Смекни!
smekni.com

Октябрь 1917 года: большевистский заговор или народная революция (стр. 3 из 8)

В стране продолжало царить раздвоение власти, при котором Совет не мог заставить себя взять власть окончательно, а Временное правительство было парализовано обязательством все свои действия согласовывать с Советом. Некоторые меры всё же приняты были: зарплата рабочим немного выросла, но инфляция свела на нет все усилия правительства на этой почве. А ещё и неудачно ведшаяся и непрекращающаяся война подогревали народ на решительную борьбу. Временное правительство в такой обстановке переживало кризис за кризисом, что и привело к его отставке.

Первый кризис был вызван сильнейшим антивоенным митингом в столице. Министр Милюков объявил Антанте, что Россия не выйдет из войны, это вызвало массовый протест. Народ требовал отставки не удовлетворяющих его требования министров. Правительству пришлось пойти на удовлетворения требований демонстрантов и отправить неугодных министров в отставку. Однако войны оно не прекратило, поэтому начался и второй кризис. Если во время первого съезда Совета его делегаты готовы были доверять и сотрудничать с Временным правительством, то народ был настроен резко против таких мер. Мощнейшая демонстрация наглядно проиллюстрировала всем, что Временное правительство растеряло всё то и так небольшое доверие, которым оно пользовалось у народа. Попытка отвлечь народ началом наступления российских войск на юго-западе, не имела успеха, так как наступление было провальным.

Это и вызвало третий кризис. В столице вспыхнула 500 тысячная демонстрация, которая прямо требовала у Совета кардинальных действий по захвату власти, в которой участвовали и большевики. На что временное правительство ответило расстрелом демонстрации и арестом Ленина. После таких событий большевики решили, что пора осуществлять военный переворот, так как мирное развитие революции подошло к своему завершению.


1.4 Подготовка к вооруженному восстанию

Предлагая большевикам бойкотировать Демократическое совещание, Ленин руководствовался сведениями о значительном росте рабочих забастовок и крестьянских волнений, усилении позиций большевиков в Петроградском и Московском Советах, колебаниях и растерянности в среде правых социалистов.

В статье "Марксизм и восстание" Ленин писал, что восстание должно опираться "не на заговор, не на партию, а на передовой класс... на революционный подъем народа... на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых нерешительных друзей революции". По мнению Ленина, в ОК ситуация была именно такова и позволяла надеяться на успех восстания. Ленин считал, что промедление с восстанием может привести большевистскую партию к непоправимым потерям. Особенно резко он возражал против того, чтобы дожидаться Учредительного собрания, "которое явно будет не с нами". Ленин предлагал не дожидаться и созыва нового съезда Советов.

В конце сентября в статье "Кризис назрел", столкнувшись с противодействием большинства членов ЦК РСДРП(б) курсу на немедленное восстание, Ленин даже заявил о выходе из ЦК. К этому времени обстановка изменилась. Керенский сформировал новое (третье) коалиционное правительство, в котором социалисты располагали лишь шестью местами из семнадцати. Статус Предпарламента был изменен. Теперь он становился только совещательным органом при Временном правительстве. Лишь после этого большевистская фракция Демократического совещания приняла решение об уходе из Предпарламента, на чем с самого начала настаивал Ленин. 7 октября, на первом же заседании Предпарламента, возглавлявший большевистскую делегацию Троцкий заявил о выходе из его состава. С этого момента стало окончательно очевидно, что большевики готовят вооружённое восстание.

10 октября состоялось совещание ЦК РСДРП(б), в котором впервые после ухода в подполье участвовал Ленин, незадолго до того нелегально вернувшийся в Петроград. По настоянию Ленина, совещание приняло решение о немедленной подготовке восстания. Против выступили только Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев. Они считали, что мелкобуржуазные круги (включая крестьянство) выступят против восстания, а поддержка со стороны солдат окажется недостаточной. По мнению Зиновьева и Каменева, нельзя было начинать пролетарскую революцию в крестьянской стране до победы пролетариата на Западе.

Решение, принятое 10 октября, было подтверждено на расширенном совещании ЦК 16 октября. Восстание должно было начаться до открытия 2-го Всероссийского съезда Советов, намеченного на 25 октября. 18 октября Каменев, по-прежнему возражавший против немедленного восстания, высказал свою (и Зиновьева) точку зрения в газете "Новая жизнь", которую издавал М. Горький. Позиция Горького была тогда близка к меньшевистской. Ленин расценил выступление Каменева в непартийной печати как предательство и потребовал исключить его и Зиновьева из партии. Гнев Ленина был вызван не выдачей тайны (о подготовке большевиками восстания было широко известно), но нарушением партийной дисциплины. ЦК все же оставил Каменева и Зиновьева в партии, обязав их не выступать против линии ЦК.

Практическая подготовка восстания сосредоточилась в Военно-революционном комитете (ВРК) при Петроградском Совете Формальным председателем ВРК стал левый эсер П. Е. Лазимир, фактически его работой руководил Троцкий. В состав ВРК был включен и большевистский партийный военно-революционный центр (ВРЦ). 21-23 октября ВРК направил своих комиссий ров в части столичного гарнизона, потребовал не выполнять без его санкции приказы штаба Петроградского военного округа. На сторону ВРК перешел гарнизон Петропавловской крепости.

Временное правительство знало о предпринимаемых большевиками шагах. Но оно не располагало силами для перехода в наступление и рассчитывало лишь на подавление большевистского восстания фронтовыми частями. Только 24 октября Керенский решился закрыть большевистские газеты "Рабочий путь" и "Солдат" и начать уголовное дело против ВРК по обвинению в подстрекательстве к мятежу.


Глава 2. Революционные действия

2.1 Захват власти

Вечером 24 октября 1917 года в столице революционной России – Петрограде неудержимо раскручивался маховик вооруженного восстания против буржуазного Временного правительства. По инициативе эсеровской и меньшевистской фракции Временного Совета Республики была принята резолюция. В ней, помимо осуждения большевистского восстания, Временное правительство призывалось – с целью ликвидации почвы для восстания – к немедленному изданию декрета о передаче земли в ведение земельных комитетов и решительному выступлению во внешней политике – с предложением союзникам провозгласить условия мира и начать мирные переговоры.

Это была, так сказать, демократическая альтернатива социалистической революции с весьма гипотетическими шансами на успех. Но, во-первых, она явно запоздала. Сам лидер эсеров В.М. Чернов тогда же заметил тщетность подобных попыток: "Уж если не удержался за гриву – за хвост и подавно не удержаться". Во-вторых, глава Временного правительства А.Ф. Керенский, ознакомившись с "формулой перехода", не сумел оценить ее с порога и отверг рекомендацию Предпарламента. Тем самым "последний шанс" на спасение буржуазной власти был утрачен.

К октябрю 1917 года явственно проявилась готовность революционных масс к действию. Стихийное возбуждение трудящихся переросло под руководством партии в сознательную, твердую, непреклонную решимость биться до конца. Временному правительству не оказывали полного доверия даже кадеты. Все буржуазные и мелкобуржуазные партии выявили в ходе революцию свою полную неспособность решить поставленные общественным развитием вопросы. Вооруженное восстание было естественным, неизбежным выходом из создавшегося положения.

На основе учения Маркса и Энгельса, на основе изучения опыта революционного движения В.И. Ленин четко сформулировал общие условия победоносного восстания. "Восстание, чтобы быть успешным, - писал он, - должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс. Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъем народа. Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых нерешительных друзей революции". Все эти объективные факторы победоносной вооруженной борьбы выявились полностью в сентябре – октябре 1917г.