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955.// http://www.krotov.info/history/15/1/kazakova.htm.

7. Карташев, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1: Карташев Антон Владимирович. - М.: Эксмо, 2006.

8. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси [Текст]: Учеб. для вузов / Клибанов Александр Ильич ; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-пресс, 1996.

9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Костомаров Николай Иванович. - М.: Эксмо, 2004.//http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm.

10. Макарий (митр. Московский и Коломенский; Булгаков М. П.).

История русской церкви. Кн. 4; Ч. 1: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589), отд. 2: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии. Макарий (митр. Московский и Коломенский; Булгаков М.П.). - М.: Изд. Спасо-Преображен. Валаам. монастыря,1996.//http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak3202.htm#number2.

11. Никольский Н.М. История русской церкви / Никольский Николай Михайлович; Предисл. Круглова А.А. - Минск: Беларусь, 1990.

12. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Соловьев Сергей Михайлович.- М.: Эксмо, 2006. Т. 5.// http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm.


[1] Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Прохору Сарскому. 1487 г. //http://www.krotov.info/acts/15/3/gonozov.htm