Смекни!
smekni.com

Роль творческого меньшинства в концепции А. Тойнби (стр. 5 из 5)

Заключение

Таким образом, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема для Тойнби не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Осознание человеком своей роли в развитии цивилизации может предотвратить ее гибель.

Главные представления для понимания исторических процессов — механизм «вызов — ответ» и различие между творческим меньшинством и пассивным большинством (пролетариатом). Развивается культура до тех пор, пока не прервется цепочка «вызов — ответ». Когда элита не способна дать эффективного ответа пролетариату, начинается надлом цивилизации. В этот период творческая позиция элиты и доверие к ней пролетариата сменяются «душевным самотёком», «расколом души». Выходом из этого положения Тойнби считает «трансфигурацию», т. е. духовную перестройку, которая должна привести к формированию новой, высшей религии и дать ответ на вопросы страждущей души, импульс для новой серии творческих актов. Но осуществится духовная перестройка или нет — зависит от многих факторов, в том числе от искусства и самоотверженности правящих элит, степени одухотворенности пролетариата. Последний может искать и требовать новой истинной религии либо удовлетвориться неким суррогатом, (например, марксизм).

На идее цикла, цикличности и в наши дни останавливают свое внимание исследователи: историки, философы, социологи. Современная историческая ситуация это внимание даже стимулирует и поощряет очень многими факторами и обстоятельствами. И прежде всего - остротой и неотложностью решения проблем экологии, демографии и разоружения. Их обычно воспринимают как симптомы кризиса современной техногенной цивилизации, а кризис - неотъемлемый "нисходящий" элемент любой циклической концепции истории. "Кризисные" настроения невольно наводят на размышления о биологически конечной определенности социального организма, человеческой расы.

Список используемой литературы:

1. Фёдорова Н.В. Аналитический обзор основных современных этноландшафтных концепций // Учёные записки Таврического национального университета, Том 14 (53), N 1

2. Философия культуры: Становление и развитие. — СПб.: Лань, 1998; подготовлено Кафедрой философии культуры и культурологии философского факультета Санкт-Петербургского Государственного университета

3. http://www.ccssu.crimea.ua/internet/Education/notes/edition14/tom1geography/article30.htm)

4. http://gumilevica.kulichki.net/Toynbee/index.html