Смекни!
smekni.com

Особенности трансформации средневековой Германии в XI-XIV веков (стр. 2 из 5)

Жители ее страдая от притеснений свободных феодалов, решили пойти под покровительство крупного землевладельца Гунтрама. Этот феодал, воспользовавшись правом «покровителя» начал угнетать крестьян. Попытки крестьян жаловаться не увенчались успехом. Непокорных крестьян согнали с земли, посадив на ней сервов. То же постигло и деревню Мури, ставшую жертвой произвола соседнего графа.

Но сохранение крестьянской свободы не означает, что в Германии к тому времени не сложился феодальный строй. Основная масса крестьян уже к концу XIвека была поставлена в поземельную и личную зависимость; лично свободные крестьяне несли различные фискальные и военные повинности в пользу короля или другого крупного местного владетеля. Эксплуатация государственной властью части населения, проживавшего в различных областях страны, служила основой существования сплоченной государственной организации в Германии в период, когда в других западноевропейских странах наступила уже в полная феодальная раздробленность.

Основную массу зависимого крестьянства в XI век составляли колоны и литы. В Баварии близкими по своему положению к колонам были баршалки. Эти три категории зависимого крестьянства образовались преимущественно из свободных людей. Наиболее угнетенной частью населения были сервы, унаследовавшие свое положение от сервов и рабов предыдущего времени. В восточных районах, а также в Тюрингии и на Майне встречалось много крепостного славянского населения. Особую категорию составляли крепостные фиска и короля, которые сохраняли свое название и свой юридический статус, даже находясь вдали от церкви и частных феодалов. Церковные крестные пользовались некоторыми преимуществами эксплуатируемого населения. Также можно увидеть множество (до 16 видов) различных категорий и оттенков зависимого населения.

Различия в юридическом статусе не свидетельствуют, что отдельные группы крестьян не подвергались эксплуатации; они лишь выражают варианты зависимости и разные формы феодального гнета. В феодальном обществе не было таких категорий населения, которые не подвергались бы феодальной эксплуатации. Вся земля принадлежала феодалам. «Бесгосподные люди» рассматривались феодальным правом как дичь, «как птица в воздухе, как волк в лесу»[6]. Их можно было обращать в рабов и даже безнаказанно убивать. Право ловить «дичь» принадлежало монарху. «Если чужой человек проживал год и один день во владении феодала, он становился навсегда его крепостным»[7].

Крепостные сопротивлялись эксплуатации главным образом путем отказа от выполнения феодальных повинностей. Об этом говорится во многих официальных документах. В Трире крепостные перестали платить чинш и нести барщинные повинности. У неповинующихся отнимали наделы и заставляли ежедневно работать на барщине. «Если кто откажется выполнять свою работу (по вывозке монастырю леса), подлежит наказанию бичеванием: получает 30 палочных ударов или (по своему желанию) платит штраф в 6 денариев. При повторном отказе наказывается тем же, но о выборе способа наказания (бичевание или штраф) решает сам господин аббат. Палка для наказания должна быть длиной в локоть и ладонь и толщиной как вертел, на котором жарят мясо»[8]

Крестьяне прибегали и к вооруженной борьбе. В 1103 году вспыхнуло восстание в Фрисландии против маркграфа Генриха. Восставшие убили маркграфа и на время освободились от тяжелых повинностей. В 1129 году вспыхнуло восстание в Лимбургской церкви.

По словам местной хроники, зависимые люди перестали обычные повинности и церковь на длительное время потеряла свои доходы.

Крестьянские волнения не проходили бесследно. Феодалы были вынуждены идти на некоторые послабления.

Большая часть земель в Германии принадлежала светским феодалам. Самыми крупными землевладельцами после короля были герцоги, марграфы, за ними следовали графы, фрайгеры и рыцари, в том числе и министериалы.

Рядом со светской феодальной знатью стояли прелаты церкви – архиепископы, епископы и аббаты. По своему положению в феодальном обществе и государстве они не уступали светским магнатам.

В XIIвеке оформились феодальные сословия – князей, «свободных господ» и рыцарей. Группировка феодалов по сословиям проходила по линии военно-феодальной иерархии. Крупные феодалы, державшие земли непосредственно от короля и получавшие инвеституру, составляли сословие имперских князей.

Ступенькой ниже находилось сословие «свободных господ». В него вошла, как прежняя, служивая знать в лице графов, так и крупные феодальные аллодисты. Свидетельством полного обособления рыцарства от низших классов был строгий запрет ношения оружия для крестьян и горожан.

В Постановлении Фридриха I «О сохранении мира» от 1152 года говорится, что «Если кто из крестьян осмелится носить оружие – меч или копьё, под юрисдикцией которого находится нарушитель, должен отнять оружие или оштрафовать на двадцать солидов. Купцам разрешалось брать с собой в дорогу меч, но не опоясываться им, а привязывать к седлу лошади или везти на повозке»[9]. В другом эдикте этого императора говорится «изгонять из войск крестьянских и поповских сыновей»[10]. Из этого можно сделать вывод, что для крестьян был уже закрыт доступ не только в рыцарство, но и в военный министериалитет.

В XI – XII веках главными противниками усиления королевской власти были герцоги. Каждый их них стремился сохранить за собой положение самостоятельного князя области. Основой могущества герцогов было их крупное землевладение и поддержка собственных вассалов. Герцогская победа была одержана с помощью епископата. Сами герцогства как племенные княжества уже разложились. Вместо герцогств начали создаваться вотчинно-территориальные образования.

Взаимоотношения между феодалами регулировались ленным обычаем. Возникшая система вассалитета развивалась в Германии медленнее, чем во Франции. Долгое время наряду с вассалитетом сохранялись нетленные отношения характерные для раннего феодализма.

Феодальная иерархия в германии окончательно оформилась не ранее второй половины XII века в Саксонском и Швабском зерцалах она выступает как иерархия шести и семи военных щитов. Во главе иерархии стоял король – верховный сюзерен. Его власть распространялась, прежде всего, на князей, получавших королевскую инвеституру, а через них – на три остальных нижестоящих щита. Ленные отношения в Германии были также запутанны, как и во Франции. Ленное право не запрещало вступать в вассальные связи, с каким угодным количеством лиц и любой территориальной и государственной принадлежности. Феодал заботился только о том, чтобы его ленная зависимость не сказалась на сословном положении. Вступление в вассальную зависимость к французскому сеньору не нарушало сословной чести даже самого высокого немецкого князя. Многие немецкие крупные феодалы состояли в вассальной зависимости от феодалов Франции, имели чиншевые лены от французского короля.

Ленная система в Германии не охватывала всех отношений феодальной собственности и всех сторон государственной организации. Наряду с вассальными связями продолжала оставаться непосредственная государственная зависимость. Если в отношении с вассалами король был не только сеньором, то в отношениях с аллодистами он являлся главой государства.

Король обладал высшей судебной властью на территории всей страны, как по ленным делам, так и по делам общего характера. Он пользовался регалиями, дававшими доходы сверх тех, которые поступали из домена.

Государственное законодательство, осуществлялось королевской властью вместе с магнатами страны. Основа этого законодательства была крайне узка, наряду с общегосударственными законами действовали местные вотчинные «узаконения», имевшие узкую территориальную основу, но обладавшие обязательной силой для зависимого населения вотчин. Король вместе со своими приближенными издавал законы по принципиальным вопросам социального и политического характера, обязательные на всей территории государства. Феодалы каждый в отдельности устанавливали правовые нормы для крепостного и зависимого населения своих вотчин.

Государственное законодательство в ту пору было крайне бедно. Это объясняется узостью сферы действия общего права. Население находилось в полной власти своих господ и жило по действующим в каждой вотчине правовым нормам. В течение веков не появлялось ни одного значительного законодательного акта.

В XII веке общегосударственное законодательство значительно расширилось. Но оно отвечало не столько интересам государства, а усиливавшейся княжеской власти. Это особенно заметно на законодательной деятельности Фридриха II, обеспечивавшей князьям фактический суверенитет в их владениях. Духовенство в своей власти стремилось избавиться от притязаний светских феодалов на церковную собственность, и использовало свою власть исключительно в своих интересах. Наивысшего напряжения борьба светской власти с церковью достигла в споре об инвеституре. Победителями вышли церковные иерархи и светские князья. Они сорвали соглашение императора с папой на условиях возвращения епископами и аббатами всех владений и прав, полученных от короля и отказа короля от инвеституры прелатов, навязав невыгодные для императора условия Вормсского конкордата.

Королевской власти были присущи еще судебные функции. Король являлся верховным судьей и по общему и по ленному праву. Король признавался общим судьей над всеми. Но король был подсуден знати. При избрании на престол он приносил присягу о соблюдении законов и правосудия. За свои противозаконные действия король отвечал перед судом феодальной знати. Председательствовал сам король. Примером подобного разбирательства является решение собрания князей, по делу возбужденному лозаннским епископом против Генриха VI о незаконной передаче им регалий, принадлежавших ранее епископу. Это дело, разбиравшееся в присутствии короля, было решено в пользу епископа.