Смекни!
smekni.com

Великое княжество Финляндское 2 (стр. 2 из 3)

Во время правления Николая II была принята политика, направленная на русификацию Финляндии. Сначала была сделана попытка заставить финнов проходить воинскую службу в российской армии. Когда сейм, который раньше шёл на уступки, отклонил это требование, генерал Бобриков ввел военно-полевые суды. Период правления генерал-губернатора Бобрикова, известный под эмоциональным названием «годы угнетения», закончился его убийством летом 1904 года, а своё политическое завершение он нашёл в проведенной осенью 1905 года всеобщей забастовке.

1.7. Революционный подъём 1905—1907 гг

Русская революция 1905 года совпала с подъёмом национально-освободительного движения финнов, и вся Финляндия присоединилась к Всероссийской забастовке. Политические партии, особенно социал-демократы, приняли участие в этом движении и выдвинули свою программу реформ. Николай II был вынужден отменить указы, ограничивающую финляндскую автономию. В 1906 году был принят новый демократичный выборный закон, который давал право голоса женщинам. Финляндия стала первой страной в Европе, где женщины получили право голоса. При установлении всеобщего избирательного права количество избирателей в стране выросло в 10 раз, старый четырёхсословный сейм был заменён однопалатным парламентом. После подавления революции в 1907 году император ещё раз попытался закрепить прежнюю политику путём введения военного правления, и оно просуществовало до 1917 года.

1.8. Революция 1917 года

После Февральской революции в России в марте 1917 года были возобновлены привилегии Финляндии, утраченные после революции 1905 года. Был назначен новый генерал-губернатор и созван сейм. Однако закон о восстановлении автономных прав Финляндии, одобренный сеймом 18 июля 1917 года, был отклонен Временным правительством, сейм распущен, а его здание заняли российские войска. После свержения Временного правительства Финляндия провозгласила свою независимость 6 декабря 1917.

2. Государственное устройство

2.1. Политическое устройство

Главой Великого княжества Финляндского являлся русский император, носивший титул Великого князя финляндского, генерал-губернатор — председатель местного правительства, а с 1816 года — Императорского финляндского сената, выполнял функции наместника. Высшая финская администрация подчинялась непосредственно императору. В Петербурге финскими делами до 1891 года занимался Комитет (в 1809—1811 гг. — Комиссия) по делам Финляндии.[3]

Сейм Финляндии состоял из представителей четырех сословий. В его компетенцию входило только законодательство в области внутренних дел. Без согласия Сейма император не мог вводить или отменять законы и налоги.

До 1863 года, поскольку финляндский Сейм фактически не собирался, Сенат принимал активное участие в законодательной жизни края, хотя формально был наделён лишь правом законодательной инициативы. Законопроект, исходящий от Сената, по одобрении его императором, должен был пе­редаваться в виде высочайшего предложения на обсуждение Сейма, а так как Сеймы не созывались, то на деле сразу же после одобрения законопроект становился законом.

Административное деление Территориальные приращения

В качестве жеста доброй воли, а также с целью завоевать расположение своих новых подданных, в 1811 году (манифестом от 11 (23) декабря) царь Александр I выделил из собственно Российской империи территорию так называемой «Старой Финляндии» с городом Выборг, отнятую у Швеции в 1721 г. по Ништадтскому миру, и присоединил её к Великому княжеству Финляндскому.

2.4. Население

По переписи 1810 года, то есть через год после присоединения Финляндии к Российской империи, население княжества составило 863 300 человек. Из них 15 % (129 тыс.) — германские по происхождению шведы, составлявшие абсолютное большинство городского населения региона, и 85 %(734 тыс.) — финно-угорские по происхождению финны, карелы и саамы. Шведоязычное меньшинство занимало ведущее положение в культуре и экономике княжества и во времена Российской империи, включая период независимой Финляндии после революции 1917 года, но его доля, равно как и влияние, постепенно сокращалось в силу ряда демографических причин, несмотря на то что по условиям мирного договора с Российской империей гражданам Шведского королевства разрешалось проводить любые гражданские операции на территории Российской Финляндии, то есть иммигрировать, свободно распоряжаться имуществом и т. д. Финны и саамы, расселённые по мелким хуторам, традиционно составляли основу крестьянского сословия, но со второй половины XIX века начали вовлекаться в урбанизационные, экономические, а также национал-политические процессы по всему княжеству. Русские поселенцы в Финляндии, равно как и финские татары никогда не были особенно многочисленными. Тем не менее русские чиновники заняли важные административно-политические посты. Доля русских в населении Российской Финляндии к 1917 году достигла только около 0,2 %. Однако, учитывая автономный статус Финляндии, царское правительство не проводило целенаправленной политики переселения русских в княжество, сознательно ограничиваясь лишь временным назначением российских чиновников высшего разряда. Наибольшая концентрация русского населения наблюдалась на землях Старой Финляндии, в частности в промышленном секторе города Выборга. К моменту провозглашения независимости в 3-миллионной Финляндии постоянно проживало лишь около 6 тыс. русских (0,2 % населения страны, при этом шведы составляли 12,9 % населения страны). Но всё же современный финский язык сохраняет следы той эпохи в виде хорошо интегрированных заимствований из русского языка. Присутствие русских была наиболее значительным в прибрежных городах юга страны — в Хельсинки и Выборге. Именно в г. Выборг наблюдалась наибольшая концентрация русских в дореволюционной Финляндии — 6,5 % населения города (3250 чел. или 60 % всех русских дореволюционной Финляндии), шведов в городе насчитывалось 10 %, финнов — 81 %, немцев и прочих — 2,5 %.

Население страны несколько увеличилось в 1811 году после передачи княжеству земель Старой Финляндии. В дальнейшем, на всём протяжении российского периода, население княжества, в особенности финская его часть, бурно росло, увеличившись с 0,9 млн в начале российского правления до 3,0 миллионов накануне революции 1917 года. Динамика населения княжества выглядела следующим образом:

· 1820 1 177 500

· 1830 1 372 100

· 1840 1 445 600

· 1850 1 636 900

· 1860 1 746 700

· 1870 1 768 800

· 1880 2 060 800

· 1890 2 380 100

· 1900 2 655 900

· 1910 2 943 400

· 1920 3 147 600

Внутри страны за время унии с Российской империей произошли ключевые демографические сдвиги в национальном и языковом плане. Хотя доля шведов по Финляндии в целом сократилась незначительно (с 15 % в 1809 до около 12 % по оценке н 1917 год), а доля финно-угров немного выросла (с 85 % до 87 %), финны были активно вовлечены в процесс урбанизации, в политическую и экономическую жизнь княжества.

В г. Турку по данным переписи 1880 г. финны составляли 53,6 %, а шведы — 41,9 %, хотя в начале века это соотношение было обратным. Долгое время Хельсинки также развивался как исключительно шведоязычный город. В 1870 году, то есть когда Финляндия уже входила в состав Российской империи, преобладающими официальными языками в городе были: шведский — 57 %, финский — 25,9 %, русский — 12,1 %; употреблялись также немецкий (1,8 %) и прочие (3,2 %). Всего через 20 лет, в 1890 году из-за начала массовой миграции финских крестьян в города, политики российских властей на поддержание и развитие финского языка и частичной ассимиляции шведов соотношение языков было следующим: 45,6 % шведский, 45,5 % финский, 6 % русский и 2,9 % прочие. К началу ХХ века финны составляли уже около 60 % населения столицы.

Но демографический взрыв на территории в основном аграрной Финляндии привёл к резкой нехватке плодородных земель для её 3-х миллионного населения. В конце XIX — начале ХХ века начинается интенсивная эмиграция финских крестьян. Большинство направляется на пароходах в США, в особенности в северный штат Мичиган, небольшое количество — в Санкт-Петербург. К примеру, в списках пассажиров легендарного Титаника было 86 граждан Российской империи, в том числе 59 жителей Великого княжества Финляндского.[4]

2.5. Экономика Великого княжества Финляндского

В начале XX века в Финляндии преимущественно развивалась деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, которая ориентировалась на западноевропейский рынок. Ведущей отраслью сельского хозяйства стало животноводство, продукция которого также в основном вывозилась в Западную Европу. Торговля Финляндии с Россией при этом сокращалась. Во время Первой мировой войны из-за блокады и практически полного прекращения внешних морских связей были свёрнуты как основные экспортные отрасли, так и отрасли внутреннего рынка, которые работали на привозном сырье.

2.6. Денежные единицы княжества

Когда Финляндия входила в состав Швеции, в ходу были шведские кроны. Во время русско-шведских войн использовались денежные знаки обеих стран, в 1809—1860 годах — только российский рубль.

В 1860 году, по указу императора Александра II, на территории Великого княжества Финляндского была введена собственная валюта — финляндская марка, чему немало способствовала активность Йохана Снелльмана, финского сенатора, публициста, отца финского национализма.

Название для новой валюты придумал Элиас Лённрот, собиратель «Калевалы». Примечательно, что Германия назвала свою валюту маркой только через 10 лет.

2.7. Армия

С 1868 по 1881 гг. Финляндия располагала одним гвардейским батальоном, который частично содержала на свои средства.[5] После военной реформы 1878 года[1] Финляндия юридически получила свою собственную национальную армию, которая просуществовала до 1901 года и не могла быть выведена за пределы княжества для имперских нужд и предназначалась лишь для обороны финской территории. Первый призыв в национальную армию состоялся в 1881 году. Армия состояла из финнов, главнокомандующим считался император, в Финляндии войсками руководил генерал-губернатор. Размер армии был определен в 5 600 человек.[6]