Смекни!
smekni.com

Изображение основных политических деятелей Фронды в мемуарах Ларошфуко и Реца (стр. 11 из 12)

Заключение

В момент написания мемуаров как Рец, так и Ларошфуконе рассчитывали на то, что их труды попадут на суд публики. Потому писали они вполне свободно то, что думали и знали. Каждый из них прошел через многое, и главным событием в жизни обоих была Фронда. Оба мемуариста были в ней на стороне противников Мазарини, но оба видели исход войны по-разному, они имели свои интересы,и по сути были разными по характеру людьми, которые оценивали все события и людей в них по разному. Оба описывая тех или иных людей давали им свою характеристику, в чем-то совпадающую, а в чем то и нет.

В мемуарах Ларошфуко так и Реца явно прослеживается морально - нравственная оценка, как противников, так и их соратников по Фронде. Так, для определения поведения Мазарини, Ларошфуко указал вначале то, что должность первого министра придала Мазарини некую самоуверенность в своих действиях. По мнению Ларошфуко, первый министр не имел морального права управлять волей королевы, а как следствие управлять государством. Ларошфуко обвинял Мазарини в непродуманной политике против горожан Парижа. Многие поступки Мазарини Ларошфуко считает в своих мемуарах неправильными. А ведение политики путем обещаний, коварства и хитрости недостойными первого министра. Этот факт подтверждается тем, что Ларошфуко сам попался на ложное обещание Мазарини. Так, же Ларошфуко указывает на коварное пленение Принца. В поведении Мазарини Ларошфуко усматривает сторону намеренной или природной глупости. Он указывает на то, что непристойно человеку, занимающему такой пост, как Мазарини жить и работать простаком, с которым запросто можно было пообедать, переговорить, повстречаться. Именно так оценивает Ларошфуко моральную сторону поведения Мазарини.

А вот как оценивает действия Мазарини Рец. В его отношении мемуарист был настроен, изначально критически. Автор мемуаров указывает на многие успехи в политике Мазарини, но они, по словам Реца, перечеркивались его поведением, с нравственной точки зрения неоправданны. А поведение это связанно с признаками мошенничества в политике, которое осталось в поведении у Мазарини с юных лет. В дальнейшем многие действия и поступки Мазарини трактовались, как действия именно в характере мошенника. Что бы Мазарини не сделал, во всем Рец видит подвох, и дает низкую морально-нравственную оценку.

К королевеЛарошфуко явно относился с почтением и выказывал ей всяческое уважение, не указав на моральную подоплеку ее поведения. Но многие упреки в ее адрес были направлены не на нее, а на Мазарини, хотя самому Ларошфуко было прекрасно понятно, то, что именно королева является регентшей, и она принимает многие решения. В манере ее поведения и общения прослеживается то, что она несдержанна в моменты особой ярости. На предложение дружбы и помощи, может ответить насмешками и пренебрежением, как это получилось с Ларошфуко в момент, когда тот предложил свои услуги. Как указывает мемуарист, в политике королева использовала различные приемы, которые Ларошфуко не оценивает, но упоминает. Это факты ведения двойных переговоров с Рецем против Конде, и с Конде против Реца, хотя потом сама указывает на то, что обоих ненавидит. Эта двойственность и притворство в политике явно не по духу Ларошфуко.

В отношении Анны Австрийской, Рец был вполне сдержан, дав лишь конкретный портрет королевы, как глупому человеку и политику. Мемуарист отмечает, что ногие действия и поступки королевы были или выдержаны или имели импульсивный и взрывной характер, как в общении с представителями двора, так и в поступках на политическом поприще. Рец явно указывает на низость того, что королева позволяет министру - иностранцу указывать им – французским дворянам на их место при дворе.

Как указывает Ларошфуко, Конде в своих поступках не всегда пользовался такими важными политическими свойствами как преданность поставленному курсу, своим соратникам. Конде переходил из одного лагеря в другой видимо из личных интересов, или из-за коварных планов Мазарини, как это случилось перед его арестом. Именно коварством и хитростью Мазарини, Ларошфуко прикрывал недостатки в мыслях и поступках самого Конде. Но общая картина морального облика Конде не идеальна с точки зрения Ларошфуко. Одно, по мнению Ларошфуко в моральном облике Конде делало из него блистательного и непоколебимого человека - дворянина – это его военный талант, смелость в бою. По мнению Ларошфуко, другие его поступки в большинстве имели личностный интерес, а не связанный с родиной.

Рец пишет в отношении принца де Конде вполне уважительно, описывает его смелость в бою, но на политическом поприще многие его поступки с точки зрения морали Рец оценивает не вполне адекватно, не желая показывать многие факты. К таковым Рец относит и то, что Конде метался то от одной, то к другой политической партии. Так например, из-за того, что Конде не получает адмиральского звания он уже готов выступить против Королевы и Мазарини, что вполне укладывается в понимания морали этих действий в то время. Нравы той эпохи диктовали условия, при которых политики имея общую благородную цель, вполне могли скрывать под ней свои личные интересы и выгоды. Рец пытался сделать все для объединения усилий фрондеров, но тот же Конде поверив «утке о покушении на него со стороны фрондеров», поверил и помирился с Мазарини, по сути, изменив той самой идее об освобождении страны от Мазарини и его влияния, бросив обвинения в адрес соратников. Эта черта в поведении Конде вызывает явное недоумение в мемуарах Реца.

Таким образом, сравнивая оценки политических деятелей Фронды в мемуарах Ларошфуко и Реца, можно сделать вывод, что во многом их точки зрения были схожи в оценках. Так в характеристике и оценке поведения Мазарини, как Рец, так и Ларошфуко придерживались одного мнения, что Мазарини был человеком недостойным занимаемым им поста, политиком хитрым и коварным. Характеристика личности Мазарини у них, во многом схожа. Оба мемуариста указывают на наличие у первого министра ума, и оба показывают на отсутствие благородства. Морально – нравственная оценка поведения крайне низка и видимо, не достойна первого министра. Изображая Принца в мемуарах, мемуаристы явно расходятся во мнениях, и в манере изображения его. Конечно, были общие моменты, в которых мемуаристы были схожи во мнениях – это военная доблесть, благородство, смелость. Но на политическом поприще многие оплошности и, по сути, предательство, Ларошфуко показывал с точки зрения коварства и хитрости Мазарини, но не как с точки зрения глупости и недальновидности самого Конде, тем самым показав Конде опытным и благородным политическим деятелем. А вот в мемуарах Реца явно прослеживается несколько другая картина Конде, как политического деятеля, написанная с большей критикой в его адрес. Эта критика проявлялась в тексте мемуаров в том, что в отличие от Ларошфуко Рец изобразил в большей степени то, что Конде следовал, по сути, своим интересам, не особо думая об общем деле, о соратниках, и даже о том, что их общий враг – Мазарини – человек которому не стоит верить. Это по мнению Реца – понятные вещи, которые Конде к его сожалению не усвоил.

В изображении королевы, как у Ларошфуко, так и у Реца были общие моменты в том, что оба мемуариста отрицательно относятся к факту нахождения у ее особы Мазарини, и его отрицательного влияния на нее и на ее политику. В этой связи Ларошфуко и Рец с отрицательной точки зрения оценивают морально – этическую сторону поведения и поступков королевы. Так же объединяет мемуаристов то, что в этих оценках они были очень осторожны и сглаживали многие острые моменты в правлении королевы. Но в отличии от Ларошфуко Рец осмелился дать в своих мемуарах далеко неблагоприятную оценку в характере королевы, указав на многие ее отрицательные человеческие качества.

Список использованной литературы и источников

Источники:

1.Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы: Пер. с фр. А.С. Бобовича, Э. Линецкой / Послесл. и коммент. М.В. Разумовской. М.: Наука, 1993.

2. Рец Ж.Ф.П. Мемуары: Пер. с фр. Ю.Я. Яхниной. М.: Ладомир, 1997.

3.Ларошфуко Ф. Максимы и моральные размышления // Размышления и афоризмы французских моралистов XVII-XVIII веков: Сборник: Пер. с фр. / Сост., вступ. ст., примеч. Н. Жирмунской. Л.: Худож. лит., 1987.

Литература

1.Абсолютизм во Франции. К 100-летию Б.Ф. Поршнева (1905-1972). М.: Ком Книга, 2005.

2.Виппер Ю.Б., Самарин P.M. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века. М, 1954

3.Виппер Ю.Б. «Мемуары» кардинала де Реца // Рец Ж.Ф.П. Мемуары. М., 1997.

4.Губер П. Мазарини. М., 2000

5.Ивонина Л.И. Французские министры XVII века и их богатства // Новая и новейшая история. 2006. № 6.

6.Ивонина Л.И. Мазарини и его мир. Смоленск, 2002.

7.Кнехт Р..Ж. Ришелье. Ростов-на-Дону, 1997

8. Копосов Н.Е Высшая бюрократия во Франции XVII века. Л.1990.

9.Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Л., 1982.

10.Люблинская А.Д. " Французский абсолютизм в первой половине XVII века" Л.1982.